Поиск на сайте

 

 

В одном из красивейших мест КЧР, на Медовых водопадах, прошёл II Международный фольклорно-этнографический фестиваль карачаево-балкарской культуры

 

На Медовых водопадах в долине реки Аликоновки, что в 20 километрах от Кисловодска, плюс пять по Цельсию, небо в темных тучах и горы в тумане. У гостей зуб на зуб не попадает, но холод и накрапывающий дождь не пугают ценителей горской «этники» – к туркомплексу прибывают все новые «легковушки», «Газели», такси и автобусы.
Необычный «Праздник айрана», сообщит завтра пресс-служба главы КЧР, собрал более пяти тысяч человек, представителей 30 народов мира, из России, Кыргызстана, Турции, Нидерландов, Турции и США.
Айран, один из древнейших кисломолочных напитков в мире, еще за полтысячи лет до нашей эры упоминал в своих трудах «отец истории» Геродот: «В горах Кавказа живет народ. Они едят сырую муку, добавляя и смешивая ее с жидким белым напитком, который называется «Айра».
На минувших выходных гости, прибывшие на этнокультурный форум в туркомплекс «Медовые водопады», могли попробовать на вкус описанное великим греком кушанье – карачаевский «къууут» с айраном (мука в него добавляется не сырая, а обжаренная). Эта горская «каша» в резных деревянных мисках красовалась на праздничных столах рядом с десятками блюд национальной кухни Балкарии и Карачая.
Кулинары постарались на славу: этнотуристов манили горки румяных хычинов, поджаристые шашлыки, халва и боза, но «королевой» национального пиршества оставалась, конечно, «молочка». Даже «в народных эпических сказаниях о чудесных подвигах героев-богатырей нартов, полубогов, прародителей карачаевцев-горцев, айрану отводится первое место среди яств божественного стола», сообщал сто лет назад путешественник И. Аншалес.
И в этот раз горцы не изменили традициям. В Карачае и Балкарии айран – символ радушия, изобилия и щедрости. Если в русской традиции гостя встречают хлебом-солью, то на Кавказе ему первым делом протянут чашу с традиционным горским напитком.
В языке карачаевцев и балкарцев более полусотни «молочных» терминов, но в старину их не употребляли напрямую, поскольку наделяли такие продукты магической силой. Молоко, творог, айран, сливки и сыр осторожно называли «акъ аш» – «белой едой».
Особым почетом среди «белой еды» пользовался айран (в языческие времена у кефирных грибков было даже свое божество – Тунухан). Им утоляли жажду и голод, лечили болезни, от отравлений до проказы, и исподволь укрепляли иммунитет.
Легенда гласила: «Аллах в золотой век, в знак Своего благоволения к честному и правдивому племени карачаевцев, послал им кефир в пищу в удостоверение того, что они голодной смертью никогда не умрут». Считалось, что вся закваска погибнет, а вместе с ней и народ, если раскрыть «чужакам» тайну кефира.
Между тем в начале прошлого века целебные свойства карачаевского напитка всерьез заинтересовали российских исследователей. В 1906 году Всероссийское общество врачей направило в Карачай выпускницу школы молочного дела Ирину Сахарову, чтобы выведать секрет горского кефира. На Кавказе 20-летнюю работницу московской молочной фирмы принимали радушно, но кефирной культурой не поделились.
Так бы Ирина и уехала ни с чем, если бы в нее... не влюбился князь Бекмурза Байчоров. По обычаям тех лет кефирный магнат не долго думая умыкнул невесту. Но кавказская пленница не оценила перспективного жениха, и дело дошло до суда. Тут Ирина простила похитителя, попросила только 10 фунтов кефирных грибков...
При таких романтических обстоятельствах первый кефир в качестве лекарства поступил в Боткинскую больницу. Под разными названиями он быстро разошелся по всему миру, однако – чего греха таить! – благодаря современным технологиям потерял часть своих волшебных свойств.
В горах Кавказа айран по-прежнему разбавляют родниковой водой и охлаждают льдом, смешивают со сметаной, сахаром и медом, заправляют солью, пряными травами и толченым диким чесноком... Стоит ли удивляться, что на Медовых водопадах мастера молочных дел представили на суд экспертов 15 разновидностей айрана и сыра?!
Кстати, пропустить стаканчик-другой целительного напитка могли в этот день все желающие: айран заквасили в 400-литровом (!) чане. Выпивали его вприкуску с сыром – специально к празднику кулинары приготовили самую тяжелую, 50-килограммовую сырную голову.
Кроме молочной экспозиции на этнофоруме весь день работала аллея мастеров «Золотая рука», проходили конкурсы кузнецов, певцов и исполнителей на народных инструментах – гармонике и доуле.
Гулянья затянулись допоздна: почерпнув силу в древнем напитке нартов, гости уже не боялись холода и отмечали международный айранный праздник, согреваясь танцами, чаем из горных трав и горячими хычинами.

 

Фатима МАГУЛАЕВА



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий