Поиск на сайте

Два Ставрополя – вчерашний и завтрашний – сумели «сплавить» в одном музейном пространстве художники-экспериментаторы

Слышали про «Люменарт»? Это интерактивный музей, который недавно открылся в Ставрополе в здании бывшей краевой типографии на улице Спартака. Правда, тут нет привычных экспонатов и экскурсоводов.

Зрители заходят в просторный полутемный зал, где вдоль одной стены стоят мягкие пуфики, а на другой – пять огромных проекционных панелей высотой под потолок. И демонстрируют здесь посетителям «ожившие» картины.

Для первой выставки в «Люменарте» действительно «оживили» известные полотна импрессионистов. Занималась этим команда медиахудожника Даниила Шебзухова, многолетнего участника фестиваля аудиовизуального искусства «Круг света».

Шебзухов рассказал «Открытой», какую огромную работу пришлось проделать, чтобы создать выставку. Все живописные полотна в «цифровом» формате сделали трехмерными, чтобы у зрителя был полный эффект погружения. И вот он, сидя на пуфике, словно бы присоединяется к «Завтраку на траве» или заглядывает в гримерку к «Голубым танцовщицам».

Ставропольцы смелый эксперимент оценили – выставка «оживших» полотен произвела фурор. А недавно в «Люменарте» открылась новая, еще более смелая экспозиция, посвященная истории Ставрополя.

В архивах нашли фотографии «старого» города – дореволюционной и советской эпохи. И на компьютере их совместили с современными снимками, сделанными точно с тех же ракурсов. Глядишь на знакомую улицу, а она за несколько мгновений словно «дряхлеет»: исчезают яркие вывески, иномарки, многоэтажки...

Зато, например, на Крепостной горе (а тогда еще Комсомольской горке) на фотоснимке военной поры «вырастает» колокольня Кафедрального собора и памятник Сталину (он стоял у лестницы, ведущей к собору).

Оказывается, за полвека до неузнаваемости изменился даже вход в парк «Центральный»: исчезли массивные будки касс и угловатые конструкции, на которых висели портреты Ленина... Вместо них, впрочем, появились ничуть не менее уродливые решетки.

А вот многие перекрестки за столетие, кажется, почти не изменились: например, часть улицы Советской, проспектов Октябрьской Революции и Карла Маркса – те же старинные домики по обеим сторонам, просторные тротуары и много-много зелени. Царскую старину на таких снимках «выдают» вовсе не дома, а булыжная мостовая, по которой мимо тяжелых кованых фонарей плетутся одинокие подводы.

С грустью глядишь на многие памятники прошлого, которые в Ставрополе уже безвозвратно утрачены. Вот на фотографии (даже не старинной, а семидесятых годов) крепкие стены особняка генерал-майора Федора Сахацкого на улице Горького.

На первом этаже – вывески хозяйственного магазина и художественного салона, толпятся люди. А вот – современность: рухнули три стены и крыша, остался только фасад особняка. Да и тот вот-вот обвалится, разрушенный корнями деревьев, буйно растущих из трещин.

Урбанизация не пощадила даже многие памятники советской эпохи. Уж нет кинотеатров «Родина», «Дружба» и «Экран». Заброшен и Дом пионеров на проспекте Октябрьской Революции. У фасада когда-то стояли гипсовые горнисты, зазывавшие ребят на кружки. Теперь же тут, в полуразваленном особнячке, хранится реквизит театра кукол...

С тяжким вздохом глядишь на старые фото магазина «Пассаж»: облик красивейшего здания тщательно берегли почти сотню лет, зато теперь рядом выросла бетонная махина торгового центра «Европейский». Старые фото – как в назидание потомкам: так строить не надо!

Не все, конечно, плохо. Ставрополь – как живой организм, он постоянно меняется. Иные здания, которые нынче знает каждый горожанин, с годами обретали новые черты: появился третий этаж у краеведческого музея, заново было отстроено по старым чертежам здание железнодорожного вокзала, взорванное нацистами во время оккупации.

Уже в недавние годы были полностью восстановлены Кафедральный собор на Крепостной горе и Тифлисские ворота на Ермоловской площади.

Наверное, через полсотни лет и наши потомки будут с не меньшим удивлением изучать фото из нашего инстаграма: торговые центры и жилые многоэтажки в Ставрополе будут таким же анахронизмом, каким сейчас выглядят пожарные каланчи и булыжная мостовая.

Антон ЧАБЛИН

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях