Поиск на сайте

В последнее время международный аэропорт Ставрополя находится в фокусе всеобщего внимания и особо пристального – депутатов краевой думы. Поводом стало акционирование аэропорта, а также определение уставного капитала созданного акционерного общества.
Итак, в нынешнем году государственное унитарное предприятие (ГУП) было преобразовано в открытое акционерное общество (ОАО), 51% акций которого остался в собственности Ставропольского края. Оставшиеся же 49% акций ныне принадлежат ООО «Авиасервис», зарегистрированному в Ставрополе незадолго до продажи.
Возмутились же депутаты тем, что этот пакет акций был продан инвестору всего за 21 млн. рублей. По мнению парламентариев, это неоправданно низкая цена: мол, лишь один земельный участок, на котором располагается аэропорт площадью более 450 гектаров, стоит на несколько порядков дороже.
Звучали и другие претензии, в частности, по поводу того, что объявленная инвестором сумма вложений в реконструкцию аэропорта в 200 млн. рублей сильно завышена.
Взвешенность и спокойствие в этой ситуации сохранил лишь губернатор Владимир Владимиров, который заявил, что будет проведена ревизия вложений в реконструкцию аэропорта. И уже по итогам такой проверки можно будет делать какие-то выводы.
Ранее оппоненты горячо дискутировали на эту тему в СМИ, в том числе и на страницах «Открытой». Однако, как сетует руководство аэропорта, в этой ситуации никто из критиков не пытался выслушать другую сторону – первых лиц авиационного предприятия и его инвестиционной компании «Авиасервис». Потому они сами обратились в редакцию «Открытой» с просьбой дать им возможность публично высказать свою позицию.
Итак, на вопросы «Открытой» откровенно отвечает директор аэропорта, генерал-майор авиации Николай АПАЛЬКОВ.

 

– Николай Алексеевич, так сколько реально стоит аэропорт? Депутаты уверены, что 21 миллион – слишком низкая цена за половину акций.
– Прошлым летом правительство края приняло решение о приватизации аэропорта. Размер его уставного капитала был определен исходя из стоимости чистых активов ГУП «Международный аэропорт Ставрополь» в 21 млн. рублей.
Да, аэропорту принадлежит множество зданий и строений, а также коммуникаций (теплосети, ЛЭП), пункт слива и перекачки топлива в Михайловске. Именно на это и упирают краевые депутаты: мол, продешевили при продаже.
Но политиков, увы, не интересует, что большинство зданий находится в очень ветхом или предаварийном состоянии. Вы можете легко в этом убедиться и сами, проехав по территории аэропорта: например, авиационная база вообще не функционирует, заброшены несколько ангаров и административных зданий. В некоторых строениях просто дыры в потолке, их невозможно использовать. Естественно, реальная стоимость всех этих построек составляет копейки.
– Но также на балансе предприятия находится три десятка самолетов Ан-2 («кукурузники») и вертолеты Ка-26 («хулиган»).
Да, на балансе они числятся. Этим самолетам и вертолетам уже по несколько десятков лет, они не используются уже очень давно, и сейчас просто стоят «на приколе», старея и ржавея. Для полетов они уже непригодны, сейчас их можно разве что сдать на запчасти. Скажем, Ка-26 уже запрещен для эксплуатации на территории России.
В общем, сами можете судить, какова их остаточная стоимость. Но наши уважаемые депутаты, даже не попытавшись выяснить судьбу этого имущества, тоже «до кучи» записали его в наши якобы несметные активы.
– Ну а что насчет земли?
Земельный участок, на котором располагается аэропорт, имеет площадь почти 450 гектаров. Здесь находятся аэровокзал, штаб и привокзальная площадь, плюс остальная огромная территория, которую видит каждый пассажир, включая взлетно-посадочную полосу и рулёжные дорожки. И весь этот земельный массив входит в федеральное имущество (на настоящий момент документы проходят регистрацию в Росимуществе).
Когда депутаты говорят о том, что якобы кто-то хочет получить контроль над этой землей, чтобы затем ее продать под застройку… я просто руками развожу. Этот участок имеет целевое назначение «земли транспорта». Если даже кто-то захочет снести все расположенные здесь постройки, то построить сможет только аэропорт или другие объекты транспортной инфраструктуры, и ничего более.
– Николай Алексеевич, а зачем вообще аэропорту понадобился инвестор?
– Последние годы наше предприятие пребывало в глубокой стагнации. За все время существования ГУПа мы ни одного рубля не увидели в виде государственной помощи, но вот часть прибыли перечисляли в бюджет регулярно.
К сожалению, к тому моменту, когда я снова возглавил аэропорт (в мае 2012 года), финансовая ситуация была почти критической, накоплены огромные долги, не было никаких перспектив к развитию. Естественно, в такой ситуации появление инвестора было залогом выживания аэропорта.
– Что это вообще за предприятие, «Авиасервис»?
– Насколько мне известно, оно было создано в июле прошлого года специально для инвестирования средств в аэропорт. На сегодняшний день об этой компании я могу сказать только хорошее.
На данный момент «Авиасервис» выделил на развитие предприятия порядка 225 млн. рублей. Конечно, самая «заметная» часть этих средств приходится именно на реконструкцию аэровокзала (65 млн. рублей): мы сделали новый вентилируемый фасад и полностью обновили внутренние интерьеры.
Еще 12 миллионов – это строительство нового накопителя для зала вылета, который раньше был маленьким и тесным. 23 миллиона было инвестировано «Авиасервисом» в реконструкцию привокзальной площади, где мы полностью заменили асфальтовое покрытие и все инженерные коммуникации. Новая парковочная система (это шлагбаумы, система видеонаблюдения, а также парковочные автоматы) обошлась еще в 7 млн. рублей.
– Вы ведь, кажется, и новый топливный терминал построили в Михайловске?
– Если быть точнее, новый пункт слива топлива с насосной станцией. Раньше это было убогое сооружение, которое не отвечало даже элементарным требованиям пожарной безопасности. Вложив почти 23 млн. рублей, «Авиасервис» создал здесь современный технологичный объект. Причем эта сумма еще не окончательная, поскольку работы пока не закончены.
19 млн. рублей «Авиасервис» направил на текущий ремонт взлетно-посадочной полосы. Мы отремонтировали котельную. Плюс к тому не стоит забывать и про такие траты, которые вроде бы незаметны для массового пассажира, но без них аэропорт функционировать не может. Я говорю о закупках спецтехники и оборудования. Увы, «забыли» про эти важные статьи расходов и наши депутаты, которые рассуждали якобы о «дешевизне» продажи аэропорта.
Между тем «Авиасервис» потратил на спецтехнику почти 87 млн. рублей (для сравнения: на ремонтные и строительные работы – 138 миллионов). В частности, мы смогли закупить новый, современный пожарный автомобиль (6 млн.), автомобиль для обработки самолета антиобледенительной жидкостью (15 млн.), машину для заправки самолета питьевой водой (4 млн.), мобильную платформу для погрузки багажа на борт (6 млн.).
Кроме того, в обновленном аэровокзале мы установили и новую систему для обработки багажа пассажиров. Подумайте только, но раньше у нас даже не было такого всем знакомого атрибута аэропорта, как контейнер для багажа (а это еще 8 миллионов).
Установили новые интроскопы – приборы для того, чтобы «просвечивать» багаж, а это еще 8 млн. И это лишь самые основные траты, я не стал упоминать о многих других, но крайне важных мелочах, делающих полет комфортнее или безопаснее. Ну, скажем, мы установили четыре новые стойки регистрации или сделали бесплатный Wi-Fi в зале вылета.
Николай Алексеевич, 225 млн., вложенных в развитие аэропорта, – сумма, конечно, существенная. Но все равно перспективы предприятия туманны.
– Что вы имеете в виду?
– За последние пять лет столько уже обещаний было сделано разными чиновниками, что, мол, вот-вот ставропольский аэропорт станет лучшим в стране. А пассажиры всё ждут…
– Я не чиновник и не политик, скажу лишь о том, что уже стало вполне реальным. Например, относительно расширения маршрутной сети аэропорта. Поверьте, это очень сложная задача, которая требует долгих, многотрудных переговоров с каждой авиакомпанией. И мы уже близки к подписанию договора с ведущей турецкой авиакомпанией Turkish Airlines, чтобы наладить регулярные полеты в Стамбул. Ближе к лету будем расширять и список чартеров за счет Египта.
Ну и, конечно, не забудем про «европейское» направление – надеемся, что уже в следующем году из Ставрополя можно будет летать в Прагу или Вену, откуда затем легко добраться до любой столицы Евросоюза. Причем дальнейшие послабления в двусторонних соглашениях между Россией и ключевыми странами континента будут способствовать дополнительному росту международных перевозок.
– Ваши планы, конечно, впечатляют. Но не является ли вашим главным конкурентом аэропорт Минеральных Вод?
– У нашего аэропорта очень удобное расположение: рядом, но независимо от Ставрополя, одного из крупнейших и быстро развивающихся городов СКФО. При этом мы еще и находимся в густонаселенной зоне влияния с высоким числом потенциальных клиентов, это почти 1 млн. человек – помимо ставропольцев это жители Михайловска, Невинномысска, Изобильного.
Исторически доминирующим направлением является именно московское (сегодня на нем в аэропорту работают пять авиакомпаний), что связано в том числе с развитием деловых и повседневных поездок (бизнес-авиация).
В то же время минераловодский аэропорт обслуживает другую нишу рынка – по преимуществу это туристы, приезжающие в регион Кавминвод и республики Северного Кавказа. Что касается аэропортов Ростова и Краснодара, то они привлекают лишь небольшое количество жителей края, вылетающих за границу международными рейсами.
– Но ведь в Ставрополе международное направление долгое время не развивалось именно из-за серьезного износа взлетно-посадочной полосы. Планируете ее ремонтировать?
Да, к сожалению, сегодня у нас отсутствует возможность принимать воздушные суда большой вместимости – нет допуска взлетно-посадочной полосы. Да и сама она сейчас находится в таком состоянии, что требует постоянного латочного ремонта.
Сейчас мы вошли в федеральную целевую программу, что позволит сделать капремонт взлетной полосы, объектов инфраструктуры и аэропортового комплекса. Одним из требований программы является инвестирование внебюджетных средств. Всего будет потрачено почти 2 млрд. рублей (из них 235 миллионов выделяет край, свыше 1 миллиарда – Федерация и порядка 600 миллионов – инвестор). Ожидаем, что взлетная полоса будет введена в строй уже к концу 2015 года.
– Насколько мне известно, к этому же времени должен появиться и новый терминал.
– Да, мы собираемся его строить. Наш аэропорт расположен в очень выгодном месте: на пути прохождения основного транзитного коридора из Европы в Азию, по которому ежегодно осуществляется около 90 тысяч зарегистрированных полетов. Только сейчас над нашими головами проходит около десятка различных воздушных трасс.
Конечно, грех было бы не использовать такую возможность для развития аэропорта как хаба, грузового и пассажирского. В частности, мы планируем привлечь в аэропорт грузовые воздушные суда для обслуживания или технических промежуточных посадок (транзитные грузы).
Помимо грузового терминала появится и пассажирский, для обслуживания международных рейсов – на свободной территории, рядом с существующим аэровокзалом. Ну а его мы полностью «отдаем» под внутренние перевозки. Для этого, конечно, предстоит завершить ремонт, в том числе на втором этаже вокзального комплекса, а также увеличить бизнес-зал.
– А ведь новый терминал строить уже начинали лет двадцать назад, и с тех пор посреди поля одиноко торчат бетонные сваи. Не превратится ли и нынешний ваш проект в долгострой?
Нынешней весной немецкая строительная корпорация Hochtief Aktiengesellschaft (она является ведущей в мире организацией по проектировке аэропортов) разработала для нас так называемый мастер-план. Это стратегия дальнейшего развития аэропорта, документ в несколько сотен страниц, работа над которым заняла больше года.
Мастер-план как раз и предусматривает, в частности, строительство двух новых терминалов – грузового и пассажирского. Поверьте, сегодня аэровокзал в существующих границах подошел к пределу своих возможностей, и нам нужен скачкообразный рост.
Сейчас очень быстро растет спрос на зарубежные перевозки, и мы готовы его удовлетворить, но для этого нужно разделение потоков на внутренние и международные рейсы. Естественно, чтобы пассажир при этом нисколько не потерял, а только выиграл в качестве обслуживания. Сегодня комфорт клиента для нас превыше всего. Увы, не всегда в работе аэропорта это было задачей номер один.
– Государство поможет?
– Согласитесь, 1,5 млрд. рублей, которые планируется выделить на ремонт взлетно-посадочной полосы, – сумма не малая. Конечно, в идеале мы бы хотели вообще построить абсолютно новую полосу, тем более что территория аэропорта позволяет это сделать.
Плюс к тому мы вошли в федеральную программу по модернизации систем безопасности. Почти 150 млн. рублей в будущем году будет выделено на обустройство нашего периметра: здесь будет новая ограда, ворота, видеокамеры и тепловизоры.
Но в остальном, конечно, мы можем надеяться только на собственные силы, и у нашего инвестора, как видите, есть серьезные планы: например, уже в ближайшее время начнется ремонт теплотрассы, боксов под спецтехнику, кабельной линии и пожарных резервуаров.
Также планируем обновить светосигнальное оборудование, чтобы сделать аэропорт всепогодным (сейчас самолеты здесь могут садиться в условиях относительно хорошей видимости).
В общем, хозяйство у нас огромное, и до каждого его уголка руки не сразу доходят. Причем, как видите, мы сразу начали нашу модернизацию с того, чтобы сделать комфортным и безопасным пребывание нашего дорогого пассажира.
– Осилите-то все планы?
– При том условии, что нашему бизнесу дадут развиваться и не станут домогать политическими интригами, – конечно да!

 

Беседовал
Антон ЧАБЛИН

 

Досье "Открытой"

 

Николай Апальков окончил Ейское высшее авиационное училище летчиков, прошел боевой путь от лейтенанта до генерал-майора авиации. Освоил боевые самолеты «Миг-17», «Миг-21», «Миг-23», «Су-27». Летал до 1989 года. В возрасте 36 лет командовал полком. Возглавлял международный аэропорт Ставрополя в 2008-2009 годах, а затем с 2012 года.
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях