Поиск на сайте

 

Какие песни крутятся в мозгу?

 

«Мироощущение человека напрямую зависит от того, какие тексты песен крутятся у него в мозгу», - заметил писатель Юрий Поляков. Порой мне кажется, что наш мир еще держится потому, что  до сих пор поются «старые песни о главном», даже в ремейках они имеют успех.  В них есть смысл и искренние, волнующие слова, этот смысл выражающие. Это песни о любви к родной земле, к отчему дому, матери, песни о романтической любви,  дружбе, верности.
Но сегодня на рынке  сплошь  аудиопродукция,  лишенная какого бы то ни было смысла, или в огромном количестве иностранные «синглы». Вот и слушает молодежь английские песни или звучащее на русском языке с придыханиями нечто вроде «низ живота наполняет любовью». Компьютерная техника позволяет делать качественное звучание музыки и голоса. А вот тексты… увы! - видимо, слеплены «из того, что было», из бедненького лексикона их авторов.
Косноязычие в выражении чувств, отсутствие образности речи, убожество и грубость сравнений, наличие блатной, а то и тюремной лексики плюс ко всему грамматические и речевые ошибки, нарушение стиля  в языке становятся типичными для большинства песен, входящих в тот самый «формат», поставленный как заслон перед душевной мелодической песней.  

 

 

Дозволено все... ниже пояса
Главное сейчас не мелодия и голос, а эпатаж, стремление «порвать» всех. Это стало очевидным  на конкурсе «Евровидение-2007», где Верка Сердючка с ее хабальным имиджем и неполиткорректной песней  при минимуме слов оказалась на втором месте.
Мало новых хороших песен с поистине художественным текстом на русском языке наблюдалось и на известных конкурсных фестивалях «Славянский базар-2007» и нынешней  «Новой волне» в Юрмале, где предпочтение отдано творениям на английском языке. И это в Год русского языка! Хотя по условиям того же «Евровидения»  исполнитель имел полное право петь на родном языке. А лирико-патриотическая песня вообще стала большой редкостью на подобных конкурсах. Только Белоруссия осталась ей верна, что все мы видели на «Славянском базаре».
Наши певцы, даже известные, будто стыдятся  петь по-русски, а если и поют со смыслом, то часто такую пошлость,  что диву даешься.  Вот демонстративный «сингл-стеб», который поет создатель «Машины времени» Андрей Макаревич: «...тонкий шрам на твоей круглой попе - рваная рана в моей душе». Или  известные уже всем слова из английского текста песни группы «Серебро», лауреаток «Евровидения-2007»  про вертлявую симпатичную «задницу», которой они притягивают money-money. Их автор известный в шоу-бизнесе продюссер Марк Фадеев, штампующий исполнителей всех этих безумных текстов на фабрике звезд.
Недавно по МузТВ выдали  новый его опус в стиле порно-рэпа: «Все будет офигенно», где «телки будут сами раздвигать булки» и т.д. Автор этого «шедевра» Павел Воля  разъезжает на «Хаммере» и бахвалится тем, что все, что он ни сочинит, –  имеет успех. Еще бы, ведь его тексты направлены  на сексуальное возбуждение подростковой среды, которая кроме этих текстов больше ничего не знает и что такое песня для души, совершенно не ведает.
Каков же путь нынешней  песни о главном? Мой вопрос, заданный  как-то молоденькой продавщице отдела продаж звукозаписей: «Есть ли у вас новые лирико-патриотические песни?», вызвал у нее растерянность и недоумение.
«А спрашивают ли их вообще?» «Да, - наконец был ответ, - перед Днем Победы и Днем защитника Отечества». И, покопавшись, предложила мне хит - «Офицеры» Газманова, где  слова про «честь не изгадив» могут, наверное, подпевать лишь в о-очень сильном подпитии десантники в свой праздник.
Почему же  государство не беспокоится о том, какие песни поют и слушают граждане? Ведь не зря говорят: «Песня – душа народа». Тем не менее телевидение навязывает нам  попсу, не заботясь о профессиональном уровне текстов. Раз цензуры нет, значит, все дозволено.

 

 

ОНИ захватили все
Молодежные радиостанции, хотя и носят патриотические названия: «Русь», «Русское радио»,  но лирические песни о России зачастую не берут в эфир  из-за «формата», что означает несоответствие стандартам и современным требованиям, установленным такими «песенниками», как Фадеев, воспевающими половые и прочие низменные инстинкты.
Нынешний формат – это та пошлость,  которую вам вбивают в голову каждо-дневно и ежечасно. То, что крутится в эфире, что вы часто слышите в маршрутках, на дискотеках, на торжествах...  Молодое поколение на это подсадили,  как на иглу. И лишь зрелое и особенно старшее поколение на дух не принимает эту аморальную песенную «культуру». Но и поделать с нею ничего не может. Вначале думалось, что те,  кто создал его, какие-то явные вредители,  дающие указания из-за границы. (Вспомнился монолог героя из комедии «Шырли-мырли»: «Они  захватят все:  радио, телевидение, прессу и будут влиять на «гоев»). Но главный  вредитель – это  деньги.
Да и из остатков былой культуры  в эфир выбираются творения попроще, где есть  про «любовь-морковь». Ясно то, что почти все песни строго контролируются, и все, что является не форматом, к народу не доходит. Это очень  жесткая идеология. У молодых музыкантов отбивается умение и желание мыслить не примитивно, так как надо попасть в «формат», а кто к нам с «форматом» придет - тот  от формата и погибнет.
«Вслед за отстроенной вертикалью власти началось построение горизонтали культуры», - грустно заметил Михаил  Козырев - создатель и генеральный продюсер радиостанции «Наше радио», отправленный все-таки в  отставку недовольными  западными инвесторами-заказчиками.  А когда же им будут противостоять  наши госзаказчики?  Где они?

 

Кладут ноги на наш стол
Мы не научимся уважать себя, пока государство  само не  будет уважать своих граждан, свой народ. А пока оно позволяет заокеанским инвесторам класть ноги на наш стол: навязывать свою культуру, свой язык, своих героев и свои песни.  Дети и подростки в  летнем лагере отдыха на мой вопрос в анкете: «Кто твой любимый артист кино?» не назвали ни одного российского актера,  зато перечислили  целый ряд голливудских звезд из широко рекламируемого и широко прокатного кино. У нас что, детское кино вымерло как вид? Остался только «Ералаш»? Или не стало детских песен?
Знаю, что до сих пор их  пишут Юрий Энтин и Владимир Шаинский, плодотворно трудятся многие молодые поэты и композиторы.
В детской  газете нашего Дворца детского творчества «Я - ставрополец!» есть рубрика «Любимая песня». Так вот одна юная восторженная корреспондентка-шестиклассница принесла туда записанные ею  на слух слова песни «Коламбия пикчерс не представляет». Вы, вероятно, помните клип, многократно показанный на МузТВ? И слова, вероятно, помните. Кроме первой, довольно удачной строчки-находки, дальше текст  явно  не для такого нежного возраста, а уж повторяющаяся  сцена с половым актом в постели – тем более!
А действительно, кто сейчас пишет лирико-патриотические песни и пишет ли вообще? И если да, то почему их так мало? «А за них не платят, так как нет госзаказа», - ответит любой малосведущий человек. И будет прав. Сегодня поэт-песенник вроде нищего с протянутой рукой. Я имею в виду не столичных попсовиков с их парой тройкой фраз типа «муси-пуси, джага-джага» и «ты целуй меня везде – я ведь  взрослая уже» (эти-то как раз и не бедствуют), а в основном провинциальных поэтов-лириков и композиторов.
Ведь мало написать хорошие стихи и музыку, надо заказать за немалые деньги аранжировку, найти вокалистов, записать их в студии, затем сделать сведение, мастеринг (опять же не бесплатно) и попытаться найти доступ к народу,  продвинуть на  рынок, что без продюсера кажется абсолютно нереальным.
К сожалению, в России  сегодня «бездарности пробиваются, а таланты пропиваются…». Последние, видимо,  - от безысходности и невозможности пробить   броню под названием «формат».
А ведь можно даже с балалайками покорить Запад, там до сих пор  пользуются успехом фольклорные коллективы. Самодеятельные артисты из русских эмигрантов, обрядившись в сарафаны с кокошниками да вышитые рубахи, с балалайкой и гармошкой дают платные концерты при полном аншлаге. Сама видела полгода назад такой концерт в немецком Карлсруэ, где среди зрителей, бывших русских,  было немало бюргеров.
Настоящее народное искусство России всегда привлекало иностранцев. В эмиграции люди ценят свой родной язык, так как  понимают уникальность и богатство русской культуры.  Нам и сейчас есть что показать иностранцам и есть чем гордиться!

 

Поэты-песенники в крае не перевелись
У нас, на Ставрополье, как, наверное, и по всей России,  многие авторы, несмотря ни на что, продолжают писать мелодичные  песни патриотического содержания. Среди них песни поэтов и композиторов: Валентины Слядневой, Виктора Кипора, Валентины Нарыжной, Валерия Кушнарева, Константина Губина, Александра Маслова, Владимира Бутенко, Владимира Авдеева, Владимира Сущенко, Якова Асберга и многих других.
В крае неоднократно выпускались в тираж песни ставропольцев о родной земле целыми альбомами по губернаторскому проекту Александра Черногорова.  И сейчас из этой серии готовится очередной диск песен на  тему любви к матери, к учителю. Они звучат по праздникам в Домах культуры, на городских концертных площадках,  на краевом радио, реже на краевом телевидении.
А вот в краевую филармонию им даже по рекомендации министерства культуры края не пробиться, несмотря на то, что песенно-патриотический репертуар у симфонического оркестра практически не меняется уже много лет. Фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья» предпочтение отдает  приглашенным столичным гостям, хотя и без того город наводнен певцами-гастролерами.
Своим же  авторам  с песнями, созданными для широкой массовой публики, там очень мало места. Помощи нет ниоткуда – создается и продвигается песня авторами только за свой счет. И так по всей стране. А сунься неизвестный провинциальный автор к какой-нибудь поп-звезде, - та по рукам-ногам повязана  контрактом.
Да,  труден сегодня путь патриотической песни к российскому народу.  Но гораздо труднее попасть провинциальным авторам и певцам на крупный международный песенный фестиваль. Набор молодых конкурсантов от России, к примеру, в этом году на «Славянский базар» был  почти тайный, «кулуарный», известный далеко не всем. Не потому ли нет и победителей от России в этом году на международных фестивалях? 
До последнего месяца не было объявлений на сайте Минкультуры РФ о том, куда посылать документы представителей от России на отборочный тур, пока не стало известно из самого Витебска, что российских претендентов набирает продюсерский центр ООО «Феста», выкупивший за 9,3 миллиона рублей на конкурсных торгах право представлять Россию на фестивале.

 

 

Песенные конкурсы –  состязание набитых карманов
Уже тот факт, что Минкультуры РФ продает право отбирать участников фестиваля подрядчику - частной фирме,  говорит о том, что госструктуры не заинтересованы в том, какие песни поет наша молодежь. Это, получается, как и большинство народного достояния, отдано олигархам.
Так не превратится ли конкурс голосов в конкурс набитых карманов? Хотелось бы верить, что вырученные деньги от продаж  все до копейки пойдут на нужды российской культуры. (Но, как писала газета «Правда», «…с каждым днём к нынешним руководителям Федерального агентства по культуре и кинематографии  (ФАКК) возникает всё больше вопросов у Генпрокуратуры  именно по конкурсному распределению средств»).
Скандальные итоги проверки этого ведомства Генеральной прокуратурой наводят на очень грустные  размышления. Хотя главная цель фестиваля «Славянский базар» – поддержка молодых талантов, каждый год выдвигаются на конкурс всего два  претендента от России. (Еще бы, представители 40 стран съезжаются!) О  результатах отбора в Москве стало известно из статьи Дарьи Смирновой в Интернете под названием «Россию на «Славянском базаре» будет представлять армянин».
Ким Брейтбург - председатель жюри – отметил (цитирую): «Мужская часть конкурсантов была невелика и просто бездарна, поэтому Родион Бабаян был лучшим».  И добавил, что сегодня российской эстраде не хватает внутренней культуры.
Досаднее всего, что во всей огромной России, оказывается,  нет достойных певцов. Одни бездари. Вы верите в это? А где же российские фестивали - альтернатива «Новой волне», «Пяти звездам» и «Славянскому базару»? Нет! Так давайте создавать, как предлагал еще при жизни замечательный и так рано ушедший композитор Морозов. И пусть каждая область и край представят своих конкурсантов.
А не так, как в описанном в Интернете случае: «Некий московский журнал собрался проводить музыкальный фестиваль. Подыскали спонсора – пивную марку. Подписали договор. Вдруг скандал: спонсор рвет и мечет, отказывается от обязательств. В чем дело? Не устраивает, что в программе - группа из Воронежа. «Мы же представляем европейский бренд!» Хотя пиво с европейским брендом варится едва ли не в том же самом Воронеже, но чтобы музыканты были оттуда?!  Нельзя, «понты» не позволяют».
А молодой ставропольской певице Наташе Тихомировой с ее редким по красоте голосом (меццо-сопрано), пышной косой хотя и выставили высокие баллы на российском конкурсе «Студенческая весна», все же заявили: «Нам вторая Толкунова  не нужна». А вы народ спросили? Он и так уже  не доверяет «Радио России»: сельчане с 90-х годов отказались от радиоточек.

 

 

Умный народ глупых песен не поет. Иначе...
Тем не менее  есть еще энтузиасты, которым хочется свои песни оставить народу, выразив все его чаяния, вселив  уверенность и веру в добро, красоту. Им, конечно, хотелось бы услышать свои  песни при жизни.  Знали ли Рубцов или Цветаева, что после смерти их назовут лучшими «текстовиками»? Но в то, что их стихи будут петь, наверное, все-таки верили. Жаль, не дождались.
Считаю, надо всей творческой интеллигенции России открыто и смело выступать во всех СМИ, объединившись в борьбе за классическую песню, как одну из форм сохранения русской культуры и русского языка. Все зависит от нас с вами.
Чтобы в очень скором  времени патриотическая песня  вообще не исчезла как вид, нужны и госзаказы, и худсоветы, и кафедры песенной поэзии, и радиопередачи «Новые песни России», и, конечно же, свои  фестивали международного уровня. «Если государство не будет заботиться о культуре и образовании, - предупреждал еще Дмитрий Сергеевич Лихачев, - то Россия станет третьесортной страной, и с нею никто считаться не будет». Эти слова, к сожалению, стали почти пророческими.
В заключение  приведу цитату из того же  Юрия Полякова: «Умный народ глупых песен не поет. Он либо отторгает навязываемую ему нелепицу, либо сам непоправимо глупеет, а затем исчезает из Истории…»

 

Елена НИКИФОРОВА
поэт-песенник, педагог-методист ставропольского Дворца детского творчества, редактор детской
 газеты «Я – ставрополец!»

 

Елена Никифорова 03 сентября 2007, 09:04

Да, Николай, вы правы, живут и будут жить долго только те песни, от которых замирает сердце. Есть такие новые песни и у местных авторов (Слядневой и Кипора- о Ставрополе -1 место на конкурсе канала СТС в прошлом году, у В. Нарыжной и В. Сущенко "Потому что я русской зовусь", Асберга "Я -старый солдат", Кипора "Россия златоглавая", "У святого огня" - могу и дальше продолжить список,.Но Вы их не услышите, в лучшем случае -один раз на радио или случайно на концерте в парке.А во второй раз они могут только зазвучать уже без указаний авторов. Сейчас так много разнообразной музыки и огромное количество появляется вновь. Но надо сделать доступным весь этот спектр песен для обычного человека и он сам сделает выбор, причем, осознанный, а не навязанный форматом. Всегда нужны песни, несущие позитивное, моральное начало... Другое дело, что такому "продукту" в наше время нет доступа к покупателю. А пока низок культурный уровень слушающей публики или терпящей пошлость - будет низким уровень сделанного специально для нее песенного продукта... Зачастую в роли продавцов - наиболее аморальные, подвижные, расчетливые "творцы", кстати, обласканные свыше такими же аморальными продавцами. Не думается ли Вам, что сформировалась новая культурная номенклатура, которая демонстрирует равнодушие или презрение к Отечеству, неся ему разрушение. Да ведь и в устах Любэ «Расея" только "от Волги до Енисея» может многократно звучать, настойчиво вбивая в мозги вам эту фразу, чтоб не думали, что и за Сибирью Россия. А моральные песни будут создаваться и создаются моральными людьми, но как донести их до слушателя? Бесплатно уже не удается, это трудно сделать вопреки существующей политики в сфере культуры. Даже те, кто по долгу службы своей просто обязан передать народу патриотическую песню, без личной выгоды и пальцем не пошевельнет, а если и включит в какой-нибудь городской концерт, то не всегда заплатит, и авторов не объявит. (Испытано на себе: я недавно, с 2005 года, взялась за перо (заставила услышанная на столичном радио попса) и считаюсь самодеятельным автором. На аранжировки песен ушла уйма денег, а получила только за одну - премию 500 р.,остальное - грамоты да дипломы. Если же Вы, как и я, обратитесь в краевой союз писателей за отзывом на тексты новых патриотических песен для дальнейшего их продвижения, допустим, в краевую филармонию, то председатель, продержав у себя ваши песни месяц-другой, ответит в конце концов на ваш звонок, что рецензий они-де не пишут: им за это не платят. И если вы напишите сами рецензию с полным анализом текстов, и он согласится с нею, все равно не подпишет, а начнет «пристебываться»: почему салют «ликует», а не гремит, почему «голосистые» песни плывут над селом, «или почему не хватает одного слога в строке (а там глиссада), демонстрируя при этом недостаточное чутье к слову и незнание законов песенной поэзии как жанра, где должна быть полная гармония звуков, а потому стихи без музыки «жюрить» нельзя. Да разве я, поэт-песенник, претендуя на государственную патетику, имея при этом высшее филологическое образование, многолетний преподавательский, поэтический и наконец журналистский опыт за плечами, не чувствую огромной ответственности за каждое слово? Придраться же можно ко всему, а вот хорошая рецензия нынче – действительно редкая штучная драгоценность. «Творчество здесь никому не нужно», - часто слышишь от молодых и даже известных в крае авторов песен. Если «не пущать» и губить таким образом патриотику, будет по-прежнему торжествовать одна «попса». Елена Никифорова.

Николай 31 августа 2007, 13:36

Я, к сожалению, не поэт-песенник, и даже не методист Дворца детского творчества, но, думаю, тоже имею право на свое мнение. Можете его опубликовать, можете не публиковать, как хотите. Начнем с конца. Товарищ Никифорова добросовестно перечисляет фамилии ставропольских поэтов-песенников. Но забывает назвать хоть одну известную песню товарищей Валентины Слядневой, Виктора Кипора, Валентины Нарыжной, Валерия Кушнарева, Константина Губина, Александра Маслова, Владимира Бутенко, Владимира Авдеева, Владимира Сущенко, Якова Асберга и других. Из ставропольских поэтов-песенников лично мне приходит на ум только Геннадий Колесников ("Тополя, тополя, в город мой влюбленные..."). Далее: "Молодой ставропольской певице Наташе Тихомировой с ее редким по красоте голосом (меццо-сопрано), пышной косой хотя и выставили высокие баллы на российском конкурсе «Студенческая весна», все же заявили: «Нам вторая Толкунова не нужна". Так, может, нужна не "вторая Толкунова", а "первая Тихомирова"? Вспоминается рассказанный по телевидению случай, когда Муслима Магомаева назвали вторым Элвисом Пресли. Певец возразил: "Я хочу быть первым Магомаевым". И стал. Теперь что касается текстов песен. Песни в стиле "твои батоны, они же булки, дождись, подруга, меня с прогулки" долго, как показывает практика, не живут. Редко кто сейчас помнит гремевшие в девяностые хиты Богдана Титомира, Саши Айвазова, групп типа "Кар-мэн" или "Комбинация". И могу сказать со всей ответственностью, что шлягер "Все будет офигенно" так же долго не проживет. Долго будут жить только "битлы" и "роллинги", тот же Элвис Пресли. Долго будет жить Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Марк Бернес и Муслим Магомаев. Да, и еще. Критиковали вы тут "Серебро", а между тем с ними-то ситуация та же самая, что и с Наташей Тихомировой. Ну не нужна Европе очередная девичья команда типа Spice Girls. А что до развратной попки, при помощи которой высасываются денежки, то тут, на мой взгляд, мы тоже косили под американско-европейские стандарты - взять хоть немецкого певца Скутера с хитом Move your ass ("Шевели своей задницей"), немецкую же группу Modern Talking с песней My bed's too big ("Моя кровать слишком велика"), да много кого можно вспомнить. А вот персонажей вроде занявшей второе место Сердючки в Европе еще не было (была, правда, группа трансвеститов из бывшей Югославии под названием Sestre, но это не тот случай, а во-вторых, особых лавров эти мальчики-девочки, переодетые в костюмы стюардесс, там не снискали). Нужно показывать нечто оригинальное. А пока этого нету, выше второго места Алсу, завоеванного на не самом престижном европейском конкурсе, России ничего не светит. "А сунься неизвестный провинциальный автор к какой-нибудь поп-звезде, - та по рукам-ногам повязана контрактом". Ни фига, если вспомнить хотя бы Татьяну Снежину, чьи песни поет сама Алла Пугачева. "Кто сейчас пишет лирико-патриотические песни и пишет ли вообще?" Ну, если не знать репертуара Олега Газманова или, скажем, группы "Любэ", конечно, никто не пишет. Я не веду речь про попсовую поделку группы "Белый орел" - под названием "За нами Путин и Сталинград". "В крае неоднократно выпускались в тираж песни ставропольцев о родной земле целыми альбомами по губернаторскому проекту Александра Черногорова. И сейчас из этой серии готовится очередной диск песен на тему любви к матери, к учителю". Напомните хоть одну. В школах на первое сентября и на последний звонок крутятся записи шлягеров типа "Школьные годы чудесные" или, скажем, "Когда уйдем со школьного двора под звуки нестареющего вальса". "Дети и подростки в летнем лагере отдыха на мой вопрос в анкете: «Кто твой любимый артист кино?» не назвали ни одного российского актера, зато перечислили целый ряд голливудских звезд из широко рекламируемого и широко прокатного кино". А кого они назовут? Сериальных актеров? Безрукова и прочих героев фильма "Бригада"? Звезд "Девятой роты", "Жары", "Волкодава", "Меченосца" и прочих "громких премьер", о которых забываешь через два дня после просмотра? По мне, так уж лучше Шварценеггер, Брэд Питт или Анджелина Джоли, чем Сергей Безруков.

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий