Поиск на сайте

Самый «молодой» вуз на Ставрополье – медицинский университет – полон планов. Ведь проблем во врачебной отрасли хватает, и их нужно срочно решать

 

«Открытая» уже сообщала в прошлом номере важную для всего края новость: полку вузов Ставрополья прибыло – государственная медицинская академия официально стала университетом. В канун этого радостного события в стенах вуза прошел традиционный День открытых дверей, на который приехали более тысячи абитуриентов со всего Северного Кавказа. Ребятам сразу сообщили, что поступать в нынешнем году они будут уже не в академию, а в университет, и молодежь встретила эти слова громкими аплодисментами.
Три года назад в вузе возродили факультет довузовской подготовки, и теперь он традиционно проводит литературный конкурс среди абитуриентов. На сей раз их было даже два: «Моя семья – медицинская династия» и «СтГМА – глазами абитуриента». Вот лишь несколько самых пронзительных отрывков из работ, признанных лучшими, авторы которых получили призы на Дне открытых дверей.
Одиннадцатиклассница Люда Сотникова из лицея для одаренных детей СКФУ сочинила стихи о своей маме – враче-стоматологе:
Я люблю у мамы на работе
тихо-тихо у окна сидеть
И смотреть, как к ней коллеги
входят, чтобы утром обсудить успеть
План работы, методы леченья,
и, держа анализы в руке,
Мама обсуждает с увлеченьем
все на медицинском языке.

А вот в своем очерке Милана Дидигова из села Карабулак рассказывает о том, что двое ее братьев – инвалиды с детства: «Я почти каждый день видела, как плачет моя мама, видела, с какой мольбой и надеждой она смотрела на докторов, словно умоляла: «Возьмите мою жизнь взамен!» С самого детства ко мне в сердце закралась мечта стать врачом, и не просто врачом, а специалистом в области кардиологии, потому что сердце – это душа человека».
Девушка не предается унынию, а завершает свой рассказ жизнеутверждающим призывом: «Медицина не всесильна. Увы, людям не подвластны такие вещи, как смерть. Но сделать все, что в твоих силах, бороться до конца за жизнь, которую тебе поручили, я думаю, это долг каждого честного врача».
Готова подписаться под каждым словом, сказанным этой талантливой девочкой и, наверняка, будущим студентом, ректор медицинского университета Валентина Муравьева.
Мы встретились с ней сразу после Дня открытых дверей, чтобы поговорить о том, каких же абитуриентов ждет вуз сегодня. А главное – что сможет предложить им уже в новом, университетском, статусе.

 

– Валентина Николаевна, «мед» никогда не испытывал нехватки абитуриентов: и задолго до введения ЕГЭ, и сейчас конкурсы по 5-10 человек на место. Зачем вам тогда проводить Дни открытых дверей, если и так очередь из школьников стоит?
– Мне этот вопрос задают и некоторые коллеги из других вузов, у которых совсем иная проблема – недобор. Мы же в сравнении с ними в шикарных условиях: можем позволить себе свободу выбора абитуриента, что сейчас не каждому крупному вузу позволительно.
Вы же сами читали очерки, которые наши замечательные абитуриенты написали. Для них главное – не зубрежка учебников или блестящая сдача тестов, в своей будущей профессии врача они более всего ценят душевные качества – самоотречение, сопереживание, честность, гуманность.
Слушала выступления этих ребят – и слезы на глазах проступали. Набрать на все наши специальности «стобалльников» – не самоцель (сами знаете, как сегодня можно при желании получить «золотой» аттестат ЕГЭ). Мы хотим, чтобы в Ставропольском медуниверситете учились именно те ребята, которые завтра станут хорошими, совестливыми врачами. И и нам не будет за них стыдно.
– Я восемь лет назад оканчивал еще Ставропольскую медакадемию, а первого сентября ребята придут уже в стены медицинского университета. Что они увидят нового, чего не видели мы, студенты прежних лет?
– Быть университетом, конечно, большая ответственность. Но для нас это, поверьте, не самоцель. Формальный статус – лишь подтверждение того, что за последние годы мы взяли очень хороший темп в развитии.
Смотрите, что удалось сделать за пять лет. Появился новый библиотечный корпус, за счет чего мы смогли освободить новые площади под учебные аудитории. Мы создали два центра – научно-инновационного развития и практических навыков, о чем вы в «Открытой» недавно писали.
Появились новые клиники – в сентябре прошлого года хирургическая, а скоро откроется почти заново отстроенная стоматологическая на ул. Морозова. Но самое главное, у нас теперь есть филиал – это Ессентукский медколледж. Так что сегодня мы можем давать качественные знания не только в сегменте высшего, но и среднего образования. Ну и, конечно, гордость вуза – факультет гуманитарного и медико-биологического образования, который был создан три года назад.
– Университетский статус как раз и требует, чтобы в вузе был максимально широкий спектр специальностей. Но ведь фармацевтов готовят еще и в Пятигорске, биотехнологов и биохимиков – в СКФУ. Не будет ли в крае переизбытка кадров? – Не будет! Сегодня в стране, и в крае в том числе, очень серьезный дефицит биологических кадров, врачей-лаборантов – специалистов, которые работают на медицинских производствах, в клинических лабораториях. А ведь у них знания должны быть как минимум не ниже, чем у лечащих докторов, которые непосредственно и контактируют с пациентом. Открывая новый факультет, мы ориентировались прежде всего на эти кадровые потребности современной медицины.
Кроме того, мы готовим и уникальных для Юга России специалистов, например дефектологов. Как правило, учат их в педагогических вузах, но опыт показывает, что дефектолог должен иметь и хорошие медицинские знания, ведь нарушения речи у детишек часто связаны с ЛОР-патологией. Сами знаете, какое сейчас болезненное поколение подрастает: хронические тонзиллиты, гаймориты, и все это на развитии речи сказывается. То есть такие доктора и были, и будут очень востребованы!
– В стратегии развития вуза говорится, что до 2020 года в университете откроют еще две новые специальности. Кого бы вы хотели готовить?
– Позвольте начну с того, что же создано. У нас появилась специальность «Адаптивная физкультура» – это то, что в советские годы называлось ЛФК. Такие доктора работают с людьми, имеющими отклонения в развитии, то есть с инвалидами, или занимаются реабилитацией после тяжелых операций, аварий, ожогов. Учитывая, какой сейчас высокий уровень инвалидизации в обществе, это тоже очень важно и востребовано.
Именно это направление мне бы очень хотелось расширить, чтобы у нас появились доктора, которые работают с возрастным контингентом. Так же, как существуют педиатры – врачи для детей, есть гериатры – врачи для пожилых. Если сравнить результаты переписи 1989 и 2010 годов, то за это время количество пенсионеров на Ставрополье выросло почти на 150 тысяч (сейчас их 22%).
В «третьем возрасте» есть свои специфические болезни, есть социальные, психологические проблемы, отсюда и растущая потребность в грамотных гериатрах. В Европе таких докторов готовят массово, а вот в России пока, увы, единично, это скорее экзотика. Так что, надеюсь, наш университет в этой сфере станет одним из передовых.
– Но у вас новый факультет называется «гуманитарный», то есть там не только медиков учат?
– Конечно. Если помните, раньше у нас был «сестринский» факультет, где медсестры получали второе, последипломное образование – их учили экономике, менеджменту, азам правоведения. Сейчас мы выводим эту подготовку на качественно иной уровень. Экономические, правовые отношения в здравоохранении развиваются порой даже быстрее, чем практическая наука, управленец «старой формации» не поспеет. Нам нужны современные, гибко мыслящие менеджеры, с максимальной широтой взглядов.
– Сейчас по такому пути крупные клиники и санатории пошли: отдельно – главврач, отдельно – директор. То есть вы за такую систему «двоевластия»?
– Категорически против
. Конечно, каждый должен заниматься своим делом: врач – лечить людей, стоять у постели больного, у операционного стола. А удел экономистов, юристов, менеджеров – цифры и законы.
Но в случае руководителей медицинских учреждений эти две «ипостаси» должны быть совмещены. Именно такого специалиста мы и выпускаем – с качественным медицинским и менеджерским образованием. И по мере продвижения реформы здравоохранения такие профи будут востребованы все больше.
– Вы недавно вернулись из Москвы, с заседания Совета ректоров медицинских вузов, где речь шла как раз о качестве образования. Сейчас докторов в России не ругает только ленивый, а как академическая элита оценивает происходящее в отрасли?
– Говорили мы, конечно, о наболевшем. К сожалению, во многом система вузовской и послевузовской подготовки медиков в России устарела: у нас по некоторым специальностям действуют стандарты 10-12-летней давности. В то время как, например, в странах Европы их пересматривают через каждые два-три года.
Еще одна системная проблема – это непомерно «раздутый» реестр профильных специальностей: в среднем по странам Евросоюза их около 20, а в России – более 230, и еще требуют открывать новые. То есть мы «расчленяем» человеческий организм на отдельные органы и болезни, для каждой из которых придуман свой доктор. А на Западе пошли другим путем: врач воспринимает человека в целостности, а его патологию – во взаимосвязи со множеством других. На мой взгляд, и мы к этому должны стремиться.
– А каким образом?
– Предложений было озвучено много, по некоторым даже в ректорской среде нет единодушия. Но, думаю, это тема для отдельного разговора, который мы продолжим в следующий раз.

 

Беседовал
Антон ЧАБЛИН

Продолжение в следующем номере

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях