Поиск на сайте

Возродить курортный регион невозможно без наведения порядка в земельных делах
 

Краевая дума разрабатывает поправки в Налоговый кодекс РФ, чтобы вернуть «курортный сбор» – целевой налог, который собирается с туристов в местные бюджеты городов-курортов. Речь идет не только о Кавминводах, но и о Черноморском побережье. Такой налог существовал в России ровно сорок лет, с 1963 по 2003 год.
Инициатива ставропольских депутатов уже вызвала горячее обсуждение, к которому присоединяется и «Открытая» газета. Позицию по этому вопросу мы попросили высказать руководителя депутатской группы «Кавказские Минеральные Воды» в краевой думе четвертого созыва, юриста Александра СЫСОЕВА.
 

– Александр Михайлович, разговор о возрождении курортного сбора начался сразу же после его упразднения в 2003 году. Вы тоже поднимали этот вопрос в краевой думе?
– Нет, я не могу себя назвать безоговорочным сторонником возвращения курортного сбора. Инициаторами его введения на современном этапе стали мэр Кисловодска Наталья Луценко и бывший мэр Ессентуков Константин Скоморохин, который сейчас заседает в Совете Федерации. Почему «за» муниципальные главы, понятно, ведь цель введения курортного сбора – улучшить финансовое состояние местных бюджетов.
– Понятно, дополнительный бюджетный доход – всегда хорошо, а для курортов – особенно!
– Согласен, но важны методы, как и откуда брать деньги. Я бы не сказал, что новые налоги – это всегда хорошо. Проблема в том, что мы ищем резервы в новом налогообложении, а не мобилизуем уже имеющиеся резервы. Между тем существует масса иных способов пополнения местной казны, которые не требуют введения никаких новых налогов и сборов. Например, нужно навести порядок с муниципальной землей.
– Навести порядок – значит повысить кадастровую стоимость?
– Муниципальные власти и так с воодушевлением соглашаются на переоценку кадастровой стоимости земли. В итоге растет финансовая нагрузка на население и на бизнес, а это неизбежный рост цен.
Надо двигаться по иному пути: научиться грамотно распоряжаться этим постоянно дорожающим активом. Ведь стоимость одной сотки земли в центре любого курортного города составляет до 1 млн. рублей, а порой и выше. Это те деньги, которые местные бюджеты легко могли бы получать – но при условии, что земельные участки будут распределяться только на аукционной и конкурсной основе.
В Ессентуках колоссальный спрос на землю под ИЖС, а по официальным данным, редко на какой из участков претендует больше чем один заявитель. Странно, правда? А под коммерческие объекты земля идет в обход аукционов, по актам выбора. То есть огромный финансовый поток проходит мимо бюджета, растекаясь по карманам многочисленных чиновников в имущественных и градостроительных комитетах. Это сотни миллионов рублей!
Я неоднократно поднимал эту проблему перед бывшим губернатором Валерием Гаевским, предлагал ввести временный мораторий на распоряжение землей в городах-курортах. Но в правительстве отмахивались: мол, это дела местных депутатов и администраций. А деньги продолжали идти мимо бюджета... Надеюсь, сейчас, с приходом нового губернатора, положение начнет меняться.
– Но даже если мы введем аукционную систему распределения земли, это не отменяет возможности возрождения курортного сбора.
– Согласен, но подобные меры должны идти в комплексе. Нельзя одним раздавать богатство, а с других требовать дань. Сам по себе курортный сбор кардинально проблем муниципалитетов не решит: по оценке специалистов, в Ессентуках он даст ежегодно не более 80-100 млн. рублей дополнительных бюджетных доходов при том, что бюджет города – около 1,4 млрд. рублей. Скажем так, приятный бонус.
– А каким вам видится администрирование, собирание нового налога?
– Как говорится, дьявол скрыт в деталях, а таких деталей – масса, из-за чего, собственно, курортный сбор и был отменен в 2003 году. Непонятно, будем ли мы взимать налог с людей, приезжающих только в города-курорты или на курортные территории, которые намного шире.
Если налог будет собираться по месту приобретения путевки (через турфирмы, как предлагают законодатели), выходит, мы «выключим» целый пласт людей, которые приезжают на Кавминводы «дикарями».
– Можно вернуться к советской практике, когда курортный сбор оплачивался в гостинице – то есть по месту пребывания.
– Тут снова масса вопросов. А как быть с теми, кто живет на частных квартирах? Думаете, бабуля, сдающая свою «однушку», возьмет на себя функции налогового агента?! Или будут «морочиться» с администрированием еще одного налога владельцы частных мини-гостиниц?! Да они скорее будут скрывать истинное количество прибывающих.
Все эти сложности, которые являются реалиями сегодняшнего курортного бизнеса на Кавминводах (что греха таить, немалая часть которого находится в «тени»), и послужили основанием для того, что в 2003 году ФНС отменила курортный сбор. Его собираемость даже не окупала затрат на администрирование.
– Значит, и сегодня курортного сбора Кавминводам, несмотря на обещания законодателей, не видать?
– Если только депутаты не учтут прежних ошибок. Но еще раз повторю – сегодня попытка введения курортного сбора сродни тому, что строитель делает лепнину на потолке в здании, которое может вот-вот рухнуть. Тут нужно не красоту наводить, а заботиться о том, чтобы сохранить фундамент, стены и крышу.
Авторы законопроекта упирают на то, что сегодня на Кавминводах множество федеральных объектов, которые налоги на землю и имущество платят по мизеру. Например, ведомственные санатории. Это миф. А кто посчитал, сколько косвенных доходов в местные бюджеты дает деятельность этих санаториев?!
Корень проблемы – это «перекошенная» система формирования местных бюджетов, которая сверхцентрализована. На местное самоуправление взвалили тысячу обязанностей, а денег – с гулькин нос. И особенно это актуально для курортных местностей, где требуются громадные вложения в инфраструктуру.
– О том, что у нас «перекошенная» бюджетная политика, и президент говорит, и полпред. То есть «наверху» все понимают, только ничего не делают.
– Так и на местах надо шевелиться, вносить предложения, тогда ускорятся реальные реформы! Что касается Кавминвод, мы должны жестко ставить вопрос о том, чтобы Федерация финансировала те объекты и работы, которые по закону относятся к федеральному уровню полномочий.
Сегодня ведь практически отсутствует система мониторинга состояния природной среды на Кавминводах, копейки идут на содержание сети наблюдательных скважин: они построены еще в советские годы, и с тех пор потихоньку разрушаются. Государство не занимается надлежащим надзором за добычей минеральной воды, данные подают сами недропользователи. Понятно, если фирма выкачивает 200 кубов вместо разрешенных 80, будет она сама на себя жаловаться?!
Самый ценный ресурс Кавминвод – гидроминеральный – сегодня брошен на произвол судьбы, а ведь это проблема общегосударственной важности. И если ее не решать, то скоро уже и курортный сбор взимать будет не с кого – Кавминводы как курорт погибнут, и отдыхающие исчезнут.
– Хотя сегодня нехватки в отдыхающих нет, правительство края ставит все новые задачи – два миллиона приезжающих в год.
– Задачи ставить необходимо, но они должны быть экономически обоснованы. Бальнеологические курорты имеют ограниченную емкость, которую увеличивать до бесконечности невозможно! Авторы проекта особой экономической зоны на Кавминводах и включения их в туристический кластер Северного Кавказа тоже должны учитывать пределы возможного.
А ведь еще мы имеем проекты местных администраций по строительству бесконечных торговых и офисных объектов, новых жилых массивов! Признаюсь, я не разделяю оптимизма по поводу роста городов на Кавминводах. Только в Ессентуках на выезде в сторону станицы Ессентукской на бывших совхозных полях хотят построить жилой массив на 20 тысяч жителей. При этом у нас в городе есть целые районы, где вообще нет канализации.
– А как вы относитесь к идее «скорректировать» границы зон горно-санитарной охраны, которую инициировала мэрия Пятигорска?
– Крайне негативно! На слушаниях, посвященных этой проблеме, представители Пятигорска говорили: границы округов устанавливались тридцать лет назад, после чего город значительно разросся. Но ведь эти границы утверждались на основе комплексного, многолетнего исследования, которое проводили ученые со всего Союза. По сути, они всего лишь отразили на картах то, что создала природа, – зоны формирования минеральных вод. А сегодня чиновники нам предлагают эти природные границы изменить, исходя из сложившейся с тех пор застройки.
– Вряд ли чиновники не понимают опасности своего предложения...
– Может, и не понимают. Грамотных специалистов-гидроминерологов сегодня на Ставрополье остались считанные единицы, и те в основном люди пожилые. Молодежь в эту профессию не идет, то есть исчезает преемственность. В местных администрациях нет консультантов и экспертов, которые могли бы дать научно аргументированный совет. Да и не стали бы чиновники их слушать, как видим.
Из этого же ряда и законопроект, который недавно был внесен в Госдуму двумя федеральными депутатами, – убрать земли курортов из категории «особо охраняемых природных территорий». Это принесет невосполнимый вред всему государству, будущим поколениям! Нанести его, уверен, люди могут только из-за незнания, непонимания законов развития курортов.
 

Беседовал
Антон ЧАБЛИН

 

Без корректировок!26 июля 2012, 13:07

если горно-санитарные границы утверждались на основе комплексного, многолетнего исследования, то их менять нельзя! ну раз уж что-то было построено за эти годы, пусть уж остается, а если есть недострой то надо обязательно снести, но новых зданий на машуке и рядом с ним ни в коем случае строить нельзя!

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях