Краевая власть вышла со смелой инициативой – превратить Фонд капремонта в народное предприятие
Краевая программа капремонта многоквартирных домов рождалась в острых спорах, и вот, наконец, настал час, когда от дискуссии пора переходить к делу.
В первую очередь потому, что собственники квартир сделали главный свой выбор - способ накопления средств либо на счетах регионального оператора, либо на индивидуальных банковских спецсчетах. Объявлен и размер ежемесячного минимального взноса по краю до конца 2015 года - 5 рублей с квадратного метра независимо от способа накопления. Прописаны сроки и объемы работ.
Казалось бы, все разложено по полочкам - пора работать. Однако в этом масштабном по охвату территорий края, времени реализации и финансовому наполнению проекте все еще впереди. Ремонтом домов государство занималось и раньше, но на такой системный подход решилось впервые.
Проект не бумажный, и за его качественное исполнение высшее руководство края отвечает головой. А уж тем, кому поручено заниматься им непосредственно, и подавно.
О том, кто стал участником программы капремонта и на каких условиях, какие преимущества несет для жильцов сотрудничество с региональным оператором, какая роль в этом начинании отведена общественности, в беседе с корреспондентом «Открытой» рассказал генеральный директор краевого Фонда капремонта общего имущества многоквартирных домов Евгений БРАЖНИКОВ (на снимке).
-Евгений Юрьевич, дел у вас действительно предстоит невпроворот, проект серьезный, начинать придется с нуля. Давайте и мы оттолкнемся от главного - выбора способа накопления средств на ремонт дома. Уже есть цифры по тому, кто и каким путем пошел?
-Да, цифры у нас есть уже. В целом по краю картина такая: 995 домов (10,5%) выбрали индивидуальное накопление на специальном счете. Собственники 8438 многоэтажек (89,5%) будут накапливать средства на счетах регионального оператора.
-Сначала способ накопления надо было выбрать до 1 сентября, потом сроки сдвинули до 1 ноября, поскольку общие собрания прошли лишь в 20 процентах домов, остальные вообще не отреагировали на призыв...
-Молчание, как говорится, тоже знак согласия, о чем правительство края собственников оповещало заранее и весьма широко. Не провели собрание, значит, полагаются на регионального оператора.
А два дополнительных месяца, что дали жильцам на проведение собраний, ими почти не использованы. К тем 20 процентам сознательных граждан, о которых вы говорили, присоединились всего лишь… два процента.
-Но постойте! Помните, сколько разговоров было, что людей лишают права выбора способа накопления средств, поскольку изначальные сроки пришлись на лето, когда все на дачах и в отпусках? Сколько обвинений прозвучало в адрес краевой власти! Депутаты критику учли, пошли навстречу, но активность граждан, выходит, практически осталась на прежнем уровне?
-Выходит, что так. Впрочем, эту ситуацию мы предвидели.
Только за лето Фонд капремонта опубликовал в прессе около 250 статей, уж не помню, сколько выступал я по радио и на телевидении с призывом провести общие собрания собственников жилья и выбрать способ накопления средств. Объехали десятки муниципальных образований, встречались с людьми, просвещали, отвечали на вопросы… Иными словами, сделали все, чтобы побудить собственников к осознанному выбору.
По последним данным, собрания провели лишь в 1700 домах, остальные отмолчались.
-Вопрос, возможно, не к вам, но все же: как объяснить такую пассивность граждан, речь ведь идет о состоянии собственного жилья?
-Еще раз убеждаюсь: все относительно. Когда мне говорят, что на призыв провести собрание в крае откликнулось только 22 процента собственников, что этого катастрофически мало, я привожу общероссийскую статистику, от которой у собеседников округляются глаза.
Так вот в среднем по стране этот показатель составил… 15 процентов. Фонд не просто потрудился на ниве агитации, а поработал, что называется, на «отлично».
-Да уж точно, Фонд на время превратился в агит-бригаду. Но для чего? Не провел собрание - автоматически попал к региональному оператору, все в рамках закона…
-Можно и так рассуждать, формальности все соблюдены. Но собрания нужны были не только для выбора способа накопления средств, но в равной степени еще для того, чтобы жильцы определились с видами ремонтных работ.
Если помните, когда только начинали обсуждать программу, собственники просили, чтобы к ним направили специалистов, которые бы оценили состояние конструктивных элементов зданий, потом на основании этих оценок составили смету. Подход правильный, но вопрос в том, где было взять всех этих специалистов - строителей, сметчиков, оценщиков? В нужном количестве их просто нет. Вот для этого и нужны были собрания, требовалась активность самих жильцов.
Свои рекомендации по видам работ собственники жилья должны были передать в местные администрации, где бы их обобщили и направили дальше по инстанции в край для формирования единой программы капремонта.
-Так оно должно было быть. Но в одних муниципалитетах чиновники с людьми работали, учитывая их пожелания, а в других, напротив, отгораживались сплошной стеной. Я понимаю, что за работу глав местных администраций вы не отвечаете, и теперь надо исходить из того, что программа капремонта сверстана и утверждена. Теперь-то кому жаловаться, если поезд ушел?
-Уверяю вас, поезд не ушел, а программа может и должна меняться, это гибкий механизм.
-Не раз приходилось слышать, что местные администрации намеренно или случайно искажали исходные данные по домам. Например, изменяли в большую сторону год ввода домов в эксплуатацию, тем самым омолаживая их и отодвигая сроки капремонта по отдельным конструктивным элементам. Ошибки надо исправлять, согласны?
-Даже не сомневаюсь в этом. Вообще все коррективы должны были внести еще на уровне муниципальных образований. Но раз этого по каким-либо причинам не произошло, Фонд капремонта ошибки исправит. В каждом конкретном случае будем разбираться индивидуально, просто у нас такой возможности пока не было. Если обнаружим несоответствия, будем вносить изменения в программу, в том числе сдвигать сроки капремонта.
-Нынешняя верстка программы предусматривает по каждому дому жесткий перечень видов работ, который, возможно, и не самый верный, оптимальный. Давайте разберем ситуацию моего дома - типичной стоквартирной многоэтажки в Юго-Западном районе Ставрополя.
Самое больное место в доме - это состояние системы отопления, которая не видела ремонта с момента ввода дома в эксплуатацию в 1972 году. Регулятор тепла не работает, трубы, краны, задвижки проржавели, и жильцы ежегодно переплачивают немалые суммы. Если нормативный срок службы системы отопления составляет 25 лет, то в 2022 году он будет превышен вдвое. Что это значит? А то, что система теплоснабжения требует срочного ремонта уже сегодня, и никак не в период с 1029 по 1031 год, как обещает программа. К этому времени коммуникации полностью прогниют и рухнут. Что делать жильцам в этой ситуации, подчеркиваю, далеко не единичной?
-Если система отопления нуждается в срочной замене, а, скажем, ремонт кровли или фасада, в графике работ стоящий раньше, может подождать, то по желанию жильцов можно уточнить вид работ, вывести на первый план конструктив, остро нуждающийся в ремонте. Главное, чтобы сумма на ремонт, скажем, отопления не превышала лимит средств, предусмотренных на проведение стоящих в программе видов работ. То есть жильцы в конечном итоге сами выбирают порядок ремонтных работ, несмотря на то, что они уже прописаны в программе.
-Думаю, для собственников это будет очень приятной новостью. Но тогда другой вопрос: а если обмен ремонтными работами неравномерный? То есть замена отопления, например, обходится дороже ремонта кровли?
-В этом случае возможно несколько вариантов. Первый такой: недостающую сумму жильцы добавляют сами, так сказать, авансируют. А потом, по окончании ремонта, они имеют право на зачет этих средств. Это называется «платежные каникулы». То есть в течение определенного времени жильцы освобождаются от уплаты взносов.
Во втором случае Фонд может взять для собственников в банке кредит недостающей суммы. Но в этом случае сумму кредита собственникам придется выплачивать уже с процентами.
-Если все будет так, как вы рассказываете, схема действительно классная. Ну а банк, с которым будет работать Фонд, уже выбран?
-Недавно прошла конкурсная процедура за право работать по программе капремонта. Победителем вышел «Россельхозбанк», у которого, напомню, все сто процентов активов находятся в собственности государства. Так, наверное, и должно быть: программа капремонта домов - дело государственной важности.
-Может, просто не нашлось желающих победить в конкурсе, мало ли, какими «сюрпризами» обернется сотрудничество по незнакомой программе?
-Не думаю. Во-первых, в конкурсе участвовало восемь банков, причем все известные. А во-вторых, один из банков даже пробовал оспорить итоги конкурса в антимонопольной службе, но в его требованиях было отказано.
Вы правы, для банков это направление по капремонту домов новое, незнакомое, возможно, рискованное, но интерес к нему, как видите, неподдельный. Это я к тому говорю, что в совместной работе у Фонда с банком немалые перспективы, подчеркиваю - с выгодой для хозяев квартир многоэтажек.
-Евгений Юрьевич, не мне вам рассказывать: люди всегда ждут от власти какого-нибудь подвоха - то тут на них сэкономили, то там... Верить Фонду капремонта, откровенно говоря, у граждан тоже особых оснований нет. Но вы говорите о Фонде так, будто в основе его лежат принципы народного предприятия, когда вся деятельность прозрачна и подконтрольна…
-Вот в самую точку попали! Моя задача в том и состоит, чтобы Фонд стал народным предприятием. Это структура, в которой не только аккумулируются деньги жильцов, но и распоряжаться ими могут сами жильцы при условии полной прозрачности и подконтрольности предприятия.
Этот принцип еще в начале деятельности Фонда сформулировал губернатор Владимир Владимиров. Мы выстраиваем работу для людей, иных целей у нас просто не может быть!
-О законности и открытости с трибун говорят часто, но как только доходит до конкретики, нередко все заканчивается пшиком. Что вы можете придумать такого, чтобы жильцы многоэтажек могли отслеживать сроки и качество работ по капремонту?
-Сейчас мы обобщаем и анализируем сведения по домам, которые попали под наше кураторство, то есть решили накапливать средства на счетах регионального оператора. Это нужно нам для создания биллинговой системы, которая позволит собственникам отслеживать в интернете накопления на капремонт, освоение средств в границах своего муниципального образования. Для этого в ближайшее время начнет работать отдельный сайт.
К слову, система обошлась краевому бюджету в 3,9 миллиона рублей, тогда как в других регионах вдвое больше.
-То, что вы сэкономили бюджетные деньги, хорошо, конечно, но я хотел бы задержаться на вопросе прозрачности Фонда.
«Открытая» посвятила целый ряд статей нарушению прав собственников управляющими компаниями, расчетными центрами, коммунальными службами, в которых директора что хотят, то и воротят. Кто даст гарантию того, что гендиректор Бражников не будет своевольничать?
-Я внимательно слежу за вашими публикациями и знаю, какой произвол творится на рынке жилищно-коммунальных услуг. Подтверждением тому служат и прокурорские проверки. Однако опасений в том, что гендиректор Бражников или кто-то иной на моем месте запустит руку в общий кошелек и будет распоряжаться средствами жильцов по своему усмотрению, нет никаких. Я не царь и не бог, а, согласно уставу Фонда, лишь исполнитель решений целого ряда структур, которые стоят надо мной.
Сегодня мы дорабатываем устав. В частности, расширится перечень органов управления Фонда. Речь в первую очередь идет о Наблюдательном совете, который, по опыту других регионов, скорее всего, возглавит губернатор края. Мы ожидаем, что в совет войдут депутаты, члены правительства. Параллельно с Наблюдательным советом будет действовать Попечительский совет с возложенными на него надзорными функциями. Планируется, что в него войдут члены Общественной палаты и «ЖКХ-контроля», невероятно много сделавшие для прозрачности рынка ЖКХ. Плюс существует правление Фонда. Все эти «надстройки» мы окончательно сформируем до конца года, а также объявим их персональный состав.
Но даже это не все. Решение о том, кто отремонтирует тот или иной дом, будет приниматься на специально созданной комиссии, куда помимо представителей Фонда войдут собственники жилья и опять-таки активисты «ЖКХ-контроля», а также сотрудники краевых правоохранительных структур. Этот вопрос уже решен с полицией, на днях у меня намечена встреча с прокурором края по этому вопросу.
-У нас же кто больше опустит цену контракта, тот и выйдет победителем, а к чему это приводит, известно - вместо ремонта жильцы сталкиваются с халтурой, а то и с откровенным воровством. Что может изменить комиссия, например, в выборе подрядной организации?
-В том-то и дело, что на Фонд, как на некоммерческую организацию, требование федерального закона №44 о госзакупках не распространяется. Конечно, цена при выборе подрядной организации будет иметь определенный вес, но в то же время не в ущерб качеству. Последнее слово остается за комиссией, ей решать, какой строительной организации отдать подряд.
Кроме того, собственники жилья будут наделены правом контроля над ходом ремонта, и подряд не будет закрыт до тех пор, пока акт выполненных работ не подпишут сами представители дома и не согласуют сотрудники органов местного самоуправления.
И это тоже базовые принципы народного предприятия. При накоплении средств на индивидуальном счете о такой многоуровневой защите прав собственников даже речи не идет.
-Хорошо, когда в муниципальном образовании много домов, тут принцип «общего котла» работает в плюс - скинулись все по пять рублей с квадратного метра, сделали ремонт одним, потом другим. А как быть там, где домов - раз-два и обчелся? На ремонт одной крыши собирать будут лет сто…
-Да, в этом есть определенная сложность, из 148 муниципальных образований, участвующих в программе, крупных можно пересчитать по пальцам. Как правило, это города. Но чтобы жители сельских территорий не чувствовали себя обделенными, в краевом правительстве сейчас разрабатывается закон о господдержке их домов при капремонте.
-Не проще ли было просто перебросить часть средств из Ставрополя, скажем, в Андроповский район?
-Проще, но это запрещает Жилищный кодекс. Да и не думаю, что жители краевого центра очень бы обрадовались перспективе отвлечь «на сторону» часть средств, собранных на своей территории. Так что в этом смысле понятие «общего котла» использовать будет не вполне корректно.
-Поначалу тариф на капремонт установили в размере 7,6 рубля с квадратного метра, но потом решили снизить до 5 рублей. С одной стороны, это решение можно приветствовать, но с другой… Сами посудите, как и в какие сроки можно отремонтировать панельный дом, которому тридцать лет? Во-первых, таким домам требуется срочный, а во-вторых, комплексный ремонт - кровли, фасада, подвальных помещений, коммуникаций. Пятью рублями тут явно не обойтись, есть риск программу провалить. Что думаете?
-Давайте по порядку. Да, пять рублей с «квадрата» - это очень мало, тут я с вами полностью согласен. Хорошо, что это понимают и сами жильцы, хотя и не все.
В правительстве о тарифе на капремонт спорили жарко, но в итоге решили пойти на снижение. Для чего это было сделано? Будущий год мы на пяти рублях продержимся, да и для жильцов не будет большого обременения - для средней «трешки» коммунальная платежка потяжелеет всего рублей на 350.
Но за это время надо приучить людей к тому, что платить по новой строке за капремонт надо так же, как и по другим - за воду, свет, тепло.
Дальше, конечно, последует индексация тарифа в сторону увеличения - иного пути сохранить дома у нас не существует. Насколько конкретно вырастет платеж, сегодня вам не скажет никто. Пока можно обещать лишь то, что резкого удорожания не будет.
Кроме того, рассматривается вопрос о дифференциации тарифа в зависимости от конструктивных особенностей здания. Причина в том, что в некоторых случаях отремонтировать пятиэтажку бывает дешевле, чем двухэтажку. Во многих регионах дифференциация была использована изначально, но мы решили не спешить, еще раз все хорошо взвесить.
-Вы говорите, что год уйдет на то, чтобы приучить людей исправно платить по счетам. Тем не менее неплательщики будут, и с ними придется бороться. Как?
-Опыт других регионов показал, что первые месяцы неплательщиков набирается около 40 процентов, но уже через полгода эта цифра снижается вдвое, а по итогам года падает до 3-5 процентов. То есть не платить за капремонт будут те же, кто не платит и по другим строкам коммунальной платежки.
А как бороться с теми, кто подводит своих соседей, известно: сначала уговаривать, потом судиться. Дело это хлопотное и неблагодарное, а потому мы выберем несколько так называемых платежных агентов, которые будут заниматься взиманием долгов, скажем, за 2 процента от суммы сбора. Такими агентами могут стать, например, ГРКЦ, Региональный расчетный центр, крупные управляющие компании.
-За тридцать лет, на которые рассчитана программа, потребуется 89 миллиардов рублей. Но и это лишь начало, ремонт вообще процесс бесконечный…
-Тут важно понять вот что: если вы живете в многоэтажке, то ремонт общего имущества просто необходим, без него не обойтись. В квартире вы же делаете ремонт, а как быть с общедолевым имуществом - водоводами, подвалом, кровлей, вентилями, бойлером… Не будешь следить за всем этим хозяйством - пойдут одна за другой аварии.
Чем вообще отличается житель многоэтажки от частника? С точки зрения собственника, ничем, только один живет на земле, а другой в квартире. Иногда квартира стоит гораздо дороже, чем свой дом. Но частнику никакой поддержки от государства нет, все свои проблемы он тянет исключительно на себе - чинит крышу, подпирает забор, меняет трубы. А для обитателей многоэтажек разработаны и работают самые разные программы реальной помощи. Как говорится, ценить надо.
-Кстати, о программах. Одна из них - «15/85». Можно о ней подробнее?
-Это вообще уникальный проект, который рассчитан на самые старые дома, некоторые еще позапрошлого века, попавшие в первую трехлетку программы капремонта до 2030 года. Всего таких домов по краю 621. Уникальность программы в том, что жильцы могут отремонтировать свои дома всего за 15% средств от общей суммы запланированного капремонта общего имущества, остальное дает государство.
Первая заявка от края уже сформирована и одобрена на сумму 126 миллионов рублей из источников всех уровней. Ремонт коснется полусотни многоквартирных домов в Ессентуках, Лермонтове, Светлограде, Изобильном, Ипатовском, Изобильненском и Предгорном районах.
Но еще не закрыта пока вторая заявка на сумму в 73 миллиона рублей федеральных средств. Времени осталась неделя. Вся информация имеется на сайте Фонда www.fkr26.ru. Упускать такой шанс просто нельзя, ведь программа не только предоставляет жильцам финансовую поддержку в размере 85% от стоимости капремонта, но еще этот самый ремонт предусматривает в ближайшее время. Это просто подарок для тех, кто хочет отремонтировать свой дом.
-Евгений Юрьевич, при появлении в платежках строки о капремонте льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг распространятся по-прежнему?
-Безусловно, сохраняются, и условия прежние. Если расходы на оплату коммуналки больше 15 процентов от совокупного дохода семьи, нужно обратиться в органы соцзащиты по месту жительства и получить льготу. При этом субсидией, напомню, могут воспользоваться только те, у кого нет перед коммунальщиками долгов или же заключен с ними договор о погашении задолженности. Обязательное условие для получения субсидии - это наличие дохода.
Беседовал
Олег ПАРФЁНОВ
Не упустите шанс,
поучаствуйте в программе «15/85»
-убедитесь, что ваш дом включен в первую «трехлетку» (2014-2016 годы) региональной программы капремонта многоквартирных домов;
-определитесь с видом и стоимостью неотложных работ;
-на общем собрании собственников примите решение о готовности авансировать 15% средств от общей стоимости ремонта;
-сообщите о своем решении в местную администрацию или в краевой Фонд капремонта общего имущества многоквартирных домов (тел. «горячей линии» 24-48-48 в Ставрополе).
Комментарии
Уважаемая редакция!
Просим опубликовать наше письмо, направленное губернатору СК В. В. Владимирову, которое содержит предложения о доработке документов, обеспечивающих выполнение Региональной программы капремонта.
Предлагаем общественности включиться в обсуждение поставленных в письме проблем, дополняя их и предлагая свои решения.
Просим редакцию пригласить компетентного юриста для участия в обсуждении поставленных вопросов на страницах Вашей газеты с особым вниманием к вопросу законности взимания денег и штрафов на оплату капремонта, если Договор не подписан собственником жилья.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Нас беспокоит непрозрачность и авантюризм региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД.
Мы живем в г. Пятигорске по ул. Буачидзе, 7. Уже с 1 декабря 2014 г. с нас автоматически без нашего на это согласия будут удерживать взносы на капитальный ремонт при оплате коммунальных услуг. При этом нет уверенности и гарантий, что капитальный ремонт для домов нашего двора, запланированный на 2017-2019 и 2035-2037 годы обязательно состоится.
Расчет оплаты за 1 м2 на предвыборной волне за два месяца снизился с 7 руб. 60 коп. до 5 руб. Но ведь и это дорого. В ряде регионов за счет софинансирования он составляет 2 руб., 2 руб. 50 коп., 3 руб. Так почему вопрос о софинансировании, а следовательно, удешевлении в нашем крае даже не поднимается. Потому что прошли выборы? Если 5 руб. – это минимальный взнос, почему НО СК Фонд капремонта не публикует на своем сайте конкретные расчеты вместо жалобы, что пересчитывали эту сумму 2 месяца? Почему уже сейчас скрывают конкретные цифры и пробуждают недоверие?
Но со штрафными санкциями сотрудники фонда не медлили – сразу же указали, что штраф составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки платежа. Таким образом, нас заставляют платить вслепую и торопиться: будете жаловаться и тянуть время, заплатите намного дороже.
Больно от того, что нас, жителей Ставропольского края, любящих свою малую Родину и желающих ее процветания, в том числе, и в части жилого фонда, заранее лишают права не участвовать в программе, финансовая составляющая которой совершенно не разработана. Ведь текст Договора, который подписывает региональный оператор и собственник жилья формальный и пустой. В нем нет главных пунктов, но зато уже внесен пункт 2.3., которым, как нам кажется, должна заинтересоваться Прокуратура.
Чего же нет в Договоре?
• Нет гарантий возврата наших денег, если Программа не состоится или провалится.
• Нет гарантий защиты наших денег от инфляции.
• Нет механизма защиты наших денег от коррупции.
• Нет названия банка, в котором будут храниться наши деньги и условий, на которых они будут размещены на счете в этом банке.
• Нет конкретных мер к неплательщикам (кроме штрафов, которые на них никогда не действовали) и преимуществ для тех, кто платит регулярно.
• Нет разъяснения финансовых отношений между региональным оператором и подрядчиком для проведения капремонта, нет механизма контроля качества капремонта и, соответственно, не описана процедура расчета регионального оператора за капремонт.
А что же есть? Есть абзац в пункте 2.3., превращающий Фонд капремонта в организатора финансовой пирамиды, когда деньги тех, кто заплатил, не используются в их интересах, например, путем размещения по выгодной процентной ставке и наращиванию суммы, а снимаются для оплаты капремонта других домов, жители которых деньги на ремонт в полном объеме еще не собрали и, может быть, не соберут.
Мы отказываемся включать этот пункт в свои Договоры. Но шаблон общий, и других образцов на сайте нет.
Считаем, что сегодня при отсутствии документов, разработанных надлежащим образом и защищающих интересы жителей нашего края, категорически нельзя начинать денежные поборы с населения, иначе программа превратится в узаконенный грабеж.
Просим учесть наши замечания и принять необходимые меры.
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Чтобы у наших чиновников - да всё чисто, честно и прозрачно?! Скорее я поверю в единорогов. Условий для "мутности" уже выше крыши.
Небось, уже ручки потирают
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Добавить комментарий