Поиск на сайте

В селе Левокумском, единственном месте в России, где проживают казаки-некрасовцы, состоялся большой фольклорный фестиваль

 

В рамках фестиваля с необычным названием «Уведливая старина», что на современный манер означает «приветливая старина», прошли показы обрядов рождественских и святочных гуляний - «Хрестославие», народные мастерицы провели мастер-классы по изготовлению обрядовых кукол казаков-некрасовцев.

Некрасовские казаки - потомки донских казаков, которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года и жили по заветам своего духовного наставника Игната Некрасова в Турции на озере Майнос.

В течение многих лет казаки сумели полностью сохранить язык, культуру и вероисповедание. На сегодняшний день в Левокумском районе проживает около 700 представителей самобытной общины.

Гости фольклорного фестиваля смогли посетить этнодеревню, познакомиться с уникальной речевой, бытовой, песенной, танцевальной культурой некрасовцев. А также поприсутствовать на службе в некрасовской церкви.

Завершился праздник показом народных обрядов. О том, как отмечали рождественские и крещенские праздники в некрасовских семьях, с удовольствием рассказывала Василиса Пушечкина, эта некрасовская казачка уже 52-й год живет в Новокумском.

Василиса Абрамовна пришла на торжество в ярком наряде. Шила она его сама. Чтобы вышить костюм казачки-некрасовки, уходило не меньше полугода. Нижний край одежды и все швы обязательно украшались вышивкой, узор этот по языческим преданиям являлся оберегом.

Технически она была очень сложная и требовала кропотливой работы. По поверью, «нечистая сила» не могла ни войти, ни выйти через отверстия, защищенные рукотворным декором. Обычно выполнялся узор тонкой черно-желтой нитью.

Платок, который украшал голову Василисы Пушечкиной, достался ей от мамы, а той – от ее мамы, сейчас уникальному платку около трехсот лет. «Одежду мы передавали из поколения в поколение: из рубахи отца шили рубаху сыну, из рубахи матери – дочери», - рассказывала казачка.

Голова у казачек всегда была покрыта. Головные уборы женщин были разные, по ним можно было узнать, сколько лет женщине, замужем ли она. Девушки носили тканевые повязки, украшенные различными оберегами – монетками, маленькими ракушками, бисером.

Поверх повязки - яркий платок красно-желтой расцветки. Кстати, все швы, соединяющие детали одежды, сшивались при помощи игольного кружева, которое плелось разноцветными нитками.

«Сейчас, к огромному сожалению, техника нашей некрасовской вышивки полностью утеряна, - с грустью рассказывала казачка. - Да и традиции постепенно теряются, в церковь сейчас молодежь редко ходит. Вот мои внучки ходят и сыновья. Они еще и пост держат. Я им всегда говорю: «Сыночки, держите пост - в каждой вере есть спасение!»

Много интересных вещей рассказала Василиса Абрамовна. Оказывается, на Крещение некрасовцы окунались в купель 20 января, а не 19-го, как в России заведено. На праздник водили карагоды (хороводы) аж до самой Масленицы. А чтобы был хороший урожай – водили «Крыло».

«Все поля обходили – хватались один за одного платочками и так ходили - крыло водили. Считалось, что, если обошел «Крылом» поля и речки, будет хороший урожай и рыбы много поймаешь», - предавалась воспоминаниям Василиса Пушечкина.

А на Масленицу хозяйки готовили шикарный стол: плящиндо – это слоеный пирог с тыквой и медом, уху на костре, холодный свекольник с лимоном, различные рыбные блюда.

Некрасовцы готовят их и по сей день. Отведать необычные блюда можно, приехав на один из многочисленных праздников некрасовцев, которые проводятся в Левокумском.

 
Элла ДАВЫДОВА
 
 
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях