Поиск на сайте

 

 

Что есть главный источник патриотизма?

 

В чём отличие «гражданина» и «патриота»
 
Что есть патриотизм - сказано не мною, и давно, и правильно сказано - это любовь к Родине. Но, увы, такое простое объяснение мало что дает для быта и бытия людей. Патриотизм нужно связать с другими понятиями в следующем ряду: мещанин - гражданин - патриот.
Мещанин - это «премудрый пескарь», живущий по принципу «где хорошо, там и родина». Или по другому принципу - «моя хата с краю».
Гражданин - юридическое понятие. Это человек, признающий за собой права и обязанности перед конкретным государством и выполняющий их.
Патриот - понятие нравственное. Это гражданин, который свое гражданство сменить никак не может. Даже когда это и нужно бы сделать, например, из соображений безопасности. Но эти соображения не срабатывают, ибо, как сказал Вольтер: «Отчизна - это край, где пленница - душа».
Что же является главным источником патриотизма? Почему сегодня так популярна в молодежной среде тема «Пора валить из этой Рашки?!» (см., например, «АиФ», 2014, №7, с. 5). Об этом грезят и школьники: по некоторым опросам, до 70% выпускников.
«Свалить» мечтают и молодые специалисты, и vip-чиновники, и бизнесмены, и политики. И не только мечтают, но и действуют - живут вахтовым методом: в России зарабатывают «бабки», а все прочее для жизни обустраивают и содержат за границей.
При этом самое тревожное, что в общественном сознании такие люди, предпочитающие Родине чужбину, все больше пользуются не презрением, а уважением.
Отдыхать за границей, учиться или лечиться, содержать там семью, иметь недвижимость, землю, счета в банках - все это давно вошло в понятие «состоявшегося» человека. Остальные люди, не имеющие всего этого, просто лохи.
 
Смена Родины – предательство или здравомыслие?
 
Почему же люди все меньше склонны видеть в смене Родины то, что видели прежде, - предательство? Говорят, патриотизма у людей недостает. Правильно, но где его взять?
Одни предлагают больше заниматься патриотическим воспитанием. Другие считают, что нужно обеспечить людям безопасную и достойную жизнь, - тогда-де они не будут рваться на Запад (только кто эту жизнь будет обеспечивать, если не сами люди, - пришельцы из космоса, что ли?).
Предложения правильные, но главное ли все это? Нет, главным является ответ на вопрос: что и почему любит человек? Например, почему матери, в отличие от основной массы отцов, столь самозабвенно любят своих детей?
Почему воинская дружба обычно крепче дружбы «гражданской»? Почему учитель чаще дорожит памятью вовсе не об отличниках, а о бывших разгильдяях? Почему человек так часто гордится пережитыми трудностями и проблемами?
Ответ простой: мы любим по-настоящему то, что сами выстрадали, на что потратили свои силы и энергию, чему отдали частицу своего сердца и жизни. И еще вопрос: почему советский патриотизм, особенно ярко проявившийся в условиях Великой Отечественной войны, был несравнимо выше нынешнего? Ведь бывали случаи, когда старшеклассники всем классом убегали на фронт.
А сегодня, как говорит артист Олег Басилашвили, «если вдруг начнется война, я не знаю, на чьей стороне выступит наша молодежь» («АиФ», 2014, №6, с. 11). Что же касается российской элиты, то иные западные политики не без ехидства заявляют, что эта «ваша элита уже давно стала нашей».
Но разве жизнь сейчас хуже, чем при Сталине? Ведь тогда, как утверждают иные доценты с кандидатами, люди буквально ели друг друга: «Мы живем под собою не чуя страны…» (Осип Мандельштам).
Получается, что советская система - «ужасная» такая - воспитывала патриотов, а нынешняя - такая «свободная» - порождает каких-то Иванов не помнящих родства. Почему?
Ответ тот же: советские люди своими руками строили СССР. Уж какой ни получился, а свой. Они создавали заводы и фабрики, развивали образование и науку, осваивали целину и космос, обеспечивали оборону страны.
Да, страдали и погибали, в том числе невинные, но Советский Союз был их страной - родной, пусть и горькой порой.
 
«Не полюбить вам людей,пока не послужите им»
 
А что внесли современные поколения деятельного возраста в строительство нынешней России? Они даже не разворовывали ее, ибо это было сделано без них - той сотней-другой семей, которые сумели «взять и поделить» общенародное богатство.
Посмотрим теперь на современную молодежь, которая тем более «в этой стране» ничего не строила - ни Магниток, ни корчагинских узкоколеек, ни БАМа. К чему призывают ее власти и система воспитания в целом?
Лозунги такие: ты должен самореализоваться, ты должен быть конкурентоспособным, ты должен быть успешным и т. п. За этими модными словами кроется старая прозападная система формирования стяжателей, а стяжатели не могут быть патриотами.
А какой должна быть «правильная» система воспитания? Она должна быть системой служения, то есть в ее основе должен лежать не личный успех, а общественное благо.
Разве не призывал Александр Пушкин отчизне посвящать «души прекрасные порывы»? Хорошо бы провести опрос российской молодежи: что же они сегодня понимают под этими словами поэта?
Идею служения отстаивал и Николай Гоголь. В его книге «Выбранные места из переписки с друзьями» я нашел слова, которые поразили меня своей правдой и простотой. Обращаясь к одному богачу, Гоголь сказал: «Не полюбить вам людей до тех пор, пока не послужите им».
То же относится и к патриотизму: «Не полюбить вам отчизны, пока не послужите ей». Говорят: а за что я буду любить Россию? Что она мне такого дала, чтобы любить ее? Но так можно относиться не к Родине, а к женщине легкого поведения: удовлетворила похоть - заплатил. Родине же служить надо так: послужи - и полюбишь, послужи - и не побежишь за границу...
Идеей служения была проникнута и советская система воспитания. Что было плохого в том, что нынешние старики пели в молодости: «Забота у нас простая, забота наша такая: жила бы страна родная, и нету других забот!»
Итак, не стяжанию, а служению нужно учить молодежь, если мы хотим видеть ее патриотичной.
 
Николай БОНДАРЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Ставропольского краевого института развития образования повышения квалификации и переподготовки работников образования
 
Татьяна 28 февраля 2014, 10:09

Пока не дочитала эту беспомощную статью, которая состоит на 70% из вопросов, а не ответов или советов, думала, что это пишет патриотическое сочинение какой-то правильный "ботаник"-девятиклассник. И вау! Кандидат наук какой-то переподготовки воспитателей дошкольных учреждений, наверное! Эта статья не тянет даже на жалкую контрольную заочника-второкурсника. Что за чушь? "Почему воинская дружба обычно крепче дружбы «гражданской»? Почему учитель чаще дорожит памятью вовсе не об отличниках, а о бывших разгильдяях? " С чего это воинская дружба крепче гражданской? Или Вы сравниваете красное с кислым? Откуда Вам знать - разные люди - разные отношения. Кто-то дружит десятилетиями, не имея понятия о военной службе. И многие военные дружат только за рюмкой чая. А учителем этот кандидат в педагоги, видимо, не был, раз вспоминает только разгильдяев - отличников, видимо, он просто не смог воспитать. А фраза из сочинения восьмиклассника:"Разве не призывал Александр Пушкин отчизне посвящать «души прекрасные порывы»?" вообще вызвала умиление - да так уже давно не разговаривают даже с детьми старше 10 лет. Давно не приходилось читать столь жалкий лепет на патриотичную тему, тем более, "маститого" ученого. Отсюда и ссылки на патриотизм украинского писателя Гоголя, который все время проживал в России. Смешно и грустно от таких учителей.

 



Поделитесь в соц сетях


Комментарии

Элис (не проверено)
Аватар пользователя Элис

не вижу ничего беспомощного в статье. Чувствую реальные переживания, эмоции по поводу отсутствующего патриотизма у молодежи. Зато вижу высомерие оппонента, хотя не, даже не оппонента, который бы в отличие от простого комментатора, написал бы свои замечания по теме, а не выцарапывал слова из контекста.

fkbyf алина (не проверено)
Аватар пользователя fkbyf алина

Слабая статья - "хромающая на обе ноги" Может потому, что автор- теоретик- забывший про общение с простыми людьми и чтение книг и газет? что за бред-"Например, почему матери, в отличие от основной массы отцов, столь самозабвенно любят своих детей?"( конец цитаты.) Замечу- отцы так же любят своих детей- но в силу природы выражается это по- другому! (Не был ли в детстве обижен автор на своего отца- извините за вопрос?). Или - вот ещё -"И еще вопрос: почему советский патриотизм, особенно ярко проявившийся в условиях Великой Отечественной войны, был несравнимо выше нынешнего?"( конец цитаты)- после прочтения сего статья для меня уже никакого интереса не представляет- как и автор!

Добавить комментарий