Поиск на сайте

 

 

Перевоплощение в чужой образ – лучший способ «лечения души»

 

В этом убеждена руководитель молодежного движения ArtMaximum Екатерина Косинова-Жиленко, студент-психолог ставропольского филиала Московского государственного гуманитарного университета имени Михаила Шолохова (МГГУ). Про это необычное движение узнал совершенно случайно, когда мне в канун Нового года в социальной сети «ВКонтакте» пришло приглашение на «Венецианский бал». Да-да, вы не ослышались – настоящий бал в Ставрополе, с позолоченными масками, кринолиновыми юбками и жабо.
Но еще более я удивился, когда узнал, что это не просто костюмированная новогодняя тусовка, а настоящее шоу: каждый участник должен играть строго определенную роль, которую ему предлагают организаторы (мастера). Хотите быть вампиром – пожалуйста, хотите – доблестным графом или фанатичным обольстителем.
Увы, попасть на мероприятие не удалось, но осталось жгучее желание побольше узнать и рассказать другим о людях, которые придумывают такие креативные игры.

 

– Катя, как возник ArtMaximum?
– Возник три года назад на базе ставропольского филиала университета имени Шолохова. Просто собрались вместе ребята разных специальностей, которые хотели сделать что-то интересное, необычное, потом подтянулись школьники, студенты других вузов города.
В числе наших активистов оказался рок-музыкант, и он как-то пожаловался мне: мол, молодым рокерам в городе негде репетировать и выступать. И мы решили провести для таких музыкантов большой фестиваль: три пятницы подряд в клубе «Первый корпус» играли группы со всего города, в самых разных стилях.
В прошлом году мы смогли выиграть грант на форуме «Машук-2011» на создание репетиционной базы «Макромир» для молодых групп Ставрополя. На грант мы закупили звуковое оборудование, которое сейчас используем на наших мероприятиях.
– Но ведь прославили движение ArtMaximum не рок-концерты, а ролевые игры.
– Да, это наша главная «фишка», которая выделяет в ряду других молодежных организаций.
Ролевые игры – это целая вселенная. Суть каждой игры – создание модели вымышленного мира или исторической эпохи, где каждый участник примеряет на себя определенную «роль».
В 1990-е годы популярны среди молодежи, например, были игры по мотивам книг или фильмов – «Властелина колец» или «Хроник Амбера».
– А вы им идейно близки?
– В какой-то степени да. Но для нас главное не внешний антураж, а напряженность психологической «пружины», заложенной в сценарии. Говорят, всю историю человечества пронизывает всего лишь десятка «бродячих сюжетов», которые мы обнаружим в любой эпохе и в любой стране: любовь, предательство, дружба, ревность… Вот и нам неважно, какая на человеке форма или платье. Главное, чтобы он с максимальной достоверностью «вжился» в образ...
– Который вы ему предложите…
– Не совсем так. Придумывая очередную игру, мы разрабатываем сценарий и набор ключевых «ролей». Затем вывешиваем их на нашей страничке «ВКонтакте», и все желающие могут примерить конкретную «маску» на себя. Ну, положим, человек с детства мечтал быть рыцарем, асассином, шпионом, а мы даем ему такую возможность.
Чтобы «войти» в игру, он присылает нам так называемую квенту – вымышленную биографию, с привычками и личными целями (то, что у разведчиков называется «легендой»).
Допустим, некий человек пишет, что его персонаж ненавидит кошек. А мы просим придумать историю из «вымышленной» жизни: почему это вдруг он разлюбил кошек… И когда у нас есть перед глазами весь набор игроков, мы и можем уже «строить» будущую игру.
– Ролевые игры – это развлечение?
– Для многих да, это просто развлечение: человек надевает чужую маску, пытаясь избавиться от «лишнего» адреналина. Многих всерьез затягивает, например, в Ставрополе есть костяк из 30-40 человек, которые регулярно ходят на все наши игры.
Есть у организаторов и более серьезные цели. Скажем, крупные PR-службы в «ролевом» режиме готовят наблюдателей на выборах: в кабинете моделируют ситуацию потенциального нарушения, и участник должен мгновенно сообразить, что в этом случае делать.
Используют ролевые игры и крупные компании в подготовке персонала, работающего с клиентами (операционистов, продавцов, секретарей): в этом случае участники игры выступают в «роли» сварливых покупателей, с которыми нужно найти общий язык.
– Наверное, многие люди, примеряя в игре чужую «маску», пытаются решить и свои психологические проблемы?
– Очень часто. Ролевые игры – это «отдушина» для людей, например, с заиканием или просто с личностными комплексами.
В подготовке сценария всегда участвуют профессиональные психологи. Мы вместе воссоздаем личностный портрет нашего игрока и предлагаем ему такие задания и миссии, которые бы играли психотерапевтическую, корректирующую роль.
Скажем, у нас на «Венецианском балу» был паренек, очень стеснительный, который к девушкам боялся подойти. И мы предложили ему роль Казановы, причем со специальным заданием: собрать на салфетку как можно больше поцелуев. Вы не представляете, как он вжился в роль, все комплексы прошли! И сейчас от девушек у него отбоя нет.
– Сколько подобных проектов у вас уже в активе?
– Около десятка. Как вы понимаете, каждый из них – это «штучный» товар, он требует  огромной подготовительной работы, поэтому невозможно проводить игры каждую неделю.
Дважды у нас были венецианские балы-маскарады с «вампирскими» мотивами. Однажды вместе с ребятами из городского клуба «Феникс» выдумали сами целый мир: средневековый Крейтонский лес, населенный рыцарями, монахами и ведьмами.
– Сложно было?
– А то! Представляете, нужно придумать «параллельную» историю, быт, культуру, экономику… Мы, конечно, не претендуем на лавры известных россиянам (больше по фильмам) писателей-фантастов Толкиена, Желязны или Льюиса. Они - гении, которые создали собственные миры, магнитом притягивающие миллионы фанатов. Поэтому проще использовать уже известные образы.
– У вас еще очень странная игра была по истории Великой Отечественной войны.
– Да, была. Просто мы решили взглянуть на историю войны не под привычным углом зрения: в игре «местом действия» стала психиатрическая больница, которую захватили фашисты.
– Да уж, мрачный у вас взгляд на историю…
– Отчего же! Вот в апреле проведем очень интересную игру по гранту, выигранному на «Машуке-2011». Она состоится в селе Маруха Карачаево-Черкесии, при поддержке местной администрации, и посвящена истории казачества.
Конечно, мы решили подойти к этой задаче нетривиально: по сценарию все события происходят в казачьей станице на границе Польши и Украины, неподалеку турецкая крепость и цыганский табор. Короче, интересных ролей хватит всем. Игра будет, пожалуй, самая масштабная за всю историю ArtMaximum – не менее сотни участников. А крутиться сюжет будет вокруг легенды о «шахматах Монблана», которые якобы умеют повелевать судьбами людей  и хранятся как раз у старейшин казачьей станицы.
– А зачем так много эзотерики? Разве весь этот внешний антураж не скроет истинную глубину богатой казачьей истории?
– Наоборот, оригинальные сюжетные ходы и помогут всколыхнуть интерес у молодежи к казачеству. Скажем, мы приоткроем завесу тайны над такой частью истории, как «характерники» – это казаки, обладавшие, по преданиям, сверхспособностями. Они могли без ключей открывать любые замки, загипнотизировать хоть целое войско, в походе неделями обходиться без еды и воды.
Легенды говорят, что таким был Иван Серко, прототип атамана на картине Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану».
– Катя, а кто участвует в ваших играх?
– В основном студенты, причем чаще те, кто работает и может себе позволить оплатить билет и купить какой-то антураж. Разве будет правдоподобна и интересна игра, если на венецианский бал или на рыцарский турнир все участники придут в джинсах?!
Правда, с каждой игрой средний возраст участников повышается, ребята иногда даже приводят родителей. Люди старшего поколения раскрепощаются намного больше, нежели молодежь, – для них-то психотерапевтический эффект игры оправдан на все сто!
– Скучать им не приходится?
– Мы стараемся сделать из каждой нашей игры еще и шоу, чтобы интересно оно было максимальному числу людей. Например, у нас уже есть постоянные партнеры – студии «Саванна» и «Меланж-стиль», арт-магазин «Шоколадный барон».
Почти на каждой игре есть шоу боди-арта, которое готовят наши молодые дизайнеры Катя Теплякова и Даша Синицына.
В общем, планов множество. Но всех секретов пока раскрывать не буду. Приходите – и всё сами увидите.
 

Беседовал 
Антон  ЧАБЛИН



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий