Поиск на сайте

Знания у ставропольских школьников хуже, чем у их сверстников из соседних регионов

 

На прошлой неделе состоялась коллегия Минобразования края, где подводили итоги ЕГЭ-2009. Единый госэкзамен на Ставрополье обнажил ряд серьезнейших проблем школьного и вузовского образования, которые требуют немедленного разрешения. Но готовы ли к этому чиновники?

 

Как в страшном сне
В нынешнем году в школах России ЕГЭ полностью заменил экзамены в традиционной форме. По крайней мере, по 11 основным предметам школьной программы. 
На Ставрополье сдача Единого госэкзамена коснулась 20 тысяч юных граждан (впервые в их число попали выпускники средних специальных учебных заведений – колледжей и техникумов). 
Кстати, выпускников в крае оказалось почти на тысячу больше, чем в прошлом году (а вот в целом по стране тенденция прямо противоположная – количество экзаменуемых за год уменьшилось на сто тысяч человек!).  
Каждый ребенок должен был сдать два обязательных экзамена (русский язык и математику), необходимых для получения аттестата о среднем образовании. Ну а чтобы поступить в вуз, надо было сдать еще как минимум один дополнительный экзамен (по тому предмету, который являлся профильным для избранной вузовской специальности). 
Большинство школьников края (около 12 тысяч) сдавали по выбору 3-4 дисциплины. Ну а восемь ребят экзаменовались по всем девяти доступным предметам! Среди факультативных дисциплин дети охотнее всего выбирали историю (ее сдавал каждый пятый школьник), физику и биологию (каждый шестой) и обществознание (каждый восьмой). 
Как выяснилось, лучше всего ставропольские школьники знают русский язык (средний балл по краю – 55 из ста возможных) и обществознание (53 балла), а хуже всего владеют физикой и информатикой (чуть меньше 46 баллов) и математикой (41 балл). Причем абсолютно по всем предметам краевые выпускники показали результаты несколько хуже, чем в среднем по России. 
Непригляднее всего на фоне остальных регионов мы выглядим по знанию французского языка (здесь разрыв со среднероссийскими показателями – 14 баллов), английского языка (11 баллов) и информатики (10 баллов).

 

Сломанные цветы жизни 
Закономерно, что русский язык лучше знают выпускники городских школ Ставрополья (во всех городах края, кроме Железноводска, средний балл по этому предмету выше 55); а вот в числе аутсайдеров ожидаемо оказались сельские территории с пестрой этнической картиной (Буденновский, Кочубеевский, Туркменский районы). 
В случае с другим обязательным предметом - математикой - ситуация совсем иная. Оказалось, например, что среднестатистический школьник в Железноводске знает царицу наук почти на десять баллов хуже, нежели ребята из соседних Ессентуков. 
Далеко не лучшие познания в математике у ребят из Невинномысска, Буденновска и Лермонтова. Объяснить такие разрывы можно только низким качеством организационной работы. 
Лучше всего сдали ЕГЭ по обоим обязательным предметам в Новоселицком районе (это при том, что еще пару лет назад в рейтинге Минобразования края этот район и вовсе плелся в самом хвосте). Ну а самые низкие оценки оказались у детей в Курском районе, где в нескольких школах количество двоечников просто зашкаливает. 
Лучшие результаты по ЕГЭ продемонстрировали гимназии №2 Георгиевска, «Лик» Невинномысска, пятигорские 12-я школа и гимназия «Дебют-Уни» при технологическом университете, а также 1-я школа Ставрополя. 
В сравнении с прошлым годом в крае вдвое выросло число 100-балльников - если в 2008-м их было 14, то теперь уже 27 (это объясняется просто - увеличением числа сдаваемых предметов).
А двое детей (Марк Шестаков и Мария Шибкова) и вовсе получили «сотню» сразу по двум дисциплинам - таких уникумов и во всей стране по пальцам пересчитать.  
Как особо подчеркнули на коллегии Минобразования, все 100-балльники - участники олимпиад и научных конференций, то есть их отличный результат на ЕГЭ закономерен. Ну а вот сколько талантливых ребят срезались на Едином госэкзамене, ни в школах, ни в министерстве подсчитывать не стали. Чтобы не портить благообразные итоги. 
Заметно выбивается наш край из общероссийской картины по апелляциям. Оспорили результаты экзамена около 1500 юных ставропольцев, причем половина(!) жалоб была удовлетворена (в среднем по России школьники выиграли лишь 20% апелляций). Показательно, что по истории были удовлетворены три четверти жалоб, по обществознанию - две трети.
Это лишний раз доказывает, насколько формализованы и необъективны критерии заданий ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам; тесты здесь никогда не станут полноценной заменой устных экзаменов. 

 

Аттестат незрелости
Не может не радовать, что в сравнении с прошлым годом на Ставрополье резко уменьшилось число двоечников (например, по русскому языку и истории - вдвое). Правда, по физике, химии и биологии отстающих стало немного больше, чем год назад. 
Всего же в крае в нынешнем году не получат аттестат 678 школьников (они провалили как минимум один из обязательных экзаменов), теперь эти ребята вправе пересдать ЕГЭ в будущем году.
Что же касается предметов по выбору, то больше всего двоечников оказалось опять-таки по информатике (каждый третий) и географии (каждый седьмой).  
Правда, количество «неудов» в крае могло бы быть намного больше. Так, во время первой волны ЕГЭ «двойки» по математике получили 10% выпускников, из них каждый третий захотел пересдать экзамен во второй волне (закон дает им такое право). И практически все ребята на переэкзаменовке получили положительные оценки. 
Впрочем, по выводам Рособрнадзора, большинству школьников дополнительные баллы просто «нарисовали», чтобы кое-как натянуть на «троечку».
Если брать в целом по России, то аттестат зрелости не получили 32 тысячи школьников. Представьте только, это население целого города! Цифра просто огромная, особенно учитывая, насколько низок в нынешнем году был проходной порог по обязательным предметам. 
Так, чтобы получить «троечку» по математике, нужно было всего лишь выполнить четыре простейших задания: упростить дробь, найти косинус угла, решить уравнение... Пожалуй, с такими задачками справился бы даже человек, закончивший школу лет двадцать назад.   
Две трети неаттестованных в крае (как, впрочем, и по всей стране) - это выпускники вечерних школ и классов экстерната. Что же, их провал на ЕГЭ-2009 лишь подтвердил давно известный факт: качество обучения в «вечерках» - ниже некуда. 
Понимают это и сами родители школьников, пытаясь устроить их в другие учебные заведения. Так, в нынешнем году в крае на 12% вырос прием в ссузы (техникумы и ПТУ). Причем все чаще сюда уходят дети, отучившиеся в школе 10 классов (11-й они заканчивать не хотят, видимо, боясь сдачи ЕГЭ). 
Например, только в Апанасенковском районе в техникумы ушли полсотни 10-классников. Жаль только, что родители верно не сориентировали своих детей сразу после девятого класса - год из жизни у них был вычеркнут зря.

 

ПереЕГЭзаменовка
Какое же будущее выбирает для себя сегодняшняя молодежь? Как прозвучало на коллегии, две трети ребят, сдавших в нынешнем году ЕГЭ, поступили в вузы (из них 10% уехали учиться в соседние регионы, а 8% - в Москву и Питер), а каждый пятый захотел обучаться в ссузе.
Полторы тысячи вчерашних школьников нынче работают, еще около четырехсот призваны в армию и еще столько же валяют дурака - ни учиться, ни работать они не хотят. 
На коллегии много говорили о том, что Единый госэкзамен обнажил целый ряд серьезнейших проблем в образовательной сфере края, требующих немедленного разрешения. 
Так, министр образования Алла Золотухина посетовала на крайне низкие результаты на экзаменах по физике, математике и информатике. Но удивляться тут нечему - среди педагогов-математиков каждый четвертый пенсионного возраста, а многие и вовсе не имеют профильного педагогического образования (в основном в сельских школах). 
Задания ЕГЭ по информатике порой и вовсе не соответствуют образовательному стандарту. На уроках информатики педагоги, как правило, просто учат детей работать на компьютере, между тем как эта дисциплина требует знаний по кибернетике, программированию, логике... 
Вот и получается: пришел ребенок на экзамен по любимому предмету, а ему приходится отвечать на те вопросы, к которым его попросту не готовили в школе. 
То же самое с геометрией. В школах края вообще по пальцам пересчитать дипломированных учителей-геометров, нынче в педагогических вузах их почти не готовят. И педагоги, натаскивая ребенка на ЕГЭ по математике, попросту жертвуют геометрией в пользу более доступной алгебры. Не хватает в школах и учителей обществознания - науки, без которой в современном мире не обойтись. 
Еще одна проблема - чересчур замороченная система зачисления в вузы. В нынешнем году оно проходило в три этапа: сначала зачисляли льготников, потом целевиков и наконец рядовых абитуриентов. 
Учитывая, что каждый абитуриент мог подавать заявления хоть в тысячу вузов одновременно, это привело к полной неразберихе. Конкурс на многие специальности был просто виртуальным. 
Ректор СГУ Владимир Шаповалов на коллегии рассказал, что уже после первого этапа зачисления у них в университете были заполнены практически все места и как таковой надобности еще в двух этапах «отсева» уже не было. Но проводить их пришлось, раз требовал закон.  
Все помнят недавнюю истерию по ТВ по поводу фальшивых 100-балльников и «инвалидов» из национальных республик, наводнивших Москву. Так вот, Ставрополь как столицу Северного Кавказа эта проблема, похоже, тоже не минула. 
Сказался переизбыток целевых мест в некоторых вузах (например, в медакадемии целевой набор составляет почти 40%, в аграрном университете - 18%). 
А ведь именно на целевые места (там отдельный, традиционно более щадящий конкурс) в основном и поступали ребята из соседних республик, у которых в свидетельстве о ЕГЭ могли значиться 90 или 100 баллов, а в аттестате - круглая «троечка». 
Об этом на прошлой неделе даже заявил губернатор края Валерий Гаевский, потребовав от вузов провести тотальную «зачистку» от тех, кто объективно не способен к продолжению обучения». 
Что имел в виду губернатор, остается только догадываться. Как бы то ни было, на коллегии этот и многие другие скользкие вопросы предпочли обойти стороной - рефреном всех чиновничьих выступлений было то, что ЕГЭ в крае прошел без нарушений, позволив-де абсолютно объективно оценить знания школьников.

 

Антон ЧАБЛИН,
обозреватель  
«Открытой» газеты

 

Голосуют читатели «Открытой»

Перед началом сдачи Единого госэкзамена на сайте нашей газеты (www.opengaz.ru) стартовало интерактивное голосование по вопросу: «Как вы оцениваете повсеместное введение ЕГЭ?» Высказалось около девятисот посетителей сайта. Итак, ЕГЭ... 

  • «Приводит к развалу лучших традиций российского образования» – 34%
  • «Привел к тому, что даже на элитные вузовские специальности поступают люди с улицы» – 30%
  • «Привел к росту коррупции на довузовском уровне образования» – 12%
  • «Победил коррупцию в приемных комиссиях вузов» – 8%
  • «Дает возможность пробиться в столичные вузы талантливым провинциалам» – 2%
  • «Позволяет более адекватно оценивать знания абитуриентов» – 2%
  • «Стимулирует новые, прогрессивные формы преподавания в школе» – 2%

ВАК,проф.,док.комп.наук26 декабря 2009, 18:41

 
 
 
 

ЕГЭ - это тесты контродя знаний - что знают и что не знаю школьники. Раньше никто не знают, а что незнают школьники в России. Теперь узнали и ужаснулись - как много пробелов в голвах у выпускников российских школ. 90% школьников -900 тысяч впускниковотказались сдавать ЕГЭ по информатике, биологии и географии своей страны??? ЕГЭ по истории и физике отказались сдавать 75% - 720 тысяч выпускников школ. Иваны - истории своей родной страны незающие??? Кошмар болотный??? Сталин -бандит, преступник или террорист??? Россияне - не знают Истории Своей Родины??? ВАК,профессор, док.наук, маг.прав.WDU

Сергей02 октября 2009, 17:13
 
 
 
 

Прямо как про колеса и насосы. Когда ответить автору нечем, надо "запустить дурочку". Чтобы не в облом было.

Лаврушка01 октября 2009, 16:55
 
 
 
 

чем не довольны? Умеет тётя Бархатова измерять качество. Асмолов считает, что ЕГЭ поднимет россиянское образование на недосягаемую высоту. Но не знает, как брать эту высоту. Может быть позвать Елену Исинбаеву? А лучше, конечно, позвать Кличко - пусть засветит главному закоперщику - сыну академика.

Возмущенный29 сентября 2009, 11:43
 
 
 
 

Что ж вы такая "Открытая" газета, а мой комментарий испугались поставить? Я писал о некомпетентности Антона, который указал на то, что Гаевский объявил о зачистке вузов 31 августа, а не на "прошлой неделе". Это очевидная ошибка. Но вы почему-то даже этого боитесь. Что могу сказать? На словах только смелые. Разочаровался, как и многие в псевдоправдолюбах.

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях