Поиск на сайте

В стремлении донести до общества последние достижения современной науки госструктуры, некоммерческие фонды и энтузиасты-одиночки всё чаще полагаются на популярность и технические возможности видеопортала «Ютуб» (youtube.com)

 
Сегодня в нашей стране люди, интересующиеся новинками науки и техники, имеют все возможности удовлетворить свое любопыство. 
С последними мировыми и отечественными разработками ученых и изобретателей можно ознакомиться как на страницах иллюстрированных журналов («Наука и жизнь», «Популярная механика», «Техника молодежи» и т.д.), так и в передачах тематических телеканалов («Дискавери», «Планета животных», «Наука 2.0»). 
Прибавьте сюда общеполитические печатные и онлайн издания, большинство из которых имеют штатных научных редакторов, а также многочисленные специализированные интернет-сайты, форумы, блоги, аудио/видеоподкасты, и возникающую картину будет трудно назвать иначе как радужной.
Между тем проблема популяризации науки и научного знания, по мнению многих экспертов, стоит в России как никогда остро. В условиях весьма вялой государственной поддержки научно-популярного телевидения, медийный образ ученых (инженеров, конструктуров и др.) в глазах подрастающего поколения по части привлекательности сильно уступает раздутым, в том числе благодаря  общероссийским телеканалам, представлениям о престижности и значимости работы артистов, поп-певцов и спортсменов.
Справедливости ради отметим, что в той или иной степени за подобные перекосы критике подвергаются СМИ практически всех стран.
Именно поэтому государственные и общественные структуры, видящие своей задачей распространение естественно-научных знаний, постоянно пытаются совершенствовать старые и находить новые способы приобщить своих граждан к достижениям современной науки. 
В итоге в ход идут как традиционные публичные лекции и открытые дебаты, известные со времен викторианской Англии, так и по-голливудски красочные познавательные шоу и напичканные новейшими спецэффектами телефильмы.
В последние годы научное просвещение, как и многие другие аспекты нашей жизни, претерпевает процесс, который можно условно назвать «интернетизацией». 
Другими словами, происходит понимание того, что очевидные преимущества Интернета (интерактивность, относительная дешевизна, глубина проникновения и т.д.) могут и должны быть использованы для решения самых разнообразных задач. 
Здесь мы постараемся рассказать о некоторых возможностях в сфере образования, обучения и популяризации науки, которые предоставляет пользователям крупнейший портал видеоресурсов «Ютуб» (youtube.com).
Сайт «Ютуб», основанный в 2005 году тремя друзьями из США, буквально в течение нескольких месяцев стал одним из самых популярных в Сети, а годом позже гигант-компания «Гугл» (Google) приобрела его за баснословные 1,65 млрд. долларов, таким образом оценив перспективность проекта. 
На сегодняшний день портал является одним из самых влиятельных и посещаемых сетевых ресурсов, с которым вынуждены считаться крупнейшие телекоммуникационные и звукозаписывающие корпорации. 
По данным «Ютуба», в среднем ежеминутно пользователи со всего мира загружают на сайт около 60 часов видео, а всего за день видеоматериалов набирается столько, что их просмотр занял бы более 10 лет. 
В настоящее время на портале можно найти традиционные домашние видео, запечатлевшие проделки любимых питомцев, подлинные съемки с мест боевых действий, записи никому не известных музыкантов и видеоклипы мировых звезд, пошаговые инструкции по ремонту газонокосилок и видеоуроки игры в покер, лекции известных людей и телевизионные шоу 30-летней давности.
Популярности проекта во многом способствуют технические возможности, которые предоставляет портал своим пользователям: удобная система поиска, в том числе и среди оставленных посетителями комментариев, понятные встроенные редакторы, позволяющие изменять видео прямо на сайте и добавлять/удалять аудиодорожку, титры и т.д. 
При загрузке видеофайлов на «Ютуб» автоматически происходит их конвертация, и потому для пользователей не важно, был ли получен их материал при помощи вебкамеры, сотового телефона или профессионального камкодера.
В 2007 году «Ютуб» получил русскоязычный интерфейс (ru.youtube.com), а не так давно компания анонсировала возможность автоматического перевода подстрочных титров (если таковые имеются), что позволяет сделать видео понятным для слабослышащих или говорящих на других языках людей.
На сегодняшний день портал «Ютуб» благодаря своей фантастической популярности и рекордной посещаемости (4 млрд. просмотров в день) является тем местом, куда все чаще обращают свои взоры современные популяризаторы науки, будь то государственные и общественные организации или энтузиасты-одиночки. 
Последние, к слову, зачастую создают чрезвычайно успешные видеоблоги (видеодневники), в которых разделяют со зрителями свою страсть к науке в доступной и занимательной форме, проводя, к примеру, химические эксперименты в гараже или рассказывая об астрономии с крыши собственного дома. 
О том, как возможности «Ютуба» используют некоммерчесие фонды, мы расскажем на примере английского проекта «Феймлаб» (famelab.org).
Mеждународный конкурс «Феймлаб» («Лаборатория славы») проводится ежегодно в Великобритании в рамках известного Челтенхэмского фестиваля науки. Организаторы сознательно заимстовавали формат классических телевизионных шоу талантов, однако вместо певцов и музыкантов на сцену приглашаются ученые и инженеры, учителя и преподаватели. 
Их задача состоит в том, чтобы за три минуты доступно и увлекательно рассказать зрителям о своей работе, не используя слайды или компьютерные презентации. Вместо этого конкурсанты могут показывать фокусы, эксперименты и пародии, шутить, петь и танцевать - словом, делать все, что могло бы увлечь зрителей, не жертвуя, однако, научной достоверностью и ясностью изложения (см. фото).
На сегодняшний день национальные отборочные туры «Феймлаб» проходят на четырех континентах в 14 странах мира. 
Для того чтобы стать участником проекта, необходимо прийти на «живое» прослушивание либо прислать видеозапись своего выступления на домашнюю страничку проекта в «Ютуб». Каждая из стран-участниц сначала определяет 10-12 финалистов, а затем и победителя, который отправится представлять страну на международном финале конкурса в английском Челтенхэме.
Использование портала «Ютуб» как площадки для проведения отборочных прослушиваний сделало «Феймлаб» по-настоящему демократичным и доступным мероприятием, а формат телевизионного шоу оказался довольно эффективным способом популяризации науки, научных достижений и научной карьеры. Записи выступлений всех участников, включая национальные финалы и гранд-шоу в Англии, доступны для просмотра на «Ютубе», что многократно увеличивает потенциальную аудиторию данного проекта. 
Наличие обратной связи является важной составляющей конкурса, и потому работы всех участников проекта получают отзывы членов жюри, в которых те разбирают недочеты и совершенные ошибки, а также дают рекомендации и советы о том, как сделать будущие презентации лучше и ярче.
Таким образом, не являясь на 100% сетевым проектом, «Феймлаб» в полной мере использует возможности Интернета и «Ютуба» для того, чтобы избежать жестких рамок времени, государственных границ и дать, в итоге, возможность прикоснуться к науке всем, кто этого действительно хочет.
 

Александр ЛЕОНТЬЕВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях