Поиск на сайте

 

 

В  каком  направлении развивается  художественная фотография

Не уходит из памяти одно наблюдение во время демонстрации фотовыставки «Мир вокруг нас» в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств.
Во время летних каникул залы заполнила детвора из пришкольных лагерей. Указывая на выставленные работы, я задавала детям один и тот же вопрос: «Скажите, что это?». Они хором откликались: «Картины». И как же удивлялись, узнав, что попали на фотовыставку.
Выходит, хорошая фотография может восприниматься как художественное произведение, а граница между «изо» и фотоискусством становится все прозрачнее?
Об этом в беседе с нашим корреспондентом размышляет председатель Ставропольского отделения Союза фотохудожников России, участник и призер международных фотосалонов, фотовыставок и фестивалей Алексей ЗАМОРКИН (на снимке).
 
 

- Алексей, позволь разговор начать с последней фотовыставки «Мир вокруг нас», в которой как никогда полно были представлены разные стили и направления фотоискусства, особенности авторского индивидуального почерка.

- Ты точно подметила особенности выставки - такое разнообразие стилей в одном месте встретишь не часто.

Фотоэкспозиция состояла из портретных, туристических, уличных, пейзажных фотографий членов краевого отделения Союза фотохудожников России, лучших снимков из коллекции фотоклуба Юрия Рубинского.

В выставке принял участие специально приглашенный, известный в стране и за рубежом московский фотохудожник Игорь Мухин. Его снимки хранятся в коллекциях ведущих российских и зарубежных, государственных и частных собраний, в том числе в Третьяковке. В 1999 году мэр столицы Франции предложил ему полный пансион на год для съемок влюбленных Парижа.

- Предложение, от которого нельзя отказаться?

- Он и не отказался. Результатом его работы стала самая романтичная из всех, какие я только видел, фотовыставка. Она вызвала восторг у парижан и россиян.

- Мне запомнилась одна фотографию Мухина: парень закружил свою любимую - будто вихрь обоих подхватил. У него запрокинута голова. Ничего, кроме нее и неба, для парня, похоже, не существует. Современные Ромео и Джульетта. А сама фотокартина - про первую любовь, головокружение и умственное «смещение» от захлестывающих чувств. Сплошной поток сплошного счастья.

-  Здесь, как и во всех «карточках» Мухина, умело схваченное, остановленное мгновение, а не то, что можно снять завтра, послезавтра и послепослезавтра. Мухин - специалист и энтузиаст направления «стрит-фото» - моментального, сиюминутного уличного фото.

Уличная фотография - его конек. Игорь занимался у уникального человека - Алексея Лапина, высококлассного критика художественной фотографии. Получить одобрение профессионала такого уровня - значит заслужить похвалу по «гамбургскому» счету. Игорь Мухин и ЧБ - черно-белая стрит-фотография - стиль, основателем и родоначальником которого он считается.

Стрит-фото А. Стромина

- ЧБ - это принципиально?

- Черно-белая фотография более созвучна нашему времени: она лаконична и сурова, не позволяет за яркими красками скрыть пустоту.

- Как формировалась выставка?

- Основную нагрузку взяла на себя директор музея Зоя Александровна Белая. В сжатые сроки были подготовлены слайды, продумана логика экспозиции. «Мир вокруг нас» - точный, примиряющий прошлое с будущим и настоящим посыл, ключ к пониманию экспозиции.

- Редко бывает, когда руководитель художественного музея является одновременно знатоком живописи и профессиональным ценителем фотоискусства.

- Зоя Александровна безошибочно отличает случайные «картинки» от настоящего творчества, отслеживает динамику, как фотография набирает обороты и становится полноправным направлением современного искусства.

Художественный музей в Ставрополе, где искусство фотографии находится в одном ряду с традиционными видами и жанрами изобразительного творчества, имеет богатые фотофонды - прецедент российского масштаба. Таких музеев в стране наперечет. Для мастеров фотографии, края и страны, «выставиться» в нашем музее - это достойный уровень, статусная площадка.

Ставропольцы помнят уникальные выставки греческого фотохудожника Костаса Асимиса, столичного фотохудожника Маргариты Фединой… А чего стоила выставка «Свет фресок Дионисия»: благодаря уникальной технике пленочной фотографии, которую изобрел Юрий Холдин, весь мир увидел изумительные фрески Ферапонтова монастыря первохудожника Дионисия.

- Были на выставке шедевры пленочной фотографии?

- Чтобы отобрать лучшие работы, я списался с коллегами. Был среди них один из старейших фотохудожников края Станислав Алексеевич Скоробогатов. Мы познакомились лет тридцать назад, когда я приехал в Ставрополь и пришел к нему учиться в городской фотоклуб. Именно Скоробогатов одним из первых в крае стал заниматься художественной фотографией. Он был страстным экспериментатором.

Помнишь фотокартину Скоробогатова «Рыбаки»? На ней запечатлена целая рать участников соревнования по рыбной ловле. Мало кто поймет, что на самом деле это мистификация. Станислав Алексеевич снимал пять или шесть рыбаков, а потом 38 раз делал копии, приращивал видимый ряд. Это полноценный коллаж. Сейчас для такого эффекта достаточно нажать кнопку в фотошопе. Мой учитель обогнал свое время на несколько десятилетий.

Еще одна его замечательная фотография «Ответственное задание» - этот кадр он сделал на работе. Скоробогатов работал токарем высокого класса, вытачивал фантастически сложные детали.

- Виртуоз своего дела.

- Скоробогатов был из мастеров, с которым и академики не считали зазорным водить дружбу. Его фотографии шестидесятых-восьмидесятых годов прошлого века - социальный срез былого времени, когда система порождала высоких профессионалов во всех сферах жизни.

Может, это тебя удивит, но та старая пленочная техника имела свои достоинства, возможности, которых у цифровой техники нет. Талантливые фотографы экспериментировали и добивались поразительных результатов.

- Помню, ты тоже не был чужд экспериментам. Помню твою фотографию девушки в электричке. С левой стороны видно, как она, наклонив голову, что-то читает, а справа - за пределами вагона - ее же лицо, но в другом ракурсе…

- Такие фотографии появляются очень редко, когда ты почти бездумно, не понимая почему, вдруг нажимаешь на кнопку. Когда проявил фото, сам удивился. Я ехал в деревню электричкой. На станции выходил народ, раз - поднял руку и щелкнул…

 - Еще один твой снимок - празднование Вербного воскресенья, он мне кажется просто мистическим. На фотографии брызги накрывают и верхушки деревьев, и дома, и весь город... Где такое можно было снять?

- Тут я начал бы с техники, а не с мистики. Я знаю, с какой примерно скоростью летит вода, и какую нужно поставить выдержку, чтобы ее капли «накрыли весь мир». Но, несомненно, мне сопутствовала удача. «Вербное воскресенье» я сделал в 2007 году, и в 16 странах мира, в том числе на престижном Международном салоне в Риге, эта фотография получила призы.

Лет пятнадцать после того, как снял «Вербное воскресенье», хотел добиться того же эффекта, но ничего не получилось.

- У многих фотографий на выставке не было названий, почему?

- Ярлыки к фотографиям в «стрит-фото» - дурной тон. Ведущие фотохудожники считают: если ты придумываешь название, это уже не фотоискусство. Хотя сейчас пробивает себе дорогу и другое направление.

На выставке «Мир вокруг нас» были работы одаренной девушки Александры Витушкиной. Она не только названия придумывает, но и тексты составляет. Есть у Саши своя тема одиноких, часто нездоровых, но сильных духом людей. Она их фотографирует, и в аннотациях жизнь их описывает.

- А Маргарита Губанова, кто она? В ее фотоработах  главное - цвет, и все так радостно...

- Маргарита - моя студентка, отучилась на журфаке. Сейчас в Доме народного творчества занимается фотоклубным движением. Пишет стихи.

- Вспоминаю фотографию пилона одного из известных людей в Ставрополе на Аллее Славы. У него рот как бы заклеен бумагой, принесенной ветром. Не о сталинском ли прошлом речь? А может, о сегодняшнем дне?

- У фотографа Андрея Лоптева, о котором ты говоришь, есть особый интерес к политическим, социальным темам. Он ищет их, такие работы - как объяснение знаковых событий в нашей стране. Это не интуитивное фото, а вполне осознанное. Талантливо, хотя мне не близко.

- Что скажешь об Арсене Алабердове, фотохудожнике из Черкесска? Ваша совместная выставка сейчас с успехом путешествует по краю?

- Арсен - финалист самого авторитетного фотоконкурса «Золотая черепаха», победитель многих международных конкурсов, его работы публикуются в известных российских и международных изданиях. Он является амбассадором (дословно - «посол бренда») камеры PentaxK3, единственный в России фотограф, удостоенный такого права.

А еще он мой коллега и друг, замечательный пейзажист, который живет в хорошем месте, в хорошее время, в согласии с миром и собой.

- К сожалению, обо всех участниках выставки не расскажешь. Финальный вопрос: что дальше?

- Работа в магистральном направлении - поиск своего пути в искусстве художественной фотографии.

Когда я два года назад стал председателем Ставропольского отделения Союза фотохудожников, сразу предупредил коллег: дел у нас непочатый край. Объявил, что занятия фотоискусством не сулят ни больших денег, ни славы, зато дают простор для фантазии и творчества.

В этом году ко Дню города я предложил провести фотоконкурс, который, уверен, станет еще одним смотром наших сил. Частная компания уже выделила средства для фотоконкурса «Задержи дыхание: это Ставрополь», посвященного 240-летию столицы края. Ну а потом будем думать о краевом конкурсе.

Фотожизнь в крае продолжается…

Тамара ДРУЖИНИНА,
заслуженный работник культуры РФ
 

P.S.Выставка «Мир вокруг нас» начала свое путешествие по краю. Сейчас она экспонируется в регентской школе Храма Преображения Господня Ставрополя.

 

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий