Поиск на сайте

В крае множится число обучающих коммунальных проектов, но выйти из-под пресса управляющих компаний жильцам многоэтажек по-прежнему невероятно  сложно

 

В ноябре председатель комиссии президиума Генсовета «Единой России» по защите прав собственников и нанимателей жилья, депутат Госдумы РФ Андрей Чиркин, презентовал очередной партийный проект в сфере ЖКХ.
По его словам, модернизация отрасли, занимающей внушительный сегмент российской экономики (34 тысячи организаций обслуживают более 2,5 млн. жилых домов и сотни тысяч объектов промышленной инфраструктуры), является одной из важнейших государственных задач. Однако в системе ЖКХ накопилось немало проблем, требующих немедленного разрешения.
Одним из механизмов модернизации, пояснил Чиркин, должен стать партийный проект «Управдом». Это методика подготовки специалистов по управлению многоквартирными многоэтажками, способных создать товарищество собственников жилья (ТСЖ), оптимизировать коммунальные расходы, а также защищать права жильцов. Понятно,  управдомы новой формации в корне должны отличаться от своих предшественников из советской эпохи, они должны стать своего рода менеджерами, профессионально отстаивающими интересы жильцов перед обслуживающими и ресурсоснабжающими организациями.
Что ж, инициативу и впрямь можно признать полезной антикризисной мерой, с одной стороны способствующей занятости населения, а с другой - ликбезу собственников жилья, которые сами должны разобраться в выборе коммунальных услуг и тарифов, уметь экономить деньги или направить их туда, где они нужны сегодня.
Проект уже поддержали в полутора десятках российских регионов, более того, в каждом ему придали свою особенность. Например, в Тюменской области создали «Школу просвещения», в Иркутске разработали учебные курсы с привлечением областной администрации и центра занятости. Но дальше всех пошли в Архангельске: управдомы объединились в Центр защиты прав собственников жилья, официально закрепляющий статус старшего дома. Если раньше старшие могли, самое большее, рассчитывать на поддержку соседей, то теперь с ними обязана считаться власть.
Озаботились проектом и ставропольские единороссы, и тоже не обошлись без изюминки. Координатором его назначен секретарь политсовета городского отделения партии, зампред гордумы, вездесущий Иван Богданов. А руководителем проекта стал глава Ленинского района Ставрополя Андрей Джатдоев. Рабочую группу сплошь укомплектовали клерками районных администраций, краевого комитета по ЖКХ, депутатами городской и краевой думы. Для представителей общественности, давно и эффективно отстаивающих права жильцов в борьбе с проворовавшимися директорами УК и их крышевателями во власти, места в проекте не нашлось.
И неудивительно: десятки созданных в Ставрополе на базе ЖЭУ управляющих компаний изначально были поделены между городскими чиновниками. Некоторые из них, выкручивающих жильцам руки через своих ставленников, теперь намерены учить горожан, как им правильно распоряжаться своей собственностью. Короче, запустили щук в реку. 
На какой стадии находится проект и что вообще он собой представляет, выяснить возможным не представилось. По заверениям партбоссов, говорить об этом рано. Когда же будет в самый раз, если жилищно-коммунальной реформе вот-вот стукнет пять лет? 
А тем временем в Ставрополе стараниями городских властей и за счет бюджета уже второй год действует школа по обучению управдомов - обучающие семинары для руководителей ТСЖ. Из всех способов управления многоквартирным домом именно ТСЖ  является наиболее перспективным и эффективным, поскольку приучает заботиться не только о собственной квартире, но еще воспитывать хозяйское отношение к общему имуществу. К тому же по закону о Фонде содействия реформированию ЖКХ средства на капремонт выделяют только территориям, где ТСЖ получили развитие. Отсюда и ставка городских властей на грамотных управленцев. 
Обучение проходит на базе учебного центра дополнительного профессионального образования. В программу занятий включены десятки вопросов, в том числе касающиеся порядка создания товарищества, прав и обязанностей его председателя и членов правления, договорных отношений с ресурсоснабжающими организациями, бухгалтерского учета и отчетности, содержания и ремонта общего имущества. По окончании курсов слушателям выдают удостоверения о повышении квалификации в области управления многоквартирным домом. Желающие принять участие в семинарах должны подать заявление в комитет городского хозяйства администрации Ставрополя (ул. Дзержинского, 116в/1, каб. №1; тел.: 35-44-28).
Вместе с тем, продвигая неплохую обучающую программу в рамках ТСЖ, мэрия так и не выполнила главного своего обещания - помочь жильцам грамотно противостоять диктату управляющих компаний, в одностороннем порядке навязывающих жильцам невыгодные для них договоры обслуживания. Этот вопрос, в частности, обсуждался минувшим летом на совещании под руководством главы города.
Руководитель рабочей группы по решению вопросов взаимодействия с УК Виктор Клюбин вынужден был констатировать: методы работы многих компаний напоминают набеги за деньгами жителей города, а не плановую, системную работу по обслуживанию и ремонту, повышению качества и спектра услуг, снижению тарифной нагрузки. Так, с 10 млн. кв. м общей площади жилых домов в Ставрополе ежегодно собирается более 1,2 млрд. рублей, то есть пятая часть городского бюджета. Куда утекают эти астрономические суммы, ответа нет.
В идеале деньги управляющие компании должны расходовать на благоустройство, текущий и капитальный ремонт, создание внутриквартальных скверов, детских площадок, на внедрение ресурсосберегающих технологий. «Как показывает опрос, в городе нет ни одного(!) положительного примера, когда управляющая компания провела капремонт дома, благоустроила территорию или для уменьшения тарифа внедрила современную экономичную технологию», - заключил Клюбин.
Тогда же мэр дал поручение разработать типовой договор на обслуживание и управление домом, в котором был бы прописан минимальный перечень услуг с экономически обоснованным тарифом. Такие типовые договоры должны публиковаться в местной прессе в начале каждого года, чтобы жильцы могли сравнить тарифы управляющих компаний с расчетами независимых экспертов. 
Кроме того, власти обещали в ближайшее время представить критерии оценки деятельности УК, на основании которых специальная комиссия должна формировать реестр и рейтинг управляющих компаний города (сегодня их около 400). Понятно, это позволит выбирать лучшие организации для обслуживания дома.
Люди надеются, что власть сможет приструнить действующих под крышей управляющих компаний мошенников, выворачивающих карманы жильцов. Однако поручения мэра до сих пор не выполнены, а диктат управляющих компаний не ослабевает. Да и что может противопоставить обученный и сертифицированный старший дома директору УК, имеющему высоких чиновных покровителей?

 

Олег ПАРФЁНОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях