Поиск на сайте

 

В выставочном зале краевого отделения Союза художников России открылась выставка «200% красоты»

 

Работы, выполненные в технике росписи по ткани (батик), давно уже стали популярным дополнением современного интерьера. Изощренно сложные приемы нанесения краски требуют неимоверной ловкости женских рук – выставка «200% красоты» на 100% женская.
Художницы из Пятигорска, Железноводска, Ипатово и Ставрополя продемонстрировали свое видение прекрасного. Причем Кавказские Минеральные Воды представлены гораздо заметнее, чем краевой центр и провинциальный Ипатово. Вот имена искусниц, не мыслящих себя без творчества, в котором место есть только прекрасному: Ирина Батурина, Елена Стачинская, Елена Спицина, Виктория Затонская, Лира Рамазанова, Галина Домовец. А дальше начинается захватывающее противопоставление двух способов выражения.
Для кавминводских художниц секрет красоты состоит в изображении только красивых предметов – 100% цветы, томно раскрывающие свои лепестки, изящно сплетающие стебли, кокетливо взмахивающие тычинками и пестиками. Нежность перламутра и сияние кармина. Они на 100% красивее, чем настоящие.
Ставропольские художницы пытаются сохранить красоту исходного материала, его специфическую способность отвечать на нанесение краски рождением неповторимых структур, напоминающих растительные формы или природные явления. Здесь уже не до тычинок, ибо изображены не предметы, а движение времени. Но это также на 100% красиво.
Наконец, пара абзацев в порядке ликбеза.
Батик (batik) есть искусство ручной росписи различных тканей. Словечко это индонезийское и образовано от ba – «хлопчатобумажная ткань» и tik – «точка» или «капля». Первоначально батиком называлась особая технология окрашивания и украшения ткани на острове Ява.
Сегодня батиком называют любые способы ручной росписи тканей, как правило, шелка и хлопчатобумажной материи. Наиболее популярными техниками росписи, в зависимости от способа нанесения красителя, являются холодный, горячий и узелковый батик.
При холодном батике используется холодный резерв (специальный состав, препятствующий проникновению краски в ткань; резервом обычно обводят контуры рисунка, а красителем заполняется пространство внутри резервной линии).
В технике горячего батика нужен горячий расплавленный воск или парафин, которые наносят на ткань с помощью специального инструмента – чантинга, похожего на небольшой чайничек с тонким носиком.
Для росписи в технике узелкового батика ткань завязывают всевозможными хитрыми, витиеватыми узлами, после чего окунают в краситель (горячий или холодный). На месте узелков получаются причудливые разводы и узоры. Эта техника часто применяется для росписи больших полотен ткани, например покрывал.
Освоить технику батика может любой, было бы желание (к тому же для новичков есть специальные наборы, в которых на ткань уже нанесен контур рисунка). А поскольку шелк ведет себя капризно и для работы с ним нужны определенные навыки, начинающим художникам советуют использовать простую белую хлопчатобумажную ткань.
Перед началом росписи ткань следует постирать. После высыхания ее закрепляют и натягивают на подрамнике. Контур наносится специальным восковым карандашом, который легко смывается после стирки. Можно также контур предварительно нарисовать на обычном листе бумаги тушью или фломастером, после чего подложить рисунок под ткань и затем уже обвести резервом. Чтобы резерв не пропускал краску, ткань пропитать он должен основательно.
После высыхания резерва можно переходить к окрашиванию. Для этого следует выбирать краски, предназначенные для росписи именно по данной ткани, или же универсальные. При необходимости краситель разбавляется водой и наносится на поверхность ткани внутри резервных линий с помощью круглой кисточки, а для плавных разводов хороша широкая кисть-губка. Кляксы следует быстро удалять ватной палочкой, смоченной в спиртовом растворе.
Завершенную работу оформляют багетом.

 

Афанасий КРЖИЖАНОВСКИЙ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях