Поиск на сайте

На днях в Сочи завершился открытый российский кинофестиваль «Кинотавр».

Корреспондент «Открытой» побывала на одном из главных светских событий страны

 

Премьерные картины «Кинотавра»: «Груз 200» Алексея Балабанова, «Два в одном» Киры Муратовой, «День рождения инфанты» Валерии-Гай Германики, «Инзеень-Малина» Владимира Сивкова, «Жестокость» Марины Любаковой, «Кремень» Алексея Мизгрирева, «Кука» Ярослава Чеважевского, «Лучшее время года» Светланы Проскуриной, «Натурщица» Татьяны Воронецкой, «Отрыв» Александра Миндадзе, «Простые вещи» Александра Попогребского, «Русалка» Анны Меликян, «Тиски» Валерия Тодоровского и «Яр» Марины Разбежкиной.

 

Бой папарацци!

После того как у штурвала «Кинотавра» встали молодые, перспективные, хваткие бизнесмены - директора холдинга СТС-медиа Александр Роднянский и Игорь Толстунов, фестиваль год от года выглядит все более деловым. Во-первых, сроки его проведения сократились с 14 до 7 дней. Этого времени, по мнению «новых хозяев», вполне хватит для того, чтобы успеть провести конкурсные показы, круглые столы, заседания гильдии киноведов и кинокритиков и многое другое.

Весьма ужесточились условия аккредитации журналистов на фестивале. «Акул пера» поделили на три категории: те, кто жил в фестивальной гостинице «Жемчужина» полностью за счет организаторов (в основном это весьма солидного возраста критикессы, пишущие только восторженные отзывы о фестивале и его руководстве), журналистов из провинций, проживающих за счет своих редакций, и тех, кого пресс-служба «Кинотавра» попросту «отшила», отказав в аккредитации - без объяснения причин. К тому же получать заветную аккредитацию теперь нужно за несколько месяцев, чуть ли не в феврале, в то время как у бывших руководителей «Кинотавра» Янковского с Рудинштейном журналист мог аккредитоваться в Сочи в пресс-центре фестиваля в любой день кинофорума.

На входе в пресс-центр, расположившийся в гостинице «Жемчужина», установили строжайшую охрану - громилы в дверях без заветной синей ленточки на шее никого внутрь не пропускали. Рядом с крупногабаритными мужчинами еще и милиция дежурила. Было такое ощущение, будто президент Путин саммит проводит.

Но больше всего пострадали от новых хозяев «Кинотавра» столичные папарацци и фотографы глянцевых изданий, охотящиеся за скандальными фото подвыпивших артистов. С нынешнего фестиваля снимать приглашенных звезд фотокорреспонденты могут только во время официальных пресс-конференций, когда они причесаны и напомажены - и никакой съемки в фойе гостиницы или, боже упаси, на пляже. На дверях пляжных раздевалок висели объявления: любая съемка в течение светового дня запрещена, в противном случае корреспондент лишается аккредитации на этот и все последующие «Кинотавры».

Несмотря на все строгости на фестиваль все-таки прибыло 324 журналиста и 400 туристов, которые за деньги могли купить аккредитацию и посещать любые фестивальные мероприятия. Всего же, по официальным данным, на 18-й «Кинотавр» съехалось 2800 человек.

 

«Чернухи многовато»

Так отзывались о программе нынешнего «Кинотавра» многие московские кинокритики. И тому, откровенно говоря, были причины. На конкурс попали 14 премьерных картин. Семь из них сняты женщинами-режиссерами. Многие из фильмов прославились еще до фестиваля, например «Груз 200» скандального режиссера обеих лент про «Брата» Алексея Балабанова. Картина, действие которой происходит в 87-м году, рассказывает о маньяке-милиционере, похитившем, а затем изнасиловавшем дочь местного секретаря райкома партии. Пока девушка томилась в кошмарном плену, в город доставили в цинковом гробу из Афганистана тело ее жениха. Чем закончилась эта душераздирающая история, и рассказывать не хочется. Одним словом, подобной «чернухи» у нас давно не снималось.

После премьеры режиссер картины заявил, что все события взяты им из жизни. А вот как отозвался о «Грузе 200» президент гильдии кинокритиков и киноведов России Виктор Матизен: «Это дешевый ужастик, который в России вряд ли будет кому-то интересен. Вот американцы наверняка купятся на жуткие рассказы о советском прошлом. А в российском прокате «Груз 200», думаю, большую кассу не соберет».

Большинство фильмов были с печальным концом. Я лично посмотрела 5 картин, и в каждой из них умирал кто-то из главных героев. Разрекламированная актером Виктором Сухоруковым мелодрама Светланы Проскуриной «Лучшее время года» («Открытая» писала об этом пару недель назад) произвела на меня весьма грустное впечатление. Главный герой кончает жизнь самоубийством, так и не сумев разобраться со своими двумя возлюбленными – женой и ее подругой. В итоге делает несчастными обеих.

Картина Анны Меликян «Русалка» рассказывает о девочке, которая жила у моря и не умела говорить, но обладала даром предвидения. В 18 лет она переезжает с родителями в Москву и влюбляется в парня, которому спасает жизнь. От перенесенного любовного впечатления «русалка» обретает дар речи, и все у девчушки налаживается: и жизнь интересней стала и любовь появилась, идет она довольная и счастливая по городу, улыбается встречным прохожим и тут… ее сбивает грузовик. Все. Конец фильма. Кстати актриса Маша Шалаева, исполнившая роль Русалки, получила награду фестиваля «за лучшую женскую роль». Но об этом позже.

Фильм Марины Любаковой «Жестокость», где засветилась томная гламурная российская кинодива Рената Литвинова, собрал полный аншлаг, несмотря на то, что погода стояла в тот день великолепная - знаменитости оторвались от пляжа и потянулись к Зимнему театру, где проходил показ картины.

Сюжет следующий: 17-летняя Вика живет со своей матерью и сестрой впроголодь, единственная отдушина для нее дорогой цифровой фотоаппарат, подаренный друзьями. С крыши своей хрущевки через видоискатель фотоаппарата Вика наблюдает, как живут жильцы соседнего дома. Случайно в объектив ее фотоаппарата попадает любовная сцена между Зоей – успешной в карьере, но одинокой женщиной средних лет, и ее женатым соседом. Предприимчивая девчушка решает шантажировать любовника Зои. Тот быстро разоблачает шантажистку, однако, испугавшись огласки, все же бросает свою любовницу. А девчонка уговаривает брошенную женщину отомстить бывшему бойфренду. В итоге это трагически заканчивается для Зои… Вот такие «жизнерадостные» конкурсные картины.

Кстати, еще одно разочарование нынешнего «Кинотавра» - в кассах Зимнего театра, где проходили премьеры, перестали продавать билеты на конкурсные показы.

Многие отдыхающие в начале лета только за этим в Сочи и ездили, чтобы посмотреть новинки отечественного кинопроизводства, да еще и на звезд поглазеть. Ведь купив билет, в зале можно было не только встретить многих знаменитостей, но еще, если повезет, с ними сфотографироваться. Теперь народ такой «роскоши» лишили.

Директор фестиваля Елена Лапина объяснила это тем, что организаторы не хотят использовать в коммерческих целях работы конкурсантов, а продажа билетов – это, мол, уже извлечение выгоды. Кроме того, звезд напрягает, что к ним без конца кто-то цеплялся с просьбами о совместном фото.

Не знаю, насколько объективны объяснения госпожи Лапиной, но ведь в течение 17(!) лет это было традицией «Кинотавра» - простые люди смотрели новые фильмы вместе со звездами кино.

 

Все диеты – побоку!

Изменился и звездный состав гостей фестиваля. Постоянные его участники, легенды советского кино, такие, как Олег Басилашвили, Олег Янковский, Александр Абдулов, Сергей Никоненко, игнорировали «Кинотавр» Роднянского и Толстунова.

В основном, гостями форума стали молодые сериальные актеры и ведущие канала СТС: Игорь Верник, Александр Цекало (с новой подругой на две головы выше его), актер Юрий Колокольников, исполнивший роль Грушницкого в сериале «Печорин», герои «Бумера» - Андрей Мерзликин, с женой и шестимесячным сыном, Дмитрий Дюжев с новой подругой, дочерью нефтяного магната, Максим Коновалов просто с компанией. С семьей на фестиваль пожаловали и Александр Лазарев-младший, Аркадий Укупник, Владимир Винокур и Лев Лещенко.

Кстати, «Вовчик» и «Левчик» почти все время проводили в приморских кафе, особенно полюбилась им хинкальная «Белые ночи». Вкусные, сочные, огромные по размеру хинкали с ткемальным соусом артисты уплетали за обе щеки, запивая холодной водочкой, забыв напрочь о кремлевской диете, которой они оба якобы придерживаются.

Владимир Винокур вообще вел себя весьма демократично. После конкурсного показа фильма «Жестокость» публика ломанулась в буфет «промочить горло». Винокур, увидев большую толпу, без очереди пробиваться к барной стойке не стал, а скромно поинтересовался: «Кто последний?» Толпа просто ошалела от такой скромности и стала пропихивать звезду ближе к бару, но Винокур остался непреклонен.

Одним из главных светских событий фестиваля стал закрытый показ фильма Андрея Кончаловского «Глянец». Главную роль в этой картине исполнила жена режиссера Юлия Высоцкая. В этом году исполнилось 10 лет с момента встречи Высоцкой и Кончаловского на «Кинотавре». Именно на этом фестивале они познакомились, а потом и поженились.

«Глянец» Кончаловский снимал к своему семидесятилетнему юбилею, который он отпразднует через пару месяцев. Картина рассказывает о провинциалке, приехавшей покорять Москву, о грязном мире шоу-бизнеса, продажных и грубых редакторах глянцевых журналов, бесконечных тусовках и прочих прелестях гламурной жизни Москвы. Герои фильма разговаривают исключительно на сленге и русском матерном.

Кинокритики недоумевали, как автор «Сибириады» мог опуститься до такой бытовухи?! На что Кончаловский отвечал: своей картиной просто хотел немножко «поскоблить московский глянец».

Почти каждому показу сопутствовали грандиозные фуршеты возле бассейна элитного отеля «Рэдиссон Лазурная». От разнообразия блюд у присутствующих кружились головы - все накинулись на халявную еду.

Официальным напитком фестиваля в этом году стал «Мартини». Каждый вечер проводились «Мартини-пати», однако вход на вечеринки был только по специальным пригласительным, даже аккредитация не помогала. На этих «пати» знаменитости литрами поглощали халявный вермут, а в это время их развлекали звезды отечественной эстрады - группы «Би-2», «Ума Турман» и прочие.

Отличились на одной из таких тусовок актеры Михаил Ефремов и Александр Баширов. Товарищи так перепились, что решили согнать со сцены выступавшую группу «Токио» и спеть сами. Взойдя на подмостки, Ефремов и Баширов не поделили микрофон и подрались. Охране быстро удалось разнять «хулиганов», поскольку те еле стояли на ногах. Драка Баширова и Ефремова стала единственным громким инцидентом на нынешнем фестивале.

 

Таких итогов не ожидали

В день закрытия «Кинотавра» жюри заседало до 10 часов вечера. Тусовка прочила победу фильму Алексея Балабанова «Груз 200». Но Гран-при фестиваля досталось картине Алексея Попогребского «Простые вещи» с Леонидом Броневым в главной роли. Эта лента - единственная светлая история в конкурсной программе. То, что победят «Простые вещи» никто не подозревал - получать призы пришлось продюсеру картины Роману Борисевичу, поскольку творческая группа к тому времени с фестиваля уже уехала. Картина получила аж 4 приза: Гран-при, диплом «За неоценимый вклад в отечественное киноискусство» присудили Леониду Броневому, приз за лучшую мужскую роль дали Сергею Пускепалису, за лучшую режиссуру - Алексею Попогребскому.

Две награды взяла лента «Кремень» Алексея Мизгирева: за лучший дебют и за лучший сценарий. История парня из провинции, приехавшего покорять Москву самым простым и понятным ему способом - нанявшись в милицию и получив свою маленькую власть над людьми.

Приз за лучшую музыку достался композитору Антону Силаеву (фильм «Яр» Марины Разбежкиной - экранизация повести Сергея Есенина, написанной им в 20 лет).

Награду за лучшую женскую роль получила очень обаятельная Мария Шалаева, сыгравшая в «Русалке» Анны Меликян. Маше Шалаевой 25 лет, но играет она девушку 18-летнюю и на самом деле так и выглядит: маленькая, худенькая, просто Дюймовочка.

Венчал церемонию закрытия «Кинотавра» фильм Андрея Звягинцева «Изгнание», который до этого побывал на Каннском фестивале. Гран-при он не получил, зато французы наградили ростовского актера Константина Лавроненко, исполнившего главную роль в «Изгнании», за лучшую мужскую работу.

Измученные каждодневными ночными тусовками, многие звезды не появились даже на финальном банкете на пляже в честь закрытия фестиваля. На него, между прочим, мог попасть любой желающий всего лишь за… 10 000 рублей! Редкие отдыхающие, раскошелившиеся на эту сумму, мечтали выпить на брудершафт со звездами кино, но не тут-то было. Вымотанные активной фестивальной жизнью, актеры отдыхали в своих номерах, а рано утром улетели в Москву.

 

Элла ДАВЫДОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях