Поиск на сайте

 

 

Альберт ДОТДАЕВ, председатель общественного движения Карачаево-Черкесии «Труд. Польза. Справедливость»:

«Серьезный вклад в противодействие коррупции способны внести СМИ, осуществляя общественный контроль над вороватыми чиновниками».

По уровню противодействия коррупции Россия относится к самым неблагополучным странам. Между тем коррупция, вызывающая  у россиян серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, закономерно рассматривается как одна из угроз государственной безопасности. Что делать?

Настойчиво и напряжённо!

Чаще всего термин «коррупция» употребляется применительно к бюрократическому аппарату и политической элите. Поэтому бороться с коррупцией силами самих коррупционеров бессмысленно.

Начинать надо с изменения характера политической среды, что подразумевает не только наличие оппозиции, но и реальной свободы слова.

Без этих необходимых условий всякая борьба «за власть без коррупции» окажется фикцией.

Не менее значимыми условиями являются: четкое законодательное определение функций государства и отдельных чиновников; сокращение сфер, в которых принятие решений зависит от воли отдельных лиц; ясность, простота и стабильность законодательства; содействие формированию гражданского общества; повышение образовательного уровня населения, в том числе его правовой грамотности.

Очевидно, что речь должна идти также о том, чтобы минимизировать социально-экономические условия, порождающие продажность политиков, чиновников, должностных лиц.

Призывов и заявлений руководства предостаточно. Напомним некоторые из них.

«Мы будем напряженно и настойчиво работать в плане борьбы с коррупцией», - обещал национальный лидер еще в марте 2000 года. Причем не просто «будем бороться», а «напряженно и настойчиво»!

Год спустя, в феврале 2001 года, руководитель государства заверил представителей бизнеса в том, что для улучшения инвестиционного климата в России руководство страны будет «жестко противодействовать коррупции».

В декабре 2010 года на встрече с руководителями объединений предпринимателей малого и среднего бизнеса России Владимир Путин, будучи главой исполнительной власти, пообещал: «Мы будем последовательно проводить антикоррупционную работу, жестко наказывать недобросовестных чиновников, продолжим «чистить» законодательство, устранять саму возможность для коррупционных проявлений».

Результаты этого «жесткого противодействия» удручающие.

Чиновники – это корпорация

По данным Контрольного управления администрации президента, госбюджет РФ ежегодно теряет по причине коррупции и других махинаций порядка 1 трлн. рублей.

Представители российской государственной власти прибегают к сомнительной практике - вместо отчета о проделанной работе они декларируют планы на будущее, вместо объективного и беспристрастного подведения итогов «жесткого противодействия» обществу преподносят новые обещания.

Вот и бывший глава государства, нынешний премьер-министр, ограничивается констатацией того, что результаты работы, проводившейся под его руководством, весьма скромные: «Почему? Скажем откровенно, потому что чиновники - это корпорация. Они тоже не очень хотят, чтобы в их дела вмешивались».

По мнению Дмитрия Медведева, сингапурский опыт очищения от коррупции судебной системы нам не подходит: «У нас нет «новых» судей, как нет «новых» прокуроров, милиционеров, сотрудников спецслужб, чиновников, бизнесменов. Нужно создать нормальные условия работы для действующего правоохранительного корпуса, решительно избавляясь от проходимцев».

Руководители Сингапура нашли новых судей и, более того, резко увеличили им денежное содержание. Разумеется, при такой зарплате желания размениваться на взятки у судей даже не возникает.

У нас же СМИ почти ежедневно сообщают о фактах коррупции в судейском и прокурорском корпусе, в других органах правоохранительной системы, которая, по закону, призвана вести бескомпромиссную борьбу, точнее, «жестко противодействовать» коррупции во всех ее проявлениях, как на региональном, так и федеральном уровне.

Кущевская трагедия, Волгодонский и Гусь-Хрустальный синдром свидетельствуют, что и коррупция среди должностных лиц, и многочисленные преступные группировки существовали здесь годами. Ни следственные органы, ни прокуратура, ни милиция, призванные вести с ними непримиримую борьбу, фактически ничего не делали.

Трагические события в станице Кущевской со всей очевидностью показали: несмотря на принятие Национального плана, Стратегии противодействия коррупции, антикоррупционного законодательства, государственный правоохранительный механизм не работает ритмично, в отлаженном режиме.

Российская пресса, не говоря уже об Интернете, сообщает о все новых неблаговидных действиях прокурорских работников. Несмотря на высокие (до 100 тыс. рублей и более) оклады, некоторые из прокуроров не отказываются от возможности поживиться за счет взяток, участия в мошенничестве, в рейдерских атаках на хозяйствующие субъекты. Факты свидетельствуют о том, что многие блюстители закона поражены коррупцией.

Было и будет важной задачей

В феврале 2011 года сотрудники прокуратуры были задержаны в рамках дела об организации незаконного игорного бизнеса в Московской области.

Прокуроров, заинтересованных в деятельности подмосковных казино, Следственный комитет и ФСБ активно стремились засадить за решетку. Однако, как ни странно, они встретили ожесточенное сопротивление. Замгенпрокурора вначале наложил «вето» на уголовное дело, возбужденное следственными органами по факту «крышевания» подпольной сети в 15 городах, насчитывавшей 1200 игральных автоматов с ежемесячным доходом в $10 млн.

Суд освободил из-под стражи предполагаемых организаторов подпольного «Лас-Вегаса», но их немедленно задержали снова - фактически по тому же делу. По утверждению СК РФ и оперативным данным ФСБ РФ, главный прокурор области вместе с семьей отдыхал за границей на средства, полученные от деятельности нелегальных залов игровых автоматов, а его первый заместитель покровительствовал деятельности подпольных казино за большие деньги.

В самый раз процитировать слова, размещенные на официальном сайте Генпрокуратуры РФ: «Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры».

При таких приоритетах и такой результат? Кому нужны подобные обещания на фоне многочисленных фактов бездеятельности местных органов прокуратуры, что наглядно проявилось в Краснодарском крае (станица Кущевская), Ростовской области (Волгодонск), Владимировской области (Гусь-Хрустальный)?.. И это только верхушка коррупционного айсберга.

Подсчитано, что на душу населения в России больше, чем в других странах, приходится силовых структур, прокуроров, следователей, полицейских, а коррупция не только не снижается, но и растет. Чтобы ответить на вопрос, почему так происходит, обратимся к документам, опубликованным на официальных сайтах силовых ведомств, которые по долгу службы участвуют в непримиримой борьбе с коррупцией.

Надежды на кураторов нет

Статья 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» предписывает: генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, таможенных органов и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Это означает, что российская прокуратура является не только «головной организацией» по отношению к МВД, ФСБ, таможне и другим правоохранительным органам в деле борьбы с коррупцией, но и обязана координировать их деятельность в этом направлении.

Не справились прокуроры и с возложенной на них надзорной функцией, допустив, что в зоне их ответственности местные органы власти срослись с организованной преступностью, погрязли во взятках. Показательным в этой связи стал арест мэра города Энгельса, который, будучи членом политсовета «Единой России», оказался, что подтвердило следствие, одним из лидеров организованной преступной группировки по кличке Лысый.

Многочисленные факты и анализ противодействия коррупции свидетельствуют о том, что реальная работа по ограничению коррупционных процессов в стране зачастую подменяется декларациями и заявлениями об ее важности.

Между тем именно государство, федеральные и региональные органы власти должны не только создать сильную правовую основу для ограничения коррупции, но и добиться реального снижения степени продажности чиновников и должностных лиц, торгующих разрешениями, лицензиями и победами в тендерах и конкурсах по распиливанию средств из государственного бюджета.

Антикоррупционная политика не может ограничиваться призывами, необходимо принятие более жесткого закона о противодействии коррупции с четким правоприменительным механизмом.

Контроль над достоверностью налоговых деклараций, соответствием доходов и расходов госслужащих и членов их семей, неотвратимое наказание за взятки (реальный тюремный срок, конфискация имущества) позволили бы повысить эффективность борьбы с «большой» коррупцией.

Серьезный вклад в эту работу способны внести СМИ, осуществляющие общественный контроль над действиями вороватых чиновников при госзакупках, регулярно сообщая о каждом факте «распиливания» госбюджета и уголовном наказании казнокрадов.

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий