Поиск на сайте

94-летний житель Будённовска Михаил Коробейник (на снимке) - единственный оставшийся в живых член экипажа легендарной субмарины «С-13», потопившей в 45-м крупнейший фашистский лайнер.

О тех днях рассказывают дневниковые записи нашего земляка.

Почетному жителю Буденновска Михаилу Ивановичу Коробейнику 94 года. Хоть большую часть жизни он проработал на железной дороге, называют его не иначе как моряком-подводником.

В Великую Отечественную Михаил Иванович служил радиотелеграфистом на Краснознаменной подводной лодке «С-13» Балтийского флота. Сегодня он - единственный оставшийся в живых из 42-х членов экипажа.

Судьба этой лодки удивительна. Она одна из «эсок» Балтики осталась в боевом строю. Остальные были уничтожены минами, торпедами, бомбами. А «тринадцатая» сумела выйти из всех испытаний невредимой.

Главным подвигом экипажа подводной лодки «С-13» под командованием капитана Александра Маринеско стало потопление крупнейшего фашистского лайнера «Вильгельм Гуслоф», названное экспертами «атакой века».

Май 1937 года. На судостроительной верфи в Гамбурге спущен на воду десятипалубный лайнер, названный в честь нацистского партийного лидера Вильгельма Гуслофа, застреленного в своем кабинете еврейским юношей.

На постройку роскошного судна ушло 25 миллионов марок. Технические данные впечатляли: длина судна - более 200 метров, высота - с 15-тиэтажный дом, скорость хода - 16 узлов в час, водоизмещение - как у пяти английских «Титаников».

На судно предполагалось брать около полутора тысяч отдыхающих. Для них на борту были устроены бассейн с подогреваемой морской водой, кинозал, концертный зал с мягкими креслами, игровой, спортивный, танцевальные залы, зимний сад, рестораны, курительные салоны, бары.

В 1939 году судно стало под военно-морской флаг и из плавучего отеля превратилось в госпиталь, а потом в базу для дивизии учебных подводных лодок.

1945 год «Вильгельм Гуслоф» встретил в Данциге (ныне польский Гданьск), на нем готовили подводников для лодок нового образца. Но наступали наши сухопутные войска, и лайнер был вынужден покинуть порт.

В тот момент на его борту находились 8500 человек, из них - 3500 унтер-офицеры, выпускники школы подводного плавания, и 100 - командиры подводных лодок, окончившие курсы усовершенствования.

Лайнер уходил из Данцига в сопровождении конвоя охранения - миноносца, тральщика-торпедолова, крейсера, эскадренного миноносца и трех тральщиков.

***

Советские подводники получили приказ командования - во что бы то ни стало уничтожить судно, на котором, по донесениям разведки, транспортировали высший плавсостав немецкой армии. 30 января экипаж «С-13» выполнил задание - отправил на дно вражеское судно.

Радист «эски», ныне наш земляк Михаил Коробейник, всю войну вел дневник. Вот как он описал обстановку на море в те дни.

«Море свирепствует. Шторм около 10 баллов. Кое-кто из моряков выпал из коек. Легли на грунт, лодку здорово качает...

Была принята шифровка: «Командирам подводных лодок в море... Надо ожидать резкого усиления движения транспорта противника в районе Данцигской бухты».

По приказу капитана подлодка выжимала из дизелей последние силы. В дизельном отсеке стоял настоящий ад. Не успевали сгореть ни солярка, ни масло. Едкий дым не давал дышать, не хватало кислорода. Температура поднималась до 60 градусов. От теплового удара падали мотористы. Их заменяли подвахтенные. Под клапаны подсовывали пучки проволоки, отвертки - лишь бы смягчить удары, сберечь двигатели.

Моряки знали сложность обстановки, но на мостик к командиру из всех отсеков поступал один ответ: «Готовы к любым испытаниям!» «С-13» шла со скоростью более 19 узлов в час. И наконец догнала лайнер.

Три торпеды попали точно в цель. Из 8500 человек, находившихся на борту судна, спаслись чуть менее тысячи. Через 10 минут судно получило крен и еще через 5 минут затонуло.

Эскорт лайнера яростно атаковал советскую подлодку. На «С-13» было сброшено 240 глубинных бомб! Но субмарина выбралась из окружения. Мало того, на обратном пути потопила крейсер «Генерал фон Штойбен», на котором на защиту Берлина спешили еще более четырех тысяч военных.

После потопления «Вильгельма Гуслофа» в Германии был объявлен трехдневный траур, начальника конвоя расстреляли. А в списке Гитлера «Личные враги фюрера и Германии» появилась фамилия командира подводной лодки «С-13» А. Маринеско.

***

Умер капитан третьего ранга Александр Маринеско в 1953 году, а в 1990-м ему присвоили звание Героя Советского Союза. Капитану субмарины установлены памятники в Одессе, Калинин-граде, Кронштадте. В Санкт-Петербурге имя героя носит Музей истории Подводных сил России.

Нынешней весной «Аллею памяти А.М. Маринеско» заложили и на Ставрополье - в Михайловске. Здесь будет разбито 12 скверов, в каждом из которых создадут памятные композиции, символизирующие главные битвы войны. Открыть комплекс планируют в мае 2020 года.

Алла ИЛЛАРИОНОВА
Ставрополь
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях