Поиск на сайте

 

 

 

«Открытая» продолжает тему нового проекта, посвященного городской среде Ставрополя.

Обозреватели газеты попытаются выяснить, кто отвечает за художественное, эстетическое оформление городского пространства
 
 
Краевой центр безвозвратно теряет свой исторический облик. В этом убедились обозреватели «Открытой» Олег Парфёнов и Антон Чаблин, совершив пешую экскурсию по улицам Ставрополя. Впечатлениями от увиденного они делятся с читателями...
 
Обидно за Ставрополь – за малую родину нашу!
 

О том, какой должна быть градостроительная и архитектурная политика в краевой столице, сказано много. Идей и предложений прозвучало столько, что их хватило бы на то, чтобы привести в порядок десяток таких городов, как Ставрополь. Беда в том, что все инициативы сводятся к пустой говорильне. А тем временем город продолжает необратимо терять облик губернской столицы с богатым историческим прошлым.

Обшарпанными, облезлыми стоят десятки исторических особняков на улицах Дзержинского, Орджоникидзе, Комсомольской, Рылеева, Хетагурова, Розы Люксембург... Между ними втиснулись высотки с зеркальными фасадами, на фоне которых архитектура минувших веков смотрится злонамеренно заброшенной. И словно бы выдает потаенную цель: что время не порушит – снесут, а на этом месте возведут очередной бетонно-стекольный монолит.

Конечно, от соседства старого и нового никуда не деться. Но нынешние новоделы очень вызывающе порой не вписываются в архитектурный колорит конкретного места, не сочетаются со старыми кварталами: иной раз одна пятиэтажка, втиснутая между бывшими купеческими особняками, «убивает» целый исторический квартал.

Стоит напомнить, что еще в 1970 году совместным постановлением коллегии Минкультуры РСФСР и Госкомитета Совета министров РСФСР Ставрополь был включен в число «исторических городов». А в 1977 году, в канун двухсотлетия города, решением председателя горисполкома Дмитрия Беркова был так же торжественно утвержден «Проект охранных зон и зон регулирования застройки памятников архитектуры и истории».

Документ этот в течение двух лет разрабатывал ведущий московский институт «Гипрогор», специалисты которого отнесли весь губернский центр Ставрополя площадью 60 гектаров (от улиц Льва Толстого до Голенева) к историко-архитектурной зоне.

Именно здесь расположены дома постройки XIX и начала XX столетия, авторы которых – выдающиеся архитекторы своего времени Павел Воскресенский, Александр Бернштейн, Григорий Кусков, Адриан Булыгин... Большинство из созданных ими домов признаны памятниками и официально взяты на государственную охрану.

И это лишь малая часть архитектурного наследия Ставрополя. Памятники – лишь опорные точки, которые с художественной, эстетической точки зрения важны именно в своем архитектурном и природном окружении. Поэтому, если следовать букве закона, любое строительство в историко-архитектурной зоне Ставрополя возможно только по согласованию с минкультуры, которое обязано оценить влияние будущего новодела на сложившуюся городскую среду.

 
Гулиевская мельница
 
Вычеркнули из списка «исторических городов»
 

Принятый почти сорок лет назад «Проект охранных зон...» остается действующим до сих пор, ведь нового документа власти Ставрополя так и не утвердили. Между тем многие памятники, которые включены в подлежащий госохране список, уже снесены или перестроены до неузнаваемости.

Скажем, лет пять назад был перестроен бывший доходный дом на проспекте Карла Маркса, 92 (памятник градостроительства регионального значения): к особняку надстроили второй этаж, уничтожив элементы декора, фасад заняла огромная витрина и серые рольставни.

Заброшенным, без окон и даже без крыши стоит здание постройки архитектора Александра Бернштейна (на углу улиц Ленина и Артема), в котором в 1918 году формировались отряды Красной армии. Тоже памятник регионального значения!

Самый недавний пример: в июле 2014 года был снесен особняк купца Ивана Алафузова на улице Голенева, построенный в XIX столетии. Под благообразным предлогом «реконструкции» на его месте выстроили двухэтажный торговый центр.

Почему такое стало возможным?! Да потому, что власти Ставрополя до сих пор не приняли многие важнейшие документы, которые любому городу нужны как воздух. Это историко-архитектурный опорный план (в нем перечислены все недвижимые памятники с охранными зонами), градостроительная концепция, проект детальной планировки центральной части города и территории Крепостной горы. Все эти документы когда-то пытались разрабатывать, да так и бросили на полпути.

Поэтому не стоит удивляться, что в 2010 году Ставрополь решением Минкультуры РФ был исключен из реестра «Исторических городов России». Обидно, ведь город наш не просто уютный и красивый, он породистый, с завидной родословной.

В царское время вся строительная деятельность в городе осуществлялась по Высочайше утвержденному регулярному плану (он был подписан в 1833 году императором Николаем I). Не потому ли, судя по воспоминаниям современников, в XIX столетии Ставрополь по уровню благоустройства и внешнему облику не уступал многим европейским столицам.

А чего стоят только имена тех великих людей, кто бывал в нашем городе и оставил о нем добрые впечатления, – Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Лев Толстой!.. Зарождался Ставрополь как военная крепость, потом уже примерил на себя одежды города торгового, мещанского и купеческого.

Именно здесь впервые на Северном Кавказе появились мужская и женская классические гимназии, русский театр, публичная библиотека, семинария, типография, краеведческий музей, высшее учебное училище...

 
Краевая филармония
 
«Курятник» нахлобучили на многоэтажку
 

Когда в Ставрополь из других уголков приезжают архитекторы, их восторгу предела нет. Особнячки-то какие, загляденье! А старые улочки, а ландшафт! Так это же бесценные объекты, их как зеницу ока беречь надо, выставлять напоказ! Но «бесценные объекты» ветшают, рассыпаются, рушатся, уничтожаются в ожидании «планового» к себе внимания.

Но вряд ли дождутся. Ведь что такое научно-обоснованная реставрация исторических зданий, администрация Ставрополя и понятия не имеет. Реставрацию подменяют косметическим ремонтом: подкрасили, подлатали – и ладно. Причем чиновники пытаются это обставить едва ли не как свое эпохальное достижение.

Более-менее достойно выглядит проспект Карла Маркса, где фасады подштукатурили да побелили. А вы пройдитесь по соседней улице Орджоникидзе: многие домишки покосились и вот-вот завалятся.

На углу Орджоникидзе и Голенева среди одноэтажных исторических особняков громоздится неприглядная бетонная коробка, завешанная рекламными щитами. Застройщиками числятся некие Захаров и Мкртумян, причем по документам на этом месте планировалось «посадить» всего лишь трехэтажное здание.

Но бизнесменов, видать, так одолела жадность, что необъятное сооружение «раздули» до девяти этажей. Более того, этажи буквально нависают над тротуаром, а вместо мансарды сверху здания нахлобучили еще какой-то неоштукатуренный «курятник».

Вопрос в том, куда смотрят администрация города, краевая инспекция строительного надзора, прокуратура?! Почему за этот строительный произвол никто не несет ответственности?! Что, и в этом случае деньги встали выше Закона?!

Получил застройщик пять-шесть соток в историческом центре города, «вбил» на этом пятачке дом в десяток этажей, без парковок, газонов, клумб, площадок для мусорных контейнеров, вообще без придомовой территории – и точка!

Общественность кричит и возмущается, а власть, все это изначально дозволившая, отмалчивается. И продолжает ту же «градостроительную» политику. Приходят новые мэры и депутаты, но в Ставрополе мало что меняется.

 
Кто уничтожил аптеку Байгера?
 

Одно из самых красивых зданий в городе – это всем известная аптека Байгера на углу улицы Голенева и проспекта Карла Маркса в стиле европейского модерна, включенная в список памятников истории решением горсовета еще в 1981 году.

В свое время зданию обновили фасад, сохранив редкие архитектурные детали – освежили бордовый цвет камня-руста вокруг центрального входа, восстановили шахматный рисунок плитки на изумительной купольной башенке с часами, граненых чердачных выступах-эркерах и боковых фасадах.

Но все эти усилия реставраторов оказались напрасными: летом 2011 года владелец здания, филиал Белгородского кооперативного института, почти целиком перекрасил аптеку в ужасный желтый цвет с белыми вставками. Под кистями маляров исчезла и «голландская» мозаика, и все оттенки лепнины ручной работы.

Как стало возможным такое варварство?! Куда глядели чиновники?! «Открытая» тогда, в 2011 году, пробовала в этом разобраться, но наткнулась на стену. В Октябрьской районной администрации нам ответили, что памятниками не занимаются вообще, не их это дело. В комитете градостроительства города тоже заявили, что никакого отношения к памятникам не имеют.

Вяло отреагировали лишь в министерстве культуры: мол, ситуация с неудачным ремонтом уникального особняка вынесена на рассмотрение специальной комиссии, решение примем в ближайшее время.

С тех минуло пять лет, но никто палец о палец не ударил! Архитектурный облик аптеки Байгера, который поначалу еще можно было восстановить, ныне утрачен безвозвратно.

Правда, сожалеть об этом могут лишь те, кто еще помнит аптеку в прежней ее красе – с мозаикой и шикарными входными деревянными дверями, которые ныне заменили пошлым пластиком токсичного цвета.

 
Аптека Байгера
 
Генплан работает только на бумаге
 

Еще в семидесятые годы архитекторы и художники сделали полную развертку (чертеж) главной исторической улицы Ставрополя – проспекта Карла Маркса. На ней были не просто нанесены фасады всех зданий, но и каждый декоративный элемент прописан до мельчайших деталей. Наивно полагали, что когда-то городским управленцам это понадобится.

Вообще, вспоминать, как прежде работали власти Ставрополя, необходимо. В советские годы существовала городская плановая комиссия, которая могла «зарубить» любой, даже самый масштабный проект, если тот не соответствовал нормам, в том числе эстетическим. В горисполкоме даже должность такая была – главный художник.

Но все же наиважнейшей городской фигурой являлся главный архитектор, без которого даже всесильный первый секретарь горкома КПСС не посмел бы решить ни один вопрос строительства. Главному архитектору подчинялись службы архитектурно-строительного надзора, землеустройства и дежурного градостроительного плана, он отводил под застройку земельные участки, выделял их в натуре, подписывал разрешение на строительство, затем контролировал его ход, а в финале еще и лично принимал объекты в эксплуатацию.

Эта практика была разрушена даже не с распадом СССР, а с принятием Госдумой в 2005 году нового Градостроительного кодекса. После этого главной единицей в архитектурной сфере стала не творческая личность – архитектор, а чиновник с застройщиком, для которых главным ориентиром является прибыль! Потому-то ныне каждый владелец овощного ларька мнит себя архитектором и дизайнером в одном лице.

Дальше – больше. В 2009 году в Ставрополе была принята ныне действующая редакция главного градостроительного документа – генерального плана, а в 2011 году вступили в силу «Правила землепользования и застройки». И что после этого изменилось?! Документы разрабатывали долго, в жарких спорах, их принимали, а сейчас с легкостью, безоглядно нарушают!

Дома по-прежнему лепят друг к другу с нарушением границ отведенных участков и «красных линий», плотность населения зашкалила нормативы в разы, под объекты социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры места не остается. Городу и горожанам темно, «душно» – катастрофически не хватает зеленых насаждений, спортивных и детских площадок. И чего уж говорить о каком-то сохранении памятников и архитектурно-исторической среды Ставрополя…

 
Железнодорожный вокзал Ставрополя
 
«Старый город» бесследно исчезает
 

Самое трагическое, что территория «старого города» сжимается, тает, усыхает. У руководства Ставрополя напрочь отбило понимание того, что архитектурное наследие города формировалось только в дореволюционный период, а советское время, увы, оставило нам лишь несколько памятников соцреализма.

Ну а нынешнюю архитектуру таковой и назвать сложно: обезличенные огромные комплексы, среди которых нет места для пожарных депо, травмпунктов, почтовых отделений, станций скорой помощи. Безликие однотипные новоделы безымянных авторов стремительно вырастают на месте «штучных» старинных особняков, у каждого из которых история сохранила имя архитектора и владельца.

Глядя на это, обеими руками хочется проголосовать за скорое территориальное расширение Ставрополя – пусть застройщики упражняются в возведении «чемоданов» на пустырях, но оставят в покое исторический центр. Вместе с продажными чиновниками – теми, кто дал разрешение, скажем, на строительство ресторана «Каштан» прямо перед зданием городской администрации на Ермоловском бульваре, который также входит в историко-архитектурную зону.

Или еще пример коррупционного сговора застройщиков и чиновников – разгоревшийся два года назад скандал вокруг строительства рядом с Нижним рынком огромного бизнес-центра «Европейский».

Семиэтажное здание стремительно выросло в охранной зоне памятника архитектуры регионального значения – магазина «Пассаж». Расстояние между стенами бизнес-центра и «Пассажа» – меньше метра. А ведь торговый центр расположен в зоне регулирования застройки, где этажность и фасады должны были быть согласованы с минкультуры края.

Разумеется, никаких бумаг на этот счет не было, даже не проводили публичных слушаний, на которых должны были высказаться архитекторы, дизайнеры, художники.

Выгадывая на каждом сантиметре, застройщик Ашот Арустамян обшил новостройку сэндвич-панелями, которые используют в строительстве ангаров, складов, цехов где-нибудь на окраине, подальше от людских глаз. Новостройку в народе тут же прозвали «саркофагом», поскольку напоминает железобетонный купол, который водрузили над взорвавшимся блоком Чернобыльской АЭС.

Члены краевого отделения Союза архитекторов написали жалобу на имя врио губернатора края Владимира Владимирова. Тот выехал на место, созвал межведомственное совещание и рекомендовал застройщику разработать варианты фасадных решений. Проекты фасада разработала молодой талантливый архитектор Екатерина Талдаева, но Арустамян на ее предложения даже глядеть не стал...

На том все дело и закончилось. Застройщик, изуродовавший всю нижнюю часть «старого» Ставрополя, стрижет свои бабки с городского уродства. А чиновники и депутаты, допустившие архитектурное издевательство над городом, утерлись: им не стыдно и не больно за родной Ставрополь. А может, он им и не родной вовсе?..

Архитекторы тоже отступили. Смолчала даже прокуратура! Эх, надзорники: закрыв глаза и заткнув уши, за чем вы вообще способны надзирать?!

Сейчас напротив «саркофага» вырастает еще один – многоуровневая парковка, которую вот-вот запустят. Вся эта исполинская конструкция – два торговых центра и парковка, связанные друг с другом надземными переходами, практически у подножия Крепостной горы выглядят чем-то чуждым, инопланетным. Вконец осиротевшими и беззащитными на этом фоне кажутся и краевая филармония с «Пассажем» с их архитектурными изысками XIX столетия.

Особняк Игнатия Волобуева
 
«Дома-призраки» как символ разрухи
 

Сквер декабристов на углу улиц Ленина и Маяковского – еще один уголок «старого» города, которому просто-таки предписано временем быть лирическим, теплым и уютным, но сегодня ничего, кроме траурных мыслей, он у прохожих не рождает.

Это почти сакральное место страшно изуродовано гигантским офисным зданием с черными стеклянными фасадами, от которых веет зловещим холодом. Кто те чиновники, давшие разрешение на то, чтобы влепить это угловатое чудище рядом с прогулочной зоной, где отдыхают мамаши с детьми?!

Не ждет ли такая же мрачная перспектива и участок земли на месте снесенного недавно кинотеатра «Экран» в самом центре города, у памятника Ангелу-хранителю. (Нелишне напомнить, что это был первый в Советском Союзе широкоэкранный кинотеатр – чудо инженерной мысли.)

Как отрапортовала администрация, на освободившемся после сноса месте будет разбит прогулочный сквер. Однако в окружении зданий (рядом гостиница «Евро-отель» и супермаркет «Флагман»), со стен которых гроздьями свисают кондиционеры, сквер больше будет напоминать тюремный прогулочный дворик. Кто-нибудь из проектировщиков вообще об этом думал?!

То, что на месте «Экрана» должен появиться сквер, якобы решило само население – таков-де результат некоего интернет-голосования. Ведь чиновникам сподручнее опираться на мнение дилетантов, выдавая его за единственно правильное.

Между тем еще год назад администрация Ставрополя объявила о создании архитектурно-градостроительного совета. Что, кто и кому «советует», в чем польза этого органа, никому не ведомо. Так же, кстати, как и созданной год назад Общественной палаты Ставрополя, которая с момента учреждения не собиралась ни разу. Это и есть истинная цена «общественного мнения» для городской администрации, лишь изображающей желание прислушиваться к населению.

Так и не довели до ума сквер на Крепостной горе, который помпезно заложили три года назад. Тогда с лопатой наперевес позировал фотографам сити-менеджер Андрей Джатдоев, раздавал обещания: будут тут дорожки, лавочки, фонари… Все глухо и пусто!

Не доходят руки у чиновников до реконструкции и многих исторических зданий, которые когда-то были символами Ставрополя, – кукольного театра на проспекте Октябрьской революции, Лермонтовской библиотеки на площади Ленина, дома генерал-майора Федора Сохацкого на улице Горького, особняка купца Игнатия Волобуева на улице Комсомольской...

Последний в народе известен как «дом-призрак», только вот для ставропольцев он стал не столько воплощением чего-то мистического, сколько символом разрухи и бесхозяйственности. А ведь если сегодня со стен старых особняков, которые годами ожидают ремонта, убрать рекламные щиты и строительные сетки, в «призраках» окажутся целые кварталы Ставрополя.

Только как довести до городских управленцев простую истину, что облик города – это его визитная карточка, нить между прошлым и будущим, связь поколений и традиций?! Но эти «высокие материи» разбиваются в пыль беспамятства и бездушия там, где выше денег вершин не видят.

 
Олег ПАРФЁНОВ,
Антон ЧАБЛИН
 
 


Поделитесь в соц сетях


Комментарии

Minail (не проверено)
Аватар пользователя Minail

Дв пишите что угодно,все это понимают,но деньги важней на много,им отбить надо то что потратили на выборы,купив должность,и тд,и также заработать на пенсию))))

Алексей (не проверено)
Аватар пользователя Алексей

Господа авторы, кафе "Каштан" - не самый удачный, точнее самый не удачный пример уничтожения старого города. Здание соответствует историческому облику этой части города, прекрасно вписывается и в архитектурное и природное окружение, и главное - кафе на этом месте было с дореволюционных времён, причём постоянно. И ваш "плевок" по этому адресу, очевидно, отголосок заказной атаки на владельцев кафе.
Что же вы промолчали про здание в верхней части бульвара (на месте бывшего общественного туалета)? Вот уж действительно урод, нависающий над старой застройкой и деревьями бульвара? Там ещё и стоянку устроили и подъезд к ней. А за "Каштан" - спасибо владельцам!

Добавить комментарий