Поиск на сайте

На Ставрополье открылись студии анимации, где дети «лечатся», создавая мультфильмы

«Какая у тебя лягушка чудесная получается», - говорю я Никите, и он застенчиво отворачивается, прикрывая рисунок рукой. В анимационной студии детского дома идет четвертое занятие. На первых двух Никита просто штриховал коричневым фломастером угол листа, стараясь не поднимать глаз на волонтеров. Через неделю «приоткрылся», осмелел и взялся за болотную амфибию из «Дюймовочки».
Пройдет время, и Никитина лягушка оживет в настоящем мультфильме, который нарисуют, смонтируют и озвучат художники 6-12 лет. Создавать новые сказочные миры их научит мульттерапия - уникальный мягкий метод реабилитации детей, переживающих трудную жизненную ситуацию.
 

В 2008 году в одну из больниц Питера, в детское онкологическое отделение, пришли  аниматоры с сумками, полными планшетов, альбомов, фломастеров, и предложили детям нарисовать мультик.
К тому времени, когда первая мультистория вышла на проекционные больничные экраны, доктора и психологи сделали серьезные выводы о «несерьезной» работе волонтеров: создание фильма, «в ходе которого затрагиваются когнитивные и эмоциональные процессы, является одним из наиболее адекватных методов изменения состояния детей с проблемами в развитии», «помогает преодолеть внутренние страхи и комплексы», «вызывает сильную мотивацию борьбы за жизнь и здоровье».
Так родилась программа, не имеющая аналогов в мире, - мульттерапия, или лечение анимацией. Мультуроки появились в распорядке дня интернатов, больниц, реабилитационных центров и детских хосписов. В 2010-м проект получил поддержку Национального детского фонда, и анимационные студии начали открываться в регионах.
Пару месяцев назад специалисты фонда приехали с семинаром в Ставрополь. Рассказали воспитателям и студентам-волонтерам о том, как снимать мультфильмы и что для этого нужно: на первом этапе - пластилин, бумага, краски, гречка; на втором - фотоаппарат, штатив, осветительные приборы и ноутбук с простенькой монтажной программой. 
Слушатели мультипликационной лекции несколько часов рисовали, складывали картинки из сыпучих круп, двигали фигурки перед фотокамерой и в итоге сняли два фильма. Теперь учат этому своих подопечных - в георгиевской колонии для несовершеннолетних, ставропольском коррекционном детском доме №9, реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями и кабинете внешкольной работы на улице Бруснева в краевом центре.
Четыре мультстудии появились в крае благодаря Движению добровольцев Ставрополья, выигравшему грант краевого Минсоцразвития. Добровольцы заключили договор с Детским фондом, закупили штативы, ноутбуки и гречку и позвали в гости учителей из столицы.
На минувшей неделе на приглашение откликнулась ведущий психолог проекта мульттерапии, детский семейный психолог Лина Коган-Лернер. О том, как уроки анимации помогают «особым детям», она знает не понаслышке: Лина второй год «лечит мультиками» пациентов туберкулезного реабилитационного центра и центра патологии речи и нейрореабилитации в Москве.
«Сложное заболевание не повод отказываться от мульттерапии, просто техника в этом случае бывает важнее сюжета, - рассказывает Лина. - Работа с пластилином, крупой, шерстью вырабатывает моторные навыки и включает ребенка в творческий процесс, который может «аукнуться» неожиданными и славными результатами.
Не так давно в центре нейрореабилитации у нас занимался мальчик с аутизмом. Он почти не принимал участия в съемках и часами сосредоточенно копался в гречке. Строил бесконечные крупяные горки, иногда смотрел, как дети снимают фильм, а папа лепит из пластилина синего зайца и учит его «ходить».
У таких детей затруднена адаптация, всякая новая, незнакомая обстановка их пугает, поэтому мы считали хорошим достижением, что, приходя на занятие, Ваня узнавал комнату, сам подходил к полочке, доставал «свой» тазик, направлялся в «свой» уголок.
Когда группа просматривала готовый мультфильм, Ваня сидел рядом с нами и казался безучастным. Но на экране появился синий заяц, и мальчик буквально засиял от радости: показывал на зверушку пальцем, хлопал в ладоши – он узнал «папиного» персонажа!..» 
С иными задачами и трудностями сталкиваются педагоги самых «возрастных», 17-летних, ставропольских мультипликаторов – заключенных колонии для несовершеннолетних в Георгиевске.
Как побудить воров, насильников, убийц творить - пусть и в выдуманной реальности - что-то доброе, светлое, чистое? Как помочь им вернуться к нормальным ценностям, заменить мысли о насилии представлениями о дружбе, верности, любви? Готовых ответов и рецептов, увы, не существует. Для Национального детского фонда мульттерапия в георгиевской колонии - вообще первый опыт работы с оступившимися подростками, поэтому дорогу придется нащупывать вместе.
«Они могут мечтать о простых радостях, честной, спокойной жизни, но ни один не скажет об этом вслух. На публику все стремятся стать крутыми бандитами, - делится сотрудник колонии Максим Демин. – Они, как ежи, каждого готовы уколоть, и в то же время сами до смерти боятся уколоться.
На занятии один мальчишка слепил пластилиновую ворону – радовался, как маленький. Но зашел старший товарищ: «Что это у тебя за крокодил?» - и все, парень «отрезвел» и на мульттерапии больше не появляется. Двери во время занятий мы стали запирать на ключ, мальчишку стараемся вернуть, но как теперь его вытащить из скорлупы, в которую он спрятался?..»
Лина Коган-Лернер задумывается. «Пытаться что-то прогнозировать в этой ситуации бессмысленно. Да и вообще, в технике мульттерапии изначально заложено много неопределенностей. Создавая мультфильм, ребенок рассказывает о себе - своих страхах, надеждах, печалях. Он словно берет вас с собой в неведомое путешествие, и вы никогда не знаете, где окажетесь завтра.
Запирать дверь, чтобы создать безопасное пространство для такого путешествия, - хорошее решение. Человек, который творит, находится в  беззащитной позиции, ведь он рассказывает о себе самое сокровенное. Даже взрослым бывает страшно довериться миру».
…Месяца через три воспитанники детского дома №9 соберутся в актовом зале на премьере собственного мультфильма о Дюймовочке. Одним из его героев станет симпатичная большеглазая лягушка. Она будет плавать, квакать и разговаривать голосом Никиты. Может быть, похитит девочку с дюйм ростом, а может, принесет ей кувшинку с болота – сюжет этой сказки не задан взрослыми.
Но хочется верить: позиция мальчика, «оживившего» лягушку, уже не будет так беззащитна, как на первых уроках мульттерапии, и ему не захочется закрыть ладошкой свое творение. Он оставит в «Дюймовочке» страхи и робость и отправится в новое путешествие налегке.
 

Фатима МАГУЛАЕВА
 

Мамочка, я жду тебя
 

Мы продолжаем рассказывать читателям «Открытой» о воспитанниках ставропольского детского дома №9. Они мечтают о маме, папе, семейной теплоте, заботе и нежности. Взгляните, может быть, они ждут именно вас?

Аня Б., 7 лет.
Живая, активная, приветливая девочка. Отзывчива на ласку, любит играть в куклы и лошадки, слушать сказки, рисовать. Если взялась за дело, никогда не бросит его на полдороге. Аня - лидер в группе, очень ответственный, старательный, усидчивый ребенок.

Кирилл А., 5 лет.
Тоже отличается лидерскими качествами, он заводила в группе, жизнерадостный, позитивный мальчик. Очень подвижный, эмоциональный и сообразительный, схватывает все на лету. Большой любитель подвижных игр, конструкторов и машинок.
 

Куда обращаться: 355000, Ставрополь, ул. Дзержинского, 4«А», ГОУ «Специальный (коррекционный) детский дом №9». Тел.: 8(8652) 28-46-86

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях