Поиск на сайте

В прошлом номере «Открытая» опубликовала статью «Аморально! Дико! Тупо!» о том, как чиновники края пытаются закрыть факультет искусств Ставропольского государственного педагогического института. Педагоги без работы не останутся. Речь идет о другом - школы и детские садики лишают профессиональных преподавателей с высшим образованием по ряду творческих специальностей.
Публикация вызвала огромный резонанс среди наших читателей, и в первую очередь среди сотрудников и студентов самого института. Часть писем, которые пришли в «Открытую», мы публикуем ниже. Некоторые из них стали реакцией на официальную позицию министра образования края Ирины Кувалдиной, которой мы и предваряем дискуссию.  
 

"Не ликвидация, а оптимизация"
 

Позиция в защиту факультета искусств Ставропольского пед-института, высказанная в статье «Аморально! Дико! Тупо!», обнаруживает неравнодушие автора к культуре и творческому образованию, и само это неравнодушие, безусловно, вызывает уважение. Однако факты, приведенные в статье, намеренно либо по незнанию искажены.
Прежде всего, отметим: я нигде не выступала с заявлениями о том, что финансовая ситуация не позволяет содержать факультет, пединститут финансируется в достаточной мере. Решения, принимаемые по профессиям в сфере искусств, мотивированы отнюдь не денежными трудностями.
Речь о закрытии факультета не идет, мы лишь говорим о переориентации подготовки специалистов, которая позволит расширить их возможности по трудоустройству в образовательные учреждения края. В данном вопросе мы учли предложения ректората вуза.
Если раньше выпускник получал образование по одному профилю «музыка», «хореография», «изобразительное искусство», то  сегодня предлагается расширить профиль подготовки и обучать студентов одновременно по двум направлениям – «начальное образование и изобразительное искусство», «дошкольное образование и музыка». Все-таки ребята обучаются в педагогическом вузе, задача которого, прежде всего, готовить учителя, а не деятеля культуры.
Именно такие специалисты востребованы в школах края, в том числе сельских, где  выпускники смогут работать по двум профессиям (не так уж много часов в школьной программе отводится на изучение музыки и изобразительного искусства).
Что касается подготовки специалистов по профилю «хореография», то в этом году, учитывая обращения граждан, абитуриенты смогут получить образование как на бюджетной, так и на коммерческой основе.
Вместе с тем в Ставрополе работает образовательное учреждение сферы культуры и искусства среднего профессионального образования - Ставропольский краевой колледж искусств, в котором ведется подготовка по направлениям «музыка», «хореография». Колледж полностью удовлетворяет спрос ставропольских учреждений культуры и дополнительного образования.
Кстати сказать, отделение дизайна, существующее в пединституте и с педагогикой никак не связанное, работает только на коммерческой основе, удовлетворяя спрос всех желающих.
Возможность получения среднего и высшего профессионального образования по направлению «культура и искусство» на бюджетной основе  сегодня существует в ряде известных в крае учебных заведений, в том числе в Ставропольском краевом колледже искусств,  Ставропольском краевом художественном училище, краевом музыкальном колледже им. Сафонова (Минеральные Воды), училище дизайна (Пятигорск), а также в Ставропольском государственном университете.
Выпускники перечисленных учреждений востребованы в музыкальных, художественных, хореографических школах края, учреждениях культуры, дополнительного образования детей. В общеобразовательных школах у них есть возможность вести кружковую деятельность. Так что наши ребята имеют возможность получить достойное образование и работу, не выезжая за пределы Ставрополья.
Идет рабочая корректировка образовательного процесса, приведение его в соответствие с реальными потребностями в образовательной сфере и профилем педвуза. Но этот процесс представлен как «танковый наезд» на культуру. Суть происходящей в институте оптимизации, да и сам масштаб (несколько мест на факультете) не заслуживают таких резких оценок.
     

Лукавство и абсурд
 

В приказе от 30 декабря 2011 года министр образования И.В. Кувалдина подписала контрольные цифры приема на специальности «Музыкальное образование» и «Изобразительное искусство» факультета искусств Ставропольского пединститута за счет бюджетных средств. Однако в апреле этого года министр пересмотрела собственное решение и вычеркнула эти специальности с пометками: «Нет!», «Нет!», «Нет!» И расписалась!
Таким образом, министр сократила следующие специальности: «Музыка», «Музыка и дополнительное образование», «Изобразительное искусство», «Изобразительное искусство и дополнительное образование», «Дополнительное образование (в области хореографии)». В контрольных цифрах набора, представленных И.В. Кувалдиной в ректорат, о хореографии не упоминается вообще.
Предложенное министром «расширение» профилей подготовки и обучение студентов одновременно по двум направлениям, например «начальное образование и изобразительное искусство», «дошкольное образование и музыка», - это абсурд! Нельзя готовить наполовину музыкантов и наполовину художников. Никому ведь в голову не приходит  оптимизировать врачебные профессии, соединив стоматолога и окулиста.

Людмила ОВСЯНИКОВА,
декан факультета искусств, кандидат педагогических наук, доцент,
Маргарита НАЛБАНДЬЯН,
завкафедрой теории и методики
музыкального образования,
кандидат педагогических наук, доцент,
Раиса ШНЮКОВА,
завкафедрой изобразительного искусства, заслуженный учитель РФ, доцент,  
Любовь СЛЯДНЕВА,
завкафедрой хореографии, доктор педагогических наук,  профессор 
 
 

Некомпетентность, равная вредительству
 

Судя по комментарию министра Ирины Кувалдиной, впору ставить вопрос о явном антисоциальном заказе, выполнить который следует любой ценой. Или налицо безбрежная некомпетентность, которую подтверждает сногсшибательная сентенция министра: «…задача педагогического вуза, прежде всего, готовить не деятеля культуры, а учителя».
 

Становится по-настоящему страшно за будущее наших детей. Министр образования не может не понимать, что любой учитель-предметник, воспитатель, методист должны быть не только трансляторами общечеловеческих ценностей и традиций, но и непосредственными деятелями культуры, созидателями той среды, в которой только и возможно подлинное образование.
 По долгу службы г-жа Кувалдина должна знать, что никто в крае, кроме пединститута, не выпускает сегодня специалистов с высшим образованием по направлению «народное художественное творчество», учителей и руководителей детских народных коллективов. Более того, только в пединституте существуют студенческий оркестр народных инструментов, казачий хор, ансамбли «Сударушка», «Медовый спас» и «Ложкари» - к слову, призеры международных конкурсов.
Министр утверждает, что речь идет о переориентации подготовки специалистов: мол, если раньше выпускник получал образование по одному профилю, например «музыка», то сегодня одновременно по двум направлениям - «дошкольное образование и музыка».
В министерстве, видно, недосуг разобраться и понять, что абитуриенты музыкального отделения - будущие учителя музыки, должны предварительно закончить музыкальную школу, сдать вступительный экзамен по специальности, а потом в вузе получить еще 8 тысяч часов профподготовки.
Абитуриенты же, поступающие на специальность «Начальные классы» или «Дошкольное образование», могут даже нот не знать. А в институте всего за 3 тысячи часов они получают дополнительную подготовку, чтобы наряду с музыкальными руководителями работать в детском саду или начальной школе. Аналогичная ситуация с хореографами, учителями рисования.
Одним словом, министр пытается сохранить хорошую мину при плохой игре.
В результате предложенной «переориентации» только в 2012-2013 учебном году институт может потерять около тридцати педагогов высочайшей квалификации - докторов наук, заслуженных деятелей культуры, искусств, чьи имена известны не только в крае, но и далеко за его пределами.
Этими губительными экспериментами факультет искусств поставлен на путь полного разрушения.
Откровенным лукавством отдает утверждение о том, что возможность получения среднего и высшего профессионального образования по направлению «культура и искусство» на бюджетной основе сегодня существует в ряде других учебных заведений края. Но Ставропольский государственный университет готовит дирижеров и вокалистов для сцены, но не учителей (да и эти направления тоже оказались под угрозой «переориентации» в связи с включением вуза в состав федерального университета). Все другие учебные заведения, на которые делает ставку министр, - средние.
Процесс уничтожения системы высшего педагогического образования запущен и идет полным ходом. Вместо того чтобы помогать факультету, развивать материально-техническую базу, правительство стало на путь «оптимизации» того, что создавалось с таким трудом. Это не оптимизация, это злостное, безнравственное, безответственное вредительство!
Идет уничтожение не факультета, а нашего будущего: у  молодежи вытравливается само понятие родины!
 

Анатолий ГРИГОРЬЕВ,
доктор культурологии, кандидат педагогических наук,
профессор кафедры теории и методики
музыкального образования СГПИ, заслуженный
деятель искусств Чеченской Республики, 
Леонид ЧЁРНЫЙ,
член Союза художников, член Союза дизайнеров России, член Союза
театральных деятелей, заслуженный деятель искусств РФ,
доцент кафедры изобразительного искусства 

 

Политика разорения

Методичное уничтожение Ставропольского государственного пединститута набирает темп
 

А между тем этот вуз готовит не только учителей и воспитателей, но еще логопедов, дефектологов, соцработников, специалистов в области народного творчества.
Учебное заведение остается едва ли не единственным в крае центром по сохранению и развитию национальной культуры, так как его подразделения, бывшие педагогические колледжи, стали филиалами вуза в Буденновске, Ессентуках, поселке Иноземцево, обеспечивая педагогами все Ставрополье.
Молодежь из самых бедных слоев могла учиться по месту жительства, закрепляясь на малой родине, обзаводясь семьями. В структуре института все было по уму - и теория, и практика; к дошкольному факультету прикрепили детский сад, к факультету начального образования - дошкольный центр и начальную школу, к другим специальностям - общеобразовательную школу и педагогические колледжи.
На факультете искусств создали единственные по всему Северному Кавказу студенческий оркестр русских народных инструментов, казачий хор, ансамбли народного танца и «Русские ложкари».
Но пришло время, когда этот островок культуры и здравомыслия однажды оказался государству не нужен и даже вреден.
Не так давно министр образования края Ирина Кувалдина объявила, что в вузе закрывается бюджетный набор абитуриентов по специальностям «Русский язык» и «История» (историко-филологический факультет), а также набор в аспирантуру по этим специальностям.
А вскоре стало известно, что прекращается набор на специальности единственного в крае факультета, выпускающего педагогов с высшим образованием в области народного творчества - учителей пения, музыки, танцев, рисования, руководителей студий, кружков. Обучение детишек для краевого бюджета стало непомерным бременем.
Для обоих факультетов вуза - историко-филологического и искусств - это означает  ликвидацию уже через два года.
Не прошло и недели, как мы снова услышали заявление министра - на этот раз о ликвидации одного из филиалов института, старейшего педагогического учебного заведения в поселке Иноземцево, 87 лет обеспечивающего Кавказские Минеральные Воды воспитателями, вожатыми, соцработниками, учителями.
Так одною волею чиновников была решена судьба учреждения, пережившего войну и перестройку. А заодно и тысячи человек - педагогов, студентов, членов их семей.
Особое недоумение вызывает уверенность министра в том, что никакие протесты родителей, студентов, педагогов, большей частью имеющих научные степени и звания, откровенно абсурдных решений не отменят. Это лишь подтверждает: в крае осуществляется тщательно спланированная акция по убиению стройной системы подготовки учителей.
Тут-то и становится прозрачной истинная причина невразумительных и лукавых утверждений о том, что, мол, учителей для школ начнут готовить в магистратурах федеральных вузов. Кому как не министру должно быть известно, что в нынешнем году вузы федерального подчинения (кроме Пятигорского государственного лингвистического университета) практически полностью свернули набор на учительский бакалавриат и перешли на подготовку  преподавателей высшей школы. А в условиях, когда вузы находятся в стадии реформирования на пути в федеральный университет, рассчитывать на них в области подготовки учителей вообще наивно.
Да и как можно не видеть   разницы между мастерами сценического вокала, которых готовят в Ставропольском государственном университете, и учителями пения?
Известно, что две трети выпускников пединститута идут работать в сферу образования, в том числе преподавать русский язык и отечественную историю - всем, кто намерен строить  жизнь здесь, на Кавказе, сохраняя культуру и традиции. Танцевать лезгинку умеют многие, а вот с русским народным творчеством дело обстоит куда скромнее. С нынешними чиновниками о нем так и вообще, похоже, придется забыть.
Абсурдные решения в сфере образования - это не потешные идеи о запуске дирижаблей и устройства моря на Кавминводах. Мы в отличие от министра, которая не боится протестных настроений, хорошо знаем, чем могут заканчиваться такие настроения на нашей неспокойной земле, и рисковать будущим своих детей не хотим.
А чиновникам хотелось бы напомнить, что экстремизм - главная опасность для Северного Кавказа - появляется не в один день, а корни его - в неуважении государства к людям. 
 

 
Марина БЛИЗНИЧЕНКО,
старший преподаватель факультета искусств СГПИ,
Ю. ВИЛЬДАНОВА,
студентка 1-го курса СГПИ,
Николай ГОРДИЕНКО,
заслуженный энергетик России, ветеран труда,
Анатолий ГРИГОРЬЕВ,
заслуженный деятель искусств Чеченской Республики,
доктор культурологии,
президент регионального фонда традиционной и славянской культуры Ставрополья «Возрождение»,
М. ГРИДНЕВА,
студентка 5-го курса СГПИ,
Г. РУБАШКИНА,
студентка 4-го курса СГПИ,
Иван ГРОМАКОВ,
заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель
Государственного казачьего ансамбля песни и танца «Ставрополье»,
А. ДОБРЯНСКАЯ,
концертмейстер,
Валерий КОРОТКОВ,
заслуженный артист РФ, художественный руководитель ансамбля «Пограничник Кавказа»,
Е. НОВИЧИХИНА,
студентка 1-го курса СГПИ,
Т. ТИХОНОВА,
студентка 1-го курса,
Ю. УМРИХИНА,
старший преподаватель СГПИ
(Всего 24 подписи)

 

Дамоклов меч
 

Чем же так провинилось перед Господом Ставрополье, если угроза уничтожения нависла даже над искусством?
 

Здравствуй, уважаемая редакция! Публикация «Аморально! Дико! Тупо!» в «Открытой» (№15 от 18 апреля с.г.) просто не дает молчать, ведь ликвидация факультета искусств Ставропольского государственного педагогического института, продвигаемая в жизнь министерством образования края, не поддается никакому здравому осмыслению!
Легко разрушить, но трудно восстановить и практически невозможно в наше время разобщенности и аморальности что-либо построить на пепелище. Как вообще могла в голову прийти такая дикая, жуткая мысль - уничтожить факультет искусств?
Разве доброту, духовность, нравственность, красоту можно измерить деньгами? Вы подумали, господа чиновники, что будет в крае с культурой и образованием лет через пять-десять? В руках каких педагогов окажутся наши дети в садиках и школах?
Судя по всему, руководители края над этими вопросами  не задумываются. Именно поэтому треть всех преступлений совершается как раз подростками, в души которых своевременно не вложили чувство прекрасного, любви к ближнему, гордости за свое Отечество и малую родину.
Когда Япония мучительно очищалась от грязи и мерзости фашизма, в школах и вузах этой страны большинство занятий отвели живописи, изоискусству, музыке - не ради развлечения, а ради духовного возрождения, восстановления, покаяния. А мы, победившие коричневую чуму, движемся ровно в обратную сторону. Стыдно, что в нашем богатейшем своими природными ресурсами крае нет средств на культуру, искусство, учительство!
Да и кто вообще дал право краевому руководству отнимать у наших детей и внуков возможность раскрыть в себе талант Гречишкина, Севрюкова, Зинченко, Чайковского, Глазунова, Плисецкой, Зыкиной, Хворостовского?..
Многовековая история цивилизации доказала, что без искусства человечество существовать не может - оно неминуемо превращается в стадо.
В таком случае, кто из когорты «реформаторов» ответит, откуда в крае возьмутся высокообразованные, компетентные преподаватели, знающие психологию развития ребенка, владеющие современными методиками и технологиями обучения? Сегодня таких специалистов готовит единственный вуз - Ставропольский педагогический государственный институт. 
Закрытие факультета искусств - это первый серьезный предвестник надвигающейся гуманитарной катастрофы. Над краем навис дамоклов меч, угрожающий разрушить всё доброе и вечное, что создавалось не одним поколением учителей.
 

Лев АЛМОСОВ,
член Союза художников РФ,
Юрий БУДАРИН,
председатель Ставропольского регионального
Союза дизайнеров,
член творческого Союза художников РФ,
член Совета председателей Союза дизайнеров РФ,
Раиса ШНЮКОВА,
заслуженный учитель РФ, 
Наталья КОРЖОВА,
заслуженный работник культуры Чеченской Республики,
Сергей МАЙОРОВ,
член Союза художников РФ,
Вера ПИЛИПЕНЕКО,
заслуженный учитель РФ,
Евгений ТОЛСТОКОРОВ,
заслуженный работник культуры РФ,
Леонид ЧЁРНЫЙ,
заслуженный деятель искусств РФ

 

Когда верстался номер
 

Буквально за пару часов до сдачи газеты в печать в редакцию позвонили из Ставропольского пединститута и восторженно сообщили: только что в Министерстве образования края принято решение дать факультету искусств контрольные цифры набора на этот год по специальностям «Музыка» и «Изобразительное искусство» (в пользу сохранения «Хореографии» вопрос якобы был решен еще на минувшей неделе). Если эти восторги не преждевременны, то можно только поздравить Министерство образования за возврат к здравому смыслу. Поблагодарить за то, что его руководители не довели конфликт до предельной точки, а его участников - до взрыва.
Однако в этой истории (со счастливым концом?) есть-таки одна странность. В то время, как из института редакции докладывали о разрешении конфликта, параллельно по другим телефонам звонили из министерства и просили «чуть-чуть скорректировать» комментарий Ирины Кувалдиной, не меняя в нем главного: набор по специальностям «Изобразительное искусство» и «Музыка» на факультете искусств остается закрыт.
А потому окончательную точку в этой истории, видимо, ставить рано. Что кроется за противоречивыми звонками в редакцию, станет ясно в ближайшие дни, о чем мы непременно сообщим нашим читателям.   
 

ВИКТОР07 мая 2012, 23:37

НЕ БОЛТАЙТЕ ЕРУНДУ О СТОМАТОЛОГЕ И ОКУЛИСТЕ, Я УЧИЛСЯ В ХУД ШКОЛЕ В Т.Ч. И НА СКУЛЬПТОРА. ДАВНО УЖЕ ПОЛУЧАЮТ ОДНОВРЕМЕННО ДВЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ФИЗИК С ПРЕПОДОВАНИЕМ МАТЕМАТИКИ И НА ОБОРОТ. ХИМИК С ПРЕПОДОВАНИЕМ БИОЛОГИИ, ОБЖ И ФИЗКУЛЬТУРА И ДР. НЕ НАДО ИЗ ЛЮДЕЙ ДЕЛАТЬ ДУРАКОВ. МИНИСТР ПРАВА, ЕСЛИ ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧАТЬ НЕСКОЛЬКО СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, СЧИТАЮ, ЧТО БУДЕТ ПРАВИЛЬНО. А ВООБЩЕ ПРОСМАТРИВАЕТСЯ ЯВНЫЙ ЗАКАЗ ОБЛИТЬ ГРЯЗЬЮ МИНИСТРА. У НАС У НАРОДА ВЕДЬ, ЧТОБ РУКОВОДИТЕЛЬ НЕ СТАЛ ДЕЛАТЬ ВСЕ СЧИТАЕМ ПЛОХО, АМАРАЛЬНО И Т.Д. УЖЕ И МИНИСТЕРСТВО СОГЛАСНО С КОМЕНТАРЩИКАМИ, ВСЕ РАВНО НЕ ТАК. ДА И ЕЩЕ ПО КОМЕНТАРИЮ АНРЮШИ. ЕСЛИ ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ ЧЕЛОВЕКА (МИНИСТРА) ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ОНА БЕЗДАРЬ. ОНА ВЫСОКОКЛАССНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛ.

Андрей02 мая 2012, 12:23

Здравого смысла НЕТ! Есть ИСПУГ негодяев,которым доверили КУЛЬТУРУ и ИСКУССТВО! Интересно,а тот или те,кто доверил самое прекрасное,что СОЗДАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО,им КТО дал ПРАВО назначать бездарей?! СКАЖУ: каждая должность СТОИТ ДЕНЕГ!

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях