Поиск на сайте

Ректор Валентина Муравьёва преображает Ставропольскую медакадемию по «европейским» стандартам

 

Ставропольская государственная медицинская академия (СтГМА) – один из немногих вузов в крае, который за последние годы прошел через все «горнила» образовательных реформ и остался верен себе.
В значительной степени это заслуга ректора Валентины Муравьевой, которая возглавила «мед» ровно четыре года назад, 17 декабря 2008 года. Наверное, человека, более подходящего на этот пост, сложно было представить: богатый врачебный, управленческий и бизнес-опыт – а это те стези, которые должен совмещать в своей работе современный ректор.
Когда проходили выборы ректора медакадемии, Муравьева представила смелую и амбициозную программу. Тогда для многих она показалась слишком революционной, хотя, по сути дела, это были лишь шаги, которые сейчас для любого регионального вуза кажутся обыденными. Ну судите сами: создать попечительский совет СтГМА, центр практических навыков, внедрить дистанционное обучение, систему дополнительного гуманитарного, «классического» образования...
Да просто вдохнуть новую жизнь в старые и порядком закоснелые структуры вроде студпрофкома или студсовета. Или, скажем, открыть персональный сайт ректора, где студенты смогут сообщать о случаях коррупции в вузе. Сегодня всё это реализовано.
Именно этой целеустремленностью Валентина Николаевна лично меня, как выпускника ставропольского «меда», и восхищает. Поверьте, могу сравнивать, как было до нее и как стало сейчас. Да что там говорить, Муравьева – человек на своем месте!
При ней вуз поистине преобразился – и внешне, и внутренне. Он стал более современным (а значит, престижным). По качеству приема три года подряд СтГМА входит в первую пятерку медицинских вузов страны. И эти данные, между прочим, не отдают «нафталином» официоза, а взяты из рейтинга Высшей школы экономики, которую в тенденциозности не упрекнешь.
Сегодня СтГМА – это полноценный центр научной и образовательной жизни всего медицинского братства Ставрополья, насчитывающего почти 30 тысяч человек. И студенту, и профессору просто приятно пройтись по отремонтированным коридорам, зайти в новенькие лаборатории, прикоснуться к хромированному боку дорогущих аппаратов. Таких, о которых еще несколько лет назад здесь могли только мечтать, листая иностранные каталоги.
Ведь одно дело – льстить себе лозунгом «лучший вуз», а совсем другое – воочию видеть, что он и вправду лучший. Каждый студент, каждый педагог важен и интересен своей администрации как личность, а не воспринимается как «винтик» огромного образовательного конвейера...
Впрочем, сегодня для Ставропольской медакадемии при новом ректоре прошло уже время «оглядок назад» – вуз уже всецело устремлен в будущее. Два года назад была принята стратегия развития СтГМА, а сейчас готовится ее новая редакция. Какие же планы на будущее строит ректор медакадемии Валентина МУРАВЬЕВА, она поделилась в беседе с «Открытой».

 

– Валентина Николаевна, делегация медакадемии на днях вернулась из поездки в Индию. Не ошибаюсь, что это первый подобный визит за всю историю вуза?
– Визиты руководства медакадемии были неоднократно, но впервые мы провели встречи и заключили договоры на уровне парламента и генерального консула.
Зарубежные контакты очень важны для нас, ведь каждый наш студент-иностранец – это не просто профессионал своего дела. Мы воспринимаем его прежде всего как «культурного представителя» нашей страны. Человек, который выучил очень непростой русский язык, познакомился с нашей культурой, увидел наш образ жизни, сам немножко становится россиянином. И мы этот культурный потенциал, конечно, должны использовать.
Наш вуз уже больше пятидесяти лет готовит иностранцев, за это время мы выучили почти 30 тысяч медиков из десятков стран мира. Только сейчас в академии учится 516 иностранных ребят, в том числе и аспиранты, и интерны, и ординаторы. Большинство, конечно, из Индии, с которой у нас традиционно сложились самые крепкие связи.
Наши выпускники сегодня – это главные врачи индийских клиник, профессора, чиновники Минздрава. И вот мы решили: нужно вывести отношения медакадемии с Индией на новый уровень – это и была основная цель визита.
– Вы довольны результатами поездки?
– Очень довольны! Мы пробыли в Индии десять дней, были во всех крупнейших городах – Агре, Нью-Дели, Ченнае, Пананджи. И везде нас принимали на самом высоком уровне: министр здравоохранения и поддержки семьи Шри Гандисельван, члены национального парламента, а также представители Россотрудничества и консульства России.
Нам было очень приятно, что визит осветили многие издания – вплоть до The times of India (крупнейшая англоязычная газета страны. – Авт.). Значит, ставропольское образование в Индии востребовано!
Мы провели встречи с родителями наших студентов, с выпускниками медакадемии. Но самое главное – договорились о создании в Ченнае Центра довузовской подготовки. То есть местные абитуриенты, которые хотят поступать в СтГМА, смогут учить русский язык, а также химию и биологию (предметы для вступительных экзаменов) у себя дома, в Индии.
– А как было раньше?
– Раньше ребята-индусы ехали в Россию и обучались здесь один год на подготовительном отделении (или, как мы его называли, «нулевом» курсе). Мы, конечно, создали им для этого все условия: СтГМА один из 12 медицинских вузов страны, который аккредитован для обучения иностранцев на английском языке. Вы у нас учились и сами знаете, какие на кафедре иностранных языков прекрасные специалисты!
Но всё же в первую очередь мы думаем о ребятах – учеба в медакадемии в Ставрополе и так занимает шесть лет, и просто не все могли себе позволить оставаться в России еще и седьмой год.
– Наши, ставропольские, специалисты тоже будут ездить для обмена опытом в Индию?
– Будут, конечно! Тут нужно вспомнить, почему у нас такие тесные отношения сложились именно с этой страной. В 1978 году в Алма-Ате состоялась Международная конференция ВОЗ/ЮНИСЕФ по первичной медико-санитарной помощи. Все специалисты считают ее триумфом советской системы здравоохранения.
После этой конференции многие страны Восточной Европы, Африки и Азии, только создававшие национальные системы здравоохранения, увидели и переняли именно советский опыт. То есть в Индии сегодня медицинская система построена по такому же принципу, как и в России. С поправкой на масштабы, конечно, – разница в населении ведь в десять раз.
Думаю, самое главное, что наши студенты и ординаторы смогут привезти сегодня из Индии, – это огромный практический опыт. Поработав в любом из госпиталей всего неделю, они научатся самым сложным манипуляциям. Я на личном примере знаю, что это такое: сама два года работала педиатром в Алжире, и вот этот медицинский «конвейер» (может, грубое слово, но очень верное по сути), который ты видишь каждый день, – это самая лучшая практика!
– Неужели здесь, в Ставрополе, студенты не могут сегодня получить такой практический опыт?
– Вот я вам пример приведу. В Нью-Дели мы посетили медицинский институт им. Доктора Вардамана. В его структуре крупнейший в городе госпиталь Сафдарджанг. Представьте только, это три тысячи койко-мест, где ежедневно обслуживается семь тысяч пациентов и принимается сто родов! То есть студенты-медики не должны ездить по огромному мегаполису от одной больницы к другой, вся клиническая база по всем специальностям – рядом, в соседнем корпусе.
К сожалению, мы в Ставрополе такой привилегии лишены: наши клинические кафедры разбросаны по всему городу, в разных больницах и диспансерах. Пациенты, которые лечатся в этих учреждениях, могут порой даже не подпустить студента к своей койке: я, мол, не хочу, чтобы он меня осматривал. А в любом университетском госпитале такое просто невозможно: даже в его правилах отражено, что пациент может стать субъектом учебного процесса.
– В разных интервью вы неодно-кратно говорили, что в СтГМА должна появиться своя клиника. Эта идея уже близка к реализации?
– Строительство собственной клиники – это и моя мечта, и всех сотрудников академии. Пока что вопрос на стадии согласований. Мы сейчас подбираем место, где можно было бы разместить такую клинику: остановили выбор на внутреннем дворе нашей академии, смежном со двором роддома.
Причем здесь непременно должно быть ургентное (экстренное) приемное отделение. То есть сюда будут доставляться пациенты с острой патологией, и сами студенты (под присмотром преподавателей, конечно) будут ставить дифференциальный диагноз и решать, куда направить такого пациента.
Кстати, создание клиники – это один из шагов к тому, чтобы наша академия вышла на уровень университета. У нас недавно по этому вопросу побывала большая комиссия из Минобрнауки РФ, которая благосклонно восприняла все то, что мы делали последние годы.
– Значит, вопрос по поводу создания университета уже решен?
– Я не хочу быть так категорична. Скажу так: мы идем в нужном направлении. И это направление, как я бы коротко сформулировала, – практика.
Мы сейчас вплотную занялись клиниками, которые существуют на базе медакадемии. Сами, наверное, видели – полным ходом идет реконструкция стоматологической поликлиники на улице Морозова. Мы расширили ее площади, потому что существующие просто не вмещали всех студентов и пациентов.
Конечно, ребята итогом реконструкции будут довольны: одна стоматологическая установка теперь будет на двоих учащихся. Пациенты, конечно, тоже ощутят то, что мы сделали: уже сейчас на Морозова открылось отделение инновационных методов лечения, где работают в основном с пародонтозом (поражение дёсен. – Авт.).
– А когда поликлиника заработает на полную мощь?
– Строители делают всё, что от них зависит, но объем работ очень большой – это здание несколько десятилетий не видело ремонта, оно уже не соответствовало СанПиНам. Но, думаю, откроется обновленная поликлиника уже будущей весной. Также в будущем году мы запустим и нашу хирургическую клинику, которая сейчас строится на улице Тухачевского (там, где находится наш студенческий «городок»).
Под эту клинику мы переоборудуем площади столовой и санатория-профилактория. Здесь будут проводить «обширные» полостные операции хирурги наших кафедр под руководством профессора Энвера Байчорова.
– В сентябре ведь вы уже запустили хирургическую клинику для «малых» операций?
– И спасибо огромное «Открытой» за то, что она осветила открытие. Это, скажем так, была первая очередь нашей «большой» вузовской клиники: здесь одна операционная, где проводят так называемые «малоинвазивные» вмешательства – то есть когда доступ к пораженному органу хирург получает через крошечные разрезы на теле пациента. А в строящемся корпусе будет и коечный фонд, и возможность проводить полостные операции.
Мы будем закупать сюда уникальный хирургический аппарат, аналогов которому нет на Юге России. По сути, это автономная операционная – все виды электроножей, система кондиционирования и очистки воздуха и много чего еще. Безусловно, мы задействуем клинику и в учебном процессе: изображение любой операции будет выводиться напрямую на специальные экраны в аудитории на кафедрах хирургии.
– Но это все, понятно, рассчитано уже на состоявшихся докторов. А вот для студентов младших курсов, которые сидят в лекториях, модернизация учебного процесса заметна?
– Конечно, заметна. Мы весной запустили в медакадемии центр практических навыков – студенты здесь отрабатывают рабочие навыки на муляжах. То есть перед тем, как подойти к постели больного, они сто раз введут иглу в вену или поставят катетер манекену. Манекены просто уникальные: полностью имитируют анатомию человека, даже силиконовая кожа мало отличается на ощупь от обычной.
Наши ребята, поверьте, оттуда вечерами не вылезают: ну представьте, студенту на втором-третьем курсе уже можно научиться делать реанимацию новорожденных, брать мазок из раны, накладывать жгут.
– И к постели пациента их, видимо, тоже можно будет уже раньше подводить? Помню, когда сам учился, многих студентов до третьего курса даже в палаты не пускали, не то чтобы брать на работу в клинику.
– Мы очень благодарны нашему министру Веронике Игоревне Скворцовой за то, что она увидела и начала решать эту проблему. Приказ минздрава теперь разрешает студентам, окончившим третий курс, работать медсестрами и медбратьями.
У нас уже лежит 140 заявлений от таких ребят, которые мечтают идти в практическую медицину. Конечно, такие желающие были и раньше, но закон, как вы верно говорите, не разрешал им заниматься сестринской практикой (по крайней мере, легально).
Кроме того, появились федеральные образовательные стандарты третьего поколения, которые тоже ориентированы на практику. Теперь у нас в академии на первом курсе после первого семестра нет зимней сессии. Вместо нее ребята идут на практику по уходу за больными: учатся выносить утку, менять простыни, перевозить пациента на каталке, коляске.
Это огромный практический опыт, тем более для недавних школьников. Они уже с ходу понимают, что такое медицина, куда они пришли на всю жизнь. Они должны понимать, что профессия врача – это не прогулка на каблуках в красивом белом халатике и с маникюром, а каждодневный, каторжный, самоотверженный труд.
– Наверняка не всех первокурсников такие натуралистические картинки устраивают.
– Конечно, не всех. Как и в любой профессии, в медицине есть люди случайные. Но мы должны сделать всё, чтобы их было как можно меньше. И делаем, повышая качество приема. Для этого создали факультет довузовской подготовки, Малую медицинскую академию, через которую проходят школьники, искренне мечтающие стать докторами.
Когда мы ходим по школам, то сразу видим лучших из лучших – у которых глаза горят и руки чешутся. И начинаем работать с ними, помогаем поступить в академию, войти в студенческую жизнь, заниматься наукой. Очень надеюсь, что с каждым годом таких ребят будет все больше.
– Но эти ребята придут в практическую медицину лишь через несколько лет. А уже сейчас в краевых больницах дефицит кадров.
– За последние два года, пока работает программа «Модернизация здравоохранения», эту проблему частично удалось решить. Лично для меня самый ощутимый результат – молодые ребята стали возвращаться в сельское звено здравоохранения. Таких уже десятки, и еще больше будет, ведь они теперь ощущают реальную помощь государства: каждому молодому сельскому медику из бюджета выделяется по одному миллиону рублей «подъемных», получают они различные доплаты к окладу.
Мы эффективно работаем с краевым минздравом: улучшили показатели целевого набора, возобновили практику распределения выпускников. Только теперь они едут в медучреждения не из-под палки, как было раньше, а по личному желанию, заключив договор с администрацией, которая готова оплачивать учебу.
У нас в полную силу наконец-то заработала система профессиональной переподготовки кадров. В рамках модернизации для больниц Ставрополья закупили более ста эндоскопических стоек, но из них работали единицы, потому что не было специалистов. Минздрав обратился к нам – и мы очень быстро, всего за несколько месяцев, эту проблему сняли, переподготовив хирургов по программе эндоскопии. Сейчас все стойки в работе!
– Успехи эти, конечно, вас воодушевили...
– Не просто воодушевили. Сегодня работающие медики порой оказываются в такой же ситуации, как сами студенты: они просто не успевают за колоссальным потоком новой медицинской информации. И кому как не нам помогать своим коллегам ориентироваться в этом море научных фактов?!
Уже решено: на базе вуза будет создан Северо-Кавказский Центр непрерывного медицинского образования. Он рассчитан на медперсонал и врачей: мы будем решать те задачи, с которыми практики сталкиваются именно в повседневной работе. Ну, например, медсестер из районных больниц сможем научить, как готовить пациентов к сложным операциям.
– Ваша профессура, несомненно, – это цвет медицинской интеллигенции Ставрополья. А вы видите ее востребованность не в профессиональной среде, а именно среди простого населения?
– Безусловно, их знания и практический опыт востребованы, но эффект, наверное, мог бы быть и больший. Поэтому, уж простите, снова о планах: будем создавать в Ставрополе консультативно-диагностическую поликлинику, где вести прием будут все наши профессора, заведующие кафедрами.
– Бесплатно?
– Совершенно бесплатно. Как и все другие наши клиники, она будет работать в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Она будет расположена на улице Пушкина, на первом этаже нашего общежития.
У нас в планах стать еще и центром популяризации медицинских знаний для обычного населения. Задействуем Центр непрерывного образования, о котором я говорила, где одним из направлений сделаем подготовку парамедиков.
Вы ведь знаете, конечно, что во многих странах мира нет службы «скорой помощи», там эти функции выполняют парамедики – спасатели, полицейские, пожарные. То есть люди, которые не являются докторами, но обладают базовыми знаниями, как реанимировать человека.
А в России, к сожалению, такого нет. Никогда не задумывались, почему у нас так много жизней уносят ДТП? Не только из-за лихачества водителей, а именно из-за того, что раненым на дороге некому оказать первую помощь. И мы готовы проводить такие курсы и для спасателей, и для водителей, и для сотрудников коммунальных служб. Ресурс у СтГМА есть, главное – чтобы была заинтересованность государства.
– В следующем году медакадемия отметит 75-летие. Как бы вы в двух словах оценили, с чем она подходит к этому юбилею?
– Подходит с внушительным багажом реализованных проектов и с багажом планов на будущее. По нашим выпускникам оценивают имидж всего здравоохранения. И мне очень больно слышать, когда порой говорят: у нас вся медицина плохая. Не плохая! Она отличная, и мы это доказываем – не словами, а делами! – всему обществу. И мне кажется, у нас неплохо получается. Надеюсь, вы тоже так считаете?

 

Беседовал
Антон ЧАБЛИН

 

В тему

 

За последние четыре года Ставропольская медакадемия преобразилась, став совсем "европейским" вузом. Появился новый факультет - гуманитарного и химико-биологического образования - где готовят дефектологов, биотехнологов, социальных работников. В состав академии вошел в качестве филиала Ессентукский медицинский колледж. Открылись два центра - практических навыков и научно-инновационнго развития. Созданы музей истории академии, Малая медицинская академия, ассоциация выпускников Alma mater (ее возглавил бывший мэр Ессентуков Иван Стоянов) и совет ветеранов (его возглавил Юрий Филимонов - человек-легенда, четверть века работавший проректором СтГМА по учебной работе).

В планах у руководства медакадемии - сделать ее крупнейшим медицинским центром Юга России уже в "ранге" университета. Очень скоро обновится стоматологическая поликлиника, затем распахнет двери хирургическая клиника. Появятся Северо-Кавказский центр обучения парамедиков, консультативно-диагностическая поликлиника и венцом - университетская многопрофильная клиника. А в далекой Индии появится Центр довузовской подготовки для индийских абитуриантов.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях