Поиск на сайте

 

Ирина Кононова, худрук театра танца 10th Avenue из Ставрополя, стала одним из победителей конкурса молодых хореографов на Международном фестивале современного танца Context. Diana Vishneva

20 октября ставропольскому театру танца 10th Avenue исполнилось 13 лет. Свой день рождения труппа встретила в Санкт-Петербурге, на Новой сцене Александринского театра.
В этот вечер здесь представили свои постановки четыре финалиста и два победителя конкурса молодых хореографов, прошедшего в рамках фестиваля Context. Diana Vishneva.
В числе призеров - художественный руководитель ставропольского театра танца Ирина Кононова.

 

На сцене - самые-самые

Context. Diana Vishneva, детище примы Дианы Вишневой, критики называют проектом, который «совершил революцию в стране великого русского балета». Каждый год команда фестиваля привозит в Москву и Петербург последние достижения современного танца, мировые премьеры мэтров и постановки молодых отечественных хореографов.

Пять лет назад «новорожденный» проект Дианы Вишневой представлял собой трехдневный смотр современной хореографии. Context сегодня - это три недели мероприятий в двух балетных столицах России, выступления первоклассных танцевальных компаний мира, премьеры, конкурс постановщиков, кинопоказы, лекции, творческие лаборатории.

За пять лет фестиваль представил зрителям работы 35 светил хореографии XXI века. Наступил новый сезон - и снова на сценических площадках выступают те, кого по праву называют лучшими, ведущими, сильнейшими: Национальный балет Канады, израильская труппа «Батшева». И хореографы тоже - «самые-самые».

Кристал Пайт – самое громкое имя в программе, самый инновационный хореограф, легенда современного танца, чьи балеты впервые показывают в России. Джастин Пек – самая яркая молодая звезда современной хореографии, самый молодой хореограф-резидент американской труппы New York City Ballet. Охад Нахарин - израильский хореограф, суперзвезда современного танца, вошедший в историю балета как создатель революционного движения «гага».

В этом году оценить удивительный язык свободного танца, на котором говорят хореографы современности, могли не только зрители Москвы и Питера. В рамках проекта «Я в театре» прямая трансляция спектаклей шла на главной странице «Яндекса».

Кроме того, впервые за историю фестиваля открыт доступ и к его кинопрограмме. Документальные ленты про лучших танцовщиков и хореографов наших дней все жители России могут посмотреть на платформе интеллектуального кино Nonfiction.film до конца фестиваля (6 ноября).

Театр 10th Avenue с одной из величайших балерин современности Дианой Вишневой (в центре)

В условиях полной свободы

Несмотря на столь звездный - да что там - легендарный! - состав участников, многие профессионалы главным центром притяжения фестиваля все же называют конкурс молодых хореографов, развивающий новое поколение театра танца в России.

Формальные условия для участия в нем минимальны: проект должен быть создан специально для Context, длиться 5-10 минут, задействовать 2-8 человек.

«Наша задача - дать хореографам максимальную свободу самовыражения. Мне кажется, настоящее искусство рождается только в условиях свободы, - рассказала в одном из интервью гендиректор фестиваля Софья Капкова. - Мы не предъявляем к хореографам никаких ограничений, кроме условного хронометража. Мы не говорим про что ставить можно, а про что нельзя. Нам интересно, как хореограф чувствует, что его волнует, чем он по-настоящему болеет».

К самим участникам никаких требований: будь вы опытным постановщиком или новичком без специального образования, - организаторам от вас нужен не диплом, а двухминутный ролик, раскрывающий идею постановки.

«Если вам кажется, что вы не можете четко передать свой замысел, не огорчайтесь и не сомневайтесь: арт-директор фестиваля Диана Вишнева и куратор конкурса Анастасия Яценко умеют увидеть и оценить настоящий талант и оригинальность даже в черновом наброске», - поддерживали потенциальных конкурсантов координаторы.

В этом году идеи своих постановок на суд примы прислали 160 авторов из 23 городов России и 18 стран мира. В финал прошли лишь шестеро: двое москвичей, петербуржец, жительница Берлина и две представительницы российской глубинки - екатеринбурженка Анна Щеклеина и ставропольчанка Ирина Кононова.

Половина участников - выпускники знаменитой Вагановки, колыбели русского балета, двое - номинанты «Золотой маски», кто-то работал режиссером-хореографом в театре Романа Виктюка, кто-то ставил работы для «Электротеатра Станиславский».

В этой компании Ирина - выпускница СГУ, учившаяся хореографии у педагогов во Франции, Израиле, Нидерландах, - не потерялась и сумела зацепить искушенную столичную публику постановкой «Черная пятница».

Билеты на Вечера молодых хореографов были раскуплены за месяц вперед. На премьере в Гоголь-центре в Москве экспертное жюри и зрители выбрали двух победителей. Ольга Тимошенко из Первопрестольной получила главный приз за работу «Вдоль другого» и направление на стажировку в одну из ведущих мировых танцевальных компаний. А работу Ирины Кононовой «Черная пятница» выбрали зрители.

Нашли укрытие в танце

О том, какие перспективы открывает перед постановщиками успешное участие на фестивале, можно судить по победителям прошлых лет. Многие из них после Context продолжили блестящую международную карьеру - работают с труппами российских театров, в том числе Мариинского и Большого, с балетом Монте-Карло и других музыкальных театров мира, становятся лауреатами и членами жюри ведущих театральных премий.

Например, Павел Глухов, получивший приз зрительских симпатий в 2016-м, весной этого года стал лауреатом престижной балетной награды - премии «Душа танца», а летом победил в образовательной программе «Разум и движение» и выиграл стажировку в студии британского хореографа Уэйна МакГрегора.

Какой толчок Context-2018 даст развитию молодого ставропольского театра и лично Ирине Кононовой, загадывать не будем. Ребята удивляют каждый год, поднимаясь на все новые высоты. И это при том, что растут они в крае, где нет ни системы академического образования, ни театра оперы и балета, где на площадках можно увидеть народников и эстрадников, а вот экспериментальный современный танец остается непознанной черной дырой.

В прошлом году 10th Avenue открыли собственный камерный театр, в этом - переехали на новую площадку. А в свой 13-й день рождения вышли на сцену одного из старейших театров России - Александринского в качестве победителей авторитетнейшего конкурса хореографов.

«С днем рождения! - поздравила команду 10th Avenue на своей страничке в соцсети Ирина Кононова. - Тебе 13! Возраст, который я назвала бы переходом из «детского» в более «профессиональный», мудрый что ли. Сложившаяся команда, в которой каждый знает свою работу и каждый отвечает всей душой за любое движение! Здесь много сердец бьется в бит, здесь много людей находят «укрытие» в музыке, танце, энергетике. Очень люблю каждого, кто носит наш вирус - 10th Avenue. И мы на 13-летие сами себе сделали подарок, попав на фестиваль Context и став обладателями приза зрительских симпатий!»

Ребята получили не только приз, но и бесценный опыт: «вживую» увидели работы лучших танцовщиков и хореографов XXI века, участвовали в публичном разговоре с легендарным хореографом Охадом Нахарином и одной из величайших балерин современности, художественным руководителем Национального балета Канады Карен Кейн,  познакомились с практиками ведущих мировых школ искусств на многочисленных мастер-классах.

Поздравляем с победой Ирину и команду танцоров, своим горением и вдохновением пронявших до самого нутра столичных зрителей, - Анастасию Воронежеву, Александра Сизько, Александра Куренного, Михаила Кирина и Анну Козловскую!

Фатима МАГУЛАЕВА

СПРАВОЧНО

В свободном потоке

Театр танца 10th Avenue основан на базе одноименной школы современного танца. Открылась она в Ставрополе в октябре 2005-го, вскоре ее ученики и педагоги начали победное шествие по чемпионатам мира, России, Европы, позже принимали участие в телепроектах «Минута славы» на Первом канале и «Танцы» на ТНТ.

В 2013 году возникла идея провести эксперимент - объединить лучших танцоров Юга России в одном проекте, в котором каждый смог бы реализовать себя как артист. В результате на базе школы родилась «Крыша» - постановка с экспериментальной хореографией и элементами театра, в которой приняли участие взрослые танцоры и дети.

10th Avenue вышло за рамки только учебного заведения. Сегодня это театр танца с собственной камерной площадкой, артисты которого развиваются в различных  направлениях, принимают участие в фестивалях, конкурсах, перформансах в России и за рубежом.

Идейным вдохновителем и хореографом-постановщиком является Ирина Кононова (проекты: «Правильные души», «Крыша», «Муха в повидле», «Я вдова. И я вдова», «Черная пятница»).

Хореографы-ассистенты: Анна Козловская, Константин Бацоев, Эдуард Козловский и Виталий Макаренко.

Ирина Кононова

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий