Поиск на сайте

 

60 лет назад Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, предложив всем государствам, заинтересованным организациям и лицам отмечать 10 декабря в качестве Дня прав человека.

 

Имея лишь рекомендательный характер, декларация сыграла ключевую роль в дальнейшем развитии механизмов защиты прав и свобод человека и стала основой, на которой сейчас построены как международные, так и региональные системы обеспечения и защиты прав человека. На основе Всеобщей декларации сформировались европейские стандарты прав человека, которые юридически закреплены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Россия признала их и закрепила в своей Конституции. Сознавая, что действующие государственные, правоохранительные и судебные органы работают плохо, не пользуются всеобщим доверием населения, государство создает новую, альтернативную им государственную внесудебную систему дополнительной защиты прав и свобод человека - систему Уполномоченных по правам человека.
Права человека - это неотъемлемое свойство демократии. Они во многом определяют качество среды его обитания, а также интерес и даже смысл жизни.
Отношение к соблюдению прав и свобод человека сейчас сильнее, чем все другое, стало определять политическое лицо власти, ее разумность и современность, человечность и вообще целесообразность ее существования. Подтверждением этому служит проводимая властями всех уровней социальная политика, направленная на развитие экономики, улучшение материального благосостояния, укрепление демократических институтов, законности и правопорядка. Реализация важнейших национальных проектов, планов развития вплоть до 2020 года позволяет рассчитывать на то, что острые национальные проблемы обеспечения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод будут решены.
В числе важнейших государственных приоритетов в своем послании Президент РФ назвал:
- дальнейшие совершенствование и развитие институтов демократии и гражданского общества;
- обеспечение и защиту прав и свобод человека от чиновничьего произвола, лицемерно прикрываемого, как правило, заботой о государственных и общественных интересах.
Дмитрий Медведев сказал, цитирую: «В России на протяжении веков господствовал культ государства и мнимой мудрости административного аппарата. А отдельный человек с его правами и свободами, личными интересами и проблемами воспринимался в лучшем случае как средство, а в худшем – как помеха для укрепления государственного могущества… Ущемление гражданских свобод и действий, ухудшающих материальное положение людей, не только аморально, оно ещё и незаконно».
Люди должны быть уверены в том, что живя честно, по гражданскому долгу и совести, вступая в борьбу с общественными пороками, их безопасность надежно гарантирована, что в нужный момент они найдут защиту от наезда влиятельного бюрократа или коррупционера, хулигана или преступника.
Гарантом этих ценностей, по мысли президента, должен стать справедливый и честный суд и такая же правоохранительная система.
Как отметил президент, цитирую: «Сейчас уже вносятся изменения в законы, регулирующие деятельность сотрудников таможни и органов внутренних дел, прокуратуры и Федеральной службы безопасности, судей и служащих аппаратов судов, органов государственной власти и муниципальных органов… Цель их - формирование качественно новой правовой системы и независимого честного суда. Для избавления от коррупции и правового нигилизма».
Однако все эти меры могут оказаться неэффективными, если одновременно с правовой реформой не будет идти борьба с ложью, необязательностью, безответственностью, с двойными стандартами жизни и поведения. Именно через это должно начаться наше очищение, социальное и духовное возрождение.
В связи с этим я считаю, что в действующее краевое законодательство должны быть внесены изменения, устанавливающие ответственность за эти аморальные действия. В краевом законе о борьбе с коррупцией следует предусмотреть, что...
1. Должностное лицо любого ранга, а также государственный или муниципальный служащий края должен признать или опровергнуть публично выраженное обвинение его в нечестности, либо в сообщении ложных сведений, либо в аморальном поведении, либо в действиях, не совместимых с занимаемой должностью или выполняемой работой.
До окончания проверки этих сведений в установленном порядке он может быть отстранен от выполнения трудовых обязанностей с последующим правом на компенсацию утраченного заработка, если компрометирующие его сведения не подтвердятся.
2. По каждому факту обнародования в СМИ сведений о коррупционных или иных правонарушениях, совершенных должностным лицом любого ранга, государственным или муниципальным служащим края, вышестоящее должностное лицо или орган должны провести служебное расследование этого сообщения, о результатах его сообщить в соответствующий орган СМИ. Кроме того, принять исчерпывающие меры к привлечению виновных к ответственности, а также к устранению причин и условий, способствовавших нарушению.
3. Должностное лицо любого ранга, а также государственный или муниципальный служащий края подлежит освобождению от должности или работы, если будет установлено, что он при поступлении на работу или в ходе ее допустил обман или сообщил ложные сведения, имеющие публичный интерес.
4. Сокрытие должностным лицом, государственным или муниципальным служащим края сведений об известных ему фактах, компрометирующих тех лиц, на которых они дают характеристики, рекомендации и иные сведения, является серьезным правонарушением, влекущим их ответственность.
5. При поступлении на государственную или муниципальную службу лицо должно, как правило, предъявить рекомендательное письмо заслуживающего доверия поручателя, который несет за данную рекомендацию административную или иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
6. Прием на работу государственных или муниципальных служащих края осуществляется, как правило, по конкурсу и на определенный срок, по истечении которого он может быть аттестован и назначен на второй срок.
Не допускается совмещение или соподчинение в работе лиц государственной или муниципальной службы, связанных между собой родством или свойством, которое может порождать конфликт интересов.
Наряду с государственной системой защиты прав человека в последние годы в России возникла широкая сеть правозащитных органов федерального, регионального и местного уровней, а также некоммерческих объединений и других правозащитных организаций.
В их числе Комитет по правам человека ООН, Европейский суд по правам человека в Страсбурге (Франция), другие международные органы и организации, в том числе ПАСЕ, бдительно, нередко в ущерб гражданам своих государств, борющиеся за права российских граждан.
И тем не менее защита прав и свобод человека, и не только в нашей стране, остается слабым звеном в деятельности многих, если не сказать всех, государств. Причину этого я вижу в исторических корнях каждого народа, в уровне общей и правовой культуры населения.
Правозащитная деятельность - двигатель совершенствования правовой реформы.
Объявленная Президентом РФ программа борьбы с правовым нигилизмом, а также по улучшению деятельности государственного аппарата, правоохранительной и судебной систем России, может быть решена только при активной поддержке самых широких слоев общественности и правозащитников прежде всего.
Права и свободы человека, как показывает жизнь, не реализуются сами по себе. И не только у нас, но и в других, даже самых демократических странах, политические и правовые системы которых, как принято считать, и не без оснований, работают лучше, чем наши.
Права человека лучше реализуются там, где сами граждане и их объединения борются за них, где создано и эффективно работает гражданское общество, создан широкий набор эффективных средств правовой защиты и влияния на власть предержащих.
Людей надо не только обучать основам права и правовой культуры, но и воспитывать у них правозащитную культуру, то есть умение и желание защищать свои права, а не ждать, когда за них вступится добрый «барин».
Учить людей надо на конкретных поучительных примерах успешной защиты своих прав и свобод.
Каждый борющийся за свои права должен понимать, что процесс этот рутинный, результаты его не всегда предсказуемы, но иное в юридической практике встречается редко.
На успех в борьбе за справедливость может рассчитывать только тот, кто проявит большую юридическую компетентность и настойчивость.
Предстоит долгий и трудный путь к реальному признанию того, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Но это не должно нас лишать надежды и веры в то, что вместе мы его преодолеем!

Алексей СЕЛЮКОВ, заслуженный юрист РФ,
Уполномоченный по правам человека
в Ставропольском крае

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях