Поиск на сайте

Проблемы российских газет достигли пика напряжения и вызывают серьёзную тревогу у московских экспертов и журналистов
 

Болевые точки печатной прессы - падение тиражей газет, снижение рекламных возможностей и интереса к чтению населения, антагонизм власти и независимых газет на фоне беззастенчивой бюджетной подкормки «ручных» (государственных и муниципальных изданий), бестолковая работа почты и ценовой диктат торговцев газетами - все это стало главным предметом обсуждения на Всероссийской конференции главных редакторов «Информационное партнерство: Власть-Общество-СМИ», организованной в Москве Фондом Развития Информационной Политики (ФРИП). Участником конференции была и заместитель главного редактора «Открытой» газеты Елена Саркисова. 
 

Социально значимы
«Надо что-то делать!» - сказала президент ФРИП Светлана Колесник в ходе брифинга с председателем Совета Федерации РФ Валентиной Матвиенко и обрисовала тревожную ситуацию на рынке «бумажных» СМИ, обратившись к спикеру за помощью. 
Оказалось, что Матвиенко в курсе проблем печатной прессы, с большим уважением относится к ней, независимо от того, кто ее учредители - власть или коммерческие структуры. И вообще, рабочий день Валентины Ивановны без утренних газет не обходится.
Запах свежей типографской краски и сам ритуал чтения «бумажной» прессы для Матвиенко неотъемлемая часть жизни. Никакой Интернет ее заменить не смог, несмотря на то что спикер, по ее собственному определению, не является «чайником» в компьютерном мире, а, напротив, относится к продвинутым юзерам, активным блоггерам и участникам социальных сетей.
Однако ж, поднаторев в виртуальном пространстве, Валентина Матвиенко в адрес традиционных СМИ высказалась однозначно и обнадеживающе:
- Я считаю необходимым отнести региональные и местные печатные средства массовой информации к социально значимым видам услуг и дать им максимально возможные преференции. 
Спикер предложила участникам конференции сформулировать на сей счет предложения: 
- Мы постараемся их облечь в законодательную инициативу и продвигать в Совете Федерации. И еще: необходимо в законодательном плане обязать органы власти регионов максимально использовать свои полномочия для поддержки местных печатных изданий. Я считаю опасной ситуацию, когда самоокупаемыми являются только 10% региональных газет. Если так пойдет дальше, мы потеряем целый пласт информации, которую не заменит Интернет. 
Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы люди перестали держать в руках газеты, тем более те, где речь идет о жизни конкретных муниципалитетов, о реальных людях и реальных проблемах. Поэтому важно, чтобы в регионах были созданы условия для распространения региональной и местной прессы.
Я жду от вас предложений и по НДС на печатную продукцию, и по ее доставке, и по работе почты. Это никуда не годится, чтобы стоимость доставки, которую дотирует государство, была выше цены самого издания! 
Президент ФРИП Светлана Колесник обещала провести консультации с региональными СМИ (а с фондом сотрудничает около 4 тысяч изданий) и представить в Совет Федерации полную картину происходящего на рынке печатной прессы вместе с предложениями по устранению препон ее развития. 
К слову, на Западе власти не стесняются поддерживать газеты - продукт изначально убыточный. В Финляндии, например, государственное финансирование печатных изданий составляет около 400 млн. евро в год, плюс более 300 млн. евро - это субсидирование в форме налоговых льгот и освобождения от НДС. Больше всего налоговых послаблений газетам оказывают Франция и США (на более 800 млн. евро в год), чуть отстает Великобритания (около 750 млн. евро). России в этом списке государств нет вовсе. 
 

Грозят самосожжением
Вторая после финансовой проблема российской прессы - ее распространение. Заместитель руководителя Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Агентства по печати и массовым коммуникациям Геннадий Кудий акцентировал внимание на отсутствии внятной политики розничной реализации в России:
- Пока в этой сфере существует диктат продавца. Из 70,5 тысячи действующих в стране печатных изданий большинство систематически «зависают» непроданными. Зачем газетным киоскам напрягаться, если можно продать одну-две газеты, а остальные вернуть редакциям как якобы не пользующиеся спросом? 
Ответственности за это безобразие - никакой. При том, что розничное распространение регулируется местными законами. Но власти чудят по всей стране. От Чукотки до Калининграда они ведут настоящую войну с газетными киосками. То дизайн торговых точек им не нравится, то место расположения… А в Саратове из-за бесчисленных властных препон киоскеры и бизнесмены, которые занимаются распространением, даже обещают самосожжением перед зданием мэрии! «Мы пытаемся решить эту проблему, но она нерешаема», - признался Геннадий Кудий. 
Между тем именно из-за отсутствия доступа населения к «бумажным» и, главным образом, к независимым СМИ их читают в России все меньше. 
 

Всё не по уму…
Один пример такого абсурда: едва Валентина Матвиенко ушла с поста губернатора Санкт-Петербурга, как здесь появился закон, запрещающий продавать прессу… ближе 50 метров от органов государственной власти! За компанию под своеобразный секвестр угодили школы и остановки общественного транспорта. Чем им газеты помешали? Ведь это наиболее людные места в любом городе, и там продажа прессы могла вестись бойко на пользу и редакциям, и компаниям-распространителям!
Тот закон в Питере все-таки хватило ума подредактировать, но осадок от мысли об «антигазетном» лобби остался. 
А вот в Липецкой области власть дружит с головой. Здесь на тысячу человек населения (на один-два многоэтажных дома) приходится один киоск! Шаговая доступность и широкий выбор изданий - отличный побудительный мотив покупать и читать газеты. Потому и растут здесь продаваемые тиражи региональных газет. Аналогичная ситуация и в Тульской области. 
Но, несмотря на проблемы на рынке СМИ, количество печатных изданий в России растет как на дрожжах. Так, если в прошлом году по разным причинам закрылись 74,5 тысячи газет, то создано - аж 76 тысяч! Для сравнения: в Китае и США выпускается всего полторы тысячи изданий. 
По мнению экспертов, медиасообщество само себе ставит подножку - такое огромное количество газет не может быть качественным и окупаемым! Конечно, рыночные механизмы должны вымывать непопулярные издания, но в том и беда, что газеты в России находятся в разной конкурентной среде: одни вовсю хлебают рыночные воды со всеми вытекающими последствиями, другие прочно сидят на бюджетной игле и ни о чем не заморачиваются. Зачем им качество? Им и так хорошо. 
 

Генпрокурору стыдно!
Свою ложку «дегтя» в настроение аудитории добавил и Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка: работа конференции предусматривала прямое включение в заседание Совета Федерации, в повестке дня которого значились вопросы утверждения судей Верховного суда РФ и выступление Генпрокурора. 
Юрий Чайка итожил прожитое и гвоздил сенаторов, а вместе с ними участников форума цифрами и фактами. Так, в сравнении с 2010 годом рост коррупционных преступлений в России составил 38%! Но статистика эта неточная, поскольку отсутствует должное ресурсное обеспечение, а значит, цифру можно смело увеличить. 
Не менее убойно выглядят цифры преступления и наказания за применение силы сотрудниками правоохранительных органов. Таких фактов было 17 тысяч, а уголовных дел возбуждено только… 250!
Показателем отношения общества к происходящему в стране является шквал жалоб в Генпрокуратуру - 3,5 млн. в прошлом году. При всем этом, по словам Юрия Чайки, сегодня у адвокатов больше полномочий, чем у прокуроров. Особенно при рассмотрении дел, связанных с хищениями бюджетных средств в сфере ЖКХ, и при участии в арбитражном процессе.
- Мне стыдно, что прокуратура России не имеет права возбуждать уголовные дела и выходить с законодательной инициативой. Я единственный прокурор в СНГ, не имеющий такой возможности, - сказал с трибуны Совета Федерации Юрий Чайка.
Приходится прокуратуре крутиться в рамках имеющихся степеней свободы - заниматься кадровыми перестановками на уровне районного звена, отменой незаконных постановлений Следственного комитета РФ (таковых было отменено в прошлом году 61 тысяча) и Следственного комитета МВД (отменено более 200). 
Поразила фраза Генерального прокурора: «Нужна неотвратимость наказания в России!» Когда такое говорит первое лицо силовой структуры, становится жутковато: дожили - теперь лишь мечтаем о «неотвратимости наказания».
 

Последний очажок
Качество и перспективы российских СМИ стали предметом выступления главного редактора журнала «Журналистика и медиарынок», секретаря Союза журналистов России Леонида Касютина: 
- Самая редкая категория граждан, которая должна бы работать в прессе, - это правдоискатели. Однако самые активные люди к нам не попадают. Причина одна: мы не смогли выстроить демократичную, западную модель прессы. За рубежом журналисты и рядовые граждане могут высказывать свое мнение в СМИ без последствий. У нас с 1993 года были убиты, в том числе во время терактов и в перестрелках, 365 журналистов, 14 пропали без вести, 28 погибли при неизвестных обстоятельствах. А сколько выброшено с работы?! 
Причину такого положения Леонид Касютин видит в отсутствии в нашей культуре толерантного (терпимого) отношения к чужому мнению. Этого нет ни у журналистов, ни у аудитории, ни у власти. 
Параллельно идет ускоренная люмпенизация России. Все больше появляется семей-иждивенцев, спившихся асоциальных элементов, особенно в сельской местности. Эти люди выживают за счет пенсий или пособий одного из членов семьи. На другом полюсе общества активно прожигает жизнь состоятельная часть граждан, для которой в числе главных развлечений - походы в «потребительский рай» по принципу «ни в чем себе не отказывай». 
Возникает вопрос: для кого работать журналистам? Особенно - уцелевшим кое-где правдоискателям. Кому вообще нужно общественное пространство? 
Люмпенам оно не нужно. Тем, кто бороздит супермаркеты и ездит за границу, полемика вокруг жизни социума тоже - как рыбе зонт.
- Региональные газеты общественно-политического направления - это последний очажок, где еще есть общественная дискуссия, - говорит Леонид Касютин. - Посмотрите на столичные издания. В основном это бизнес-проекты, в которых нет ничего, за что кто-то бы не заплатил. Да, в России есть «Новая газета», есть отдельные острые публицистические материалы в некоторых изданиях, но в целом поля для дискуссий нет! 
 

Фильтруем «мусор»
На первый взгляд может показаться, что полемическая ниша облюбована и занята Интернетом. Но факты свидетельствуют об ином. По проникновению Интернета в крупнейшие страны мира Россия всего лишь на девятом месте. Впереди Великобритания (здесь 83% населения регулярно пользуются Глобальной Сетью).
Далее следуют, с незначительным отрывом, Австралия, Германия, Япония, США, Франция, Испания, Италия. У нас во Всемирную паутину вовлечено только 43% населения. Причем на всеядную Москву приходится всего 11% юзеров, на Питер - 5%, на все города-миллионники - 9%. Интернет в России все-таки остается фишкой для избранных.
Один пример: в Якутии ежемесячное пользование Глобальной сетью стоит в среднем полторы тысячи рублей, а полугодовая подписка на местную газету - 200 рублей. Понятно, куда потекут читательские предпочтения. 
Однако «наследить» Интернет успел: россияне потребляют виртуальную информацию, с каждым годом все больше сомневаясь в ее истинности. По словам генерального директора исследовательской группы «Циркон» Игоря Задорина, сегодня граждане России в большинстве своем считают общий информационный фон в стране наполовину ложью, наполовину «пеной», и готовы скорее смириться с этим, нежели противодействовать или искать подтверждение прочитанному. 
Изменилась и сама ситуация с приоритетами информации. Раньше было важно найти ее, а сейчас - не получить лишнюю. «Голова - не мусорный ящик!» - модное сегодня изречение. Так люди ставят заслон информационному шлаку. 
 

По ту сторону профессии
Прогнозы о судьбе СМИ на конференции звучали самые неожиданные. От «смерти» общественно-политических газет, из-за недостаточной профессиональной квалификации, засилья Интернета и препон власти, до… бескрайнего развития мобильной связи и переноса СМИ в сотовые телефоны. 
Между тем пульс жизни, неподвластный веяниям времени, бьется в больших и малых городах России. О любопытном эксперименте в Нижегородской области рассказал руководитель пресс-службы регионального правительства Роман Скудняков. Суть такова: семь министров во главе с губернатором Валерием Шанцевым получили задание попробовать себя в роли тележурналистов. 
- Мне досталось снимать областное училище олимпийского резерва перед грядущей губернаторской проверкой. Все было на полном серьезе - носил штатив, брал интервью, монтировал, начитывал текст. Теперь могу с полным правом обращаться к журналистам «коллеги» - сам побывал в их шкуре и почувствовал, насколько интересна и непроста эта профессия. Например, понял, что самые интересные вопросы - это не те, которые готовишь заранее, а те, которые возникают в процессе. Думаю, такие эксперименты очень полезны для отношений прессы и власти. Лично я теперь понимаю журналистскую кухню намного лучше, - рассказал в своем интернет-журнале губернатор Валерий Шанцев.
Так пресс-служба нашла вариант повернуть власть и СМИ лицом друг к другу. Вряд ли теперь кому-то из высших правительственных чиновников придет в голову назвать прессу желтой, а телестудию ангажированной, ведь чиновники прочувствовали цену журналистскому труду, изреченному слову и ответственности за вверенные отрасли.
 

Край, не отставай!
Почему бы у нас на Ставрополье не организовать конкурс среди членов правительства на лучшее выступление в печати? Что, если губернатор Валерий Зеренков проведет журналистское расследование, например, о целесообразности расходования бюджетных средств на развитие спорта (культуры, медицины и пр.) и напишет статью, которая наверняка будет очень эмоциональной. 
Новоявленные министры пусть покопаются «в огороде» своих предшественников. И не в одиночку, а непременно с участием журналистов, которые будут следить за чистотой эксперимента, подсказывать законы жанра и вести информационное сопровождение. А потом все письменные работы чиновников - да на суд читателей! Это ж сколько выгод сразу получится?! И правду о реальном положении дел в крае узнаем, и образовательный уровень членов правительства повысим, и доверие к краевой власти зароним…
На брифинге в Совете Федерации Валентина Матвиенко обратила внимание журналистов на то, что на президентских выборах Владимир Путин вышел со своими размышлениями и обращениями к народу именно на страницы газет. Это было признанием ценности главного качества «бумажной» прессы - возможности держать ее в руках, сосредоточиться на материале, вдумчиво работать с ним, что-то подчеркивая или вырезая… При таком контакте с прессой эффективность печатного слова резко возрастает и быстрее находит путь к сердцу людей. 
Так что, если подобный президентскому и нижегородскому метод общения с народом и СМИ возьмут за правило власти всех уровней, то общественно-политическая пресса не умрет никогда. И ее позиции не сумеет захватить безликий и безответственный, хотя и весьма информированный, виртуальный мир Интернета. 
 

Елена САРКИСОВА

 

Раиса26 июля 2012, 13:09

"Почему бы у нас на Ставрополье не организовать конкурс среди членов правительства на лучшее выступление в печати" отличная идея. Но и организовать подобный конкурс на лучшую публикацию простого гражданина тоже было бы неплохо.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях