Поиск на сайте

Почему требования к образованию всё выше, а уровень знаний всё ниже

 

На днях по всем телеканалам прокрутили встречу президента с главой Минобразования Андреем Фурсенко, на которой, в том числе, обсудили тему «Совершенствование Единого госэкзамена (ЕГЭ)».
Министр бодро доложил, что вопросы в экзаменационных листах будут отныне формулироваться по-новому: сократят число тех, где надо выбирать правильный ответ из нескольких вариантов, а «в математике вообще уберут поиск ответов». Расширена та часть ЕГЭ, где ответ носит развернутый характер, вводится устный экзамен по иностранному языку, раньше принимавшийся только в письменной форме. В планах провести в девятых классах экзамен на компьютерах, и если эксперимент удастся, непременно закрепить его.
«Подходы к проведению единого госэкзамена сформированы, он проявил себя как нормальный способ тестирования знаний», - подытожил, в свою очередь, Дмитрий Медведев.
В этом году ставропольские школьники уже пятый раз будут сдавать ЕГЭ, и нет сомнений, что слова главы государства найдут на местах полную поддержку. Результаты о сдаче ЕГЭ оформят в духе «выполним и перевыполним», дежурные статисты озвучат их с глубоким удовлетворением о проделанной работе. Оно и понятно: в положительных итогах заинтересованы и учителя, и ученики, и чиновники.
Но, может быть, пора спуститься с небес на грешную землю, перестав, наконец, морочить гражданам голову?
Безусловно, есть талантливые или просто смышленые дети, для тестирования которых вполне подойдет форма ЕГЭ. Но говорить надо об основной массе школьников, которым и модернизированный по высшему разряду ЕГЭ категорически противопоказан. И дело тут даже не в самом экзамене, а в системе обучения, которую подгоняют под этот заимствованный на стороне метод проверки знаний. А подходы в обучении напрямую влияют на уровень знаний, который катастрофически падает, несмотря на то, что требования к нему вроде бы как ужесточаются.
Как выглядит это на практике, могу продемонстрировать на примерах, с которыми столкнулся лично на своих уроках в Ставропольском строительном техникуме, где преподаю историю. Сатирик Задорнов отдыхает.
Преподаватель: «Когда в России свершилась революция 1917 года?»
Студент: «В 1924 году».
Преподаватель: «Ты, Василий Иванович, за большевиков или за коммунистов? (из книги Д. Фурманова «Чапаев»). А вы за кого?»
Студент: «Не знаю. За большевиков. А может, за коммунистов».
О том, что понятия эти синонимичны, большинство даже не подозревает. Чапаев, как известно, выкрутился: «Я за III Интернационал», но о нем студенты и слыхом не слыхивали.
Преподаватель: «Кто такой Владимир Ленин?»
Студент: «Президент СССР. Друг Петра I».
Преподаватель: «Кто такой Михаил Бакунин?»
Студент: «Родоначальник русского анахренизма...» После чего пытается доказать, что ответ его правильный, ведь он вычитал его в Интернете!         
На просьбу показать на карте Англию, после долгих поисков и раздумий слышу: «Нет ее здесь, какая-то «Великобритания» написана...» Некоторые не в состоянии выговорить в общем не самые сложные слова: абсолютизм, пролетариат, легитимность...
И вот с таким багажом знаний наш техникум встречает вчерашних школьников. Да, можно говорить об общих негативных тенденциях в образовании, но ведь у этих тенденций есть конкретные причины. Одна из них, по моему убеждению, кроется в том, что в рамках подготовки к ЕГЭ по истории уроки свелись к зубрежке дат.
Знать «что, где, когда», конечно, необходимо, но вовсе не в том количестве, в каком заставляют чиновники от образования. А ведет это к тому, что в отряд космонавтов мои студенты без долгих раздумий зачислили не только конструктора ракет С.П. Королева, но еще Белку и Стрелку, это, мол, такие позывные были. Кому-то, наверное, все это покажется смешным. Но когда собственными ушами слышишь этот ужас от симпатичных мальчишек и девчонок, только вступающих во взрослую жизнь, которым ее строить и совершенствовать, понимаешь: это не анекдот, это наша реальность. Слов нет, просто хочется выть!
Самое же печальное в том, что все чаще приходится видеть перед собой пустые, ничего не выражающие и не желающие взгляды. Мы подошли к самому страшному - пропал интерес к знаниям. Недавно по ТВ показывали выступление Владимира Высоцкого в Доме культуры какого-то завода. Какие одухотворенные лица простых работяг, сколько света и любопытства в глазах, сколько самой жизни - неподдельной, открытой, бурной!..
В то же время отупляющее действие ЕГЭ сказывается и на преподавателях, которые перестают анализировать высказывания учащихся, следить за их мыслью, оценивать ее оригинальность. Не случайно все чаще на страницах прессы появляются бредовые предложения заменить учителя на «тьютора» - человека не обучающего, а сопровождающего образовательный процесс. Из этого же ряда обвинения в адрес педагогов еще советской закалки в использовании устаревших методов работы - учить, мол, нужно по-новому, больше давать детям свободы и самостоятельности.
Простите, о какой самостоятельности речь вообще? Не о такой ли: не любишь книги - не читай, нравится балдеть в Интернете - вперед, не нужна история - да и фиг с ней?! А ведь именно в знании своей истории заложена программа нашего будущего.
Допрыгались до того, что четырнадцатилетние подростки по уровню интеллекта и социальной зрелости находятся на уровне четырехлетних детей, - это не выдумки, а результаты исследований психологов. И судя по тому, что ЕГЭ у нас в полном фаворе, это не предел.
Зачем было ломать хорошее старое, насаждать западный опыт, от которого и в Европе, и в США сами давно отказались за его бесперспективностью? Очевидно, что ожидаемых результатов эксперимент не дал и на российской почве. А может, прошу прощения за крамольную мысль, как раз и дал нужные результаты? Того и гляди, наши дети станут грамотными, научатся думать, сомневаться, спорить, современные народовольцы появятся...
В стране, где интересы начальствующей верхушки вращаются вокруг нефтяных скважин, в таких перспективах есть, конечно, своя целесообразность. Только о новых прорывах в космос, в прямом и переносном смысле, придется забыть.
А реформаторам от образования неплохо бы чаще обращаться к историческим источникам. Например, к такому: «Космос мы проиграли русским за школьной партой», - констатировал президент США Дж. Кеннеди 4 октября 1957 года, в день запуска в СССР первого искусственного спутника Земли.
К этим словам американского лидера, попавшего в самую точку, прислушиваться, похоже, некому.

 

Сергей НОВИКОВ,
преподаватель истории Ставропольского
строительного техникума, читатель «Открытой»
Ставрополь

 

12311 февраля 2013, 23:05

Совсем результаты неудивительны. Когда преподаватель в ВУЗе получает 5 тыс., а профессор - 8 тыс. рублей, в то время как уборщица -10 тыс., а секретарша в ректорате 15 тыс. В результате вражеских реформ полностью разрушили все образование.

сергей сергеевич04 мая 2011, 23:04

уровень обучения упал давным давно с открытием "перестойки" и коомерциализацией страны.

Вадим30 апреля 2011, 18:47

БУДУЩИЙ президент США Дж. Кеннеди. Был избран президентом тремя годами позже, в ноябре 1960.

Кузмин Николай Павлович30 апреля 2011, 18:47

Полностью разделяю мнение автора статьи;форма тестов в ЕГЭ отучает школьников и студентов самостоятельно мыслить;кроме того,тесты ЕГЭ с правильными ответами продаются за деньги-иначе откуда у многих выпускников школ(особенно из республик Северного Кавказа) такие высокие баллы.Преподаватели ВУЗов прекрасно видят,что с введением ЕГЭ уровень подготовки выпускников школ упал и многих из них нужно отчислять после первой же сессии;но этого не происходит-иначе сами преподаватели останутся без работы-вот и "тянут за уши" этих "студентов"(в том числе и за деньги.)Не случайно,ведущие ВУЗы страны оставили у себя вступительные экзамены,так как они дорожат своей репутацией.Почему об этом молчат учетиля,преподаватели,чиновники от образования,Губернатор,наконец-? Веть деградирует молодежь!

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях