Поиск на сайте

 

Ставропольская публика отдает предпочтение комедиям и историческим спектаклям, а модные новинки не принимает

 

Директора Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова Евгения Луганского можно увидеть в зрительном зале театра практически на каждом спектакле. Самый строгий зритель и критик, он готов смотреть одну и ту же постановку тысячу раз и каждый раз находить в них что-то новое. Евгений Луганский уже больше 20 лет руководит нашим театром. А на вопрос «Какое у вас хобби?» всегда отвечает: «Театр». О том, чем живет сейчас старейший на Северном Кавказе академический театр драмы, Евгений Луганский рассказал корреспонденту «Открытой».

 

- Евгений Иванович, в сочетании слов «директор театра» для вас главное слово «директор» или «театр»?
- Конечно же, театр. Директора могут меняться, а театр остается. Но в театре должен быть лидер, который руководит всем процессом. Главный критерий профессионализма театра – то, насколько он интересен зрителю. Если в зале аншлаг, а у касс очереди - вот это профессионализм!
- Сколько раз вы пересматриваете спектакли?
- Если хорошая постановка, могу смотреть ее бесконечно, потому что актеры каждый раз играют по-новому. Театр - это же не кинопленка, это искусство сиюминутное, и в этом его прелесть. Один из любимых спектаклей - «Пять пудов любви», фантазия на тему чеховской «Чайки». Я видел эту постановку много раз в различных театрах: и провинциальных, и столичных, поэтому мне есть с чем сравнивать.
Может быть, нескромно говорить, но считаю, что наша «Чайка» - одна из лучших. И это подтверждает успех спектакля на Третьем Международном фестивале в Санкт-Петербурге «Ученики мастера». Критики отметили виртуозную игру наших актеров: народной артистки России Натальи Зубковой, заслуженных артистов России Михаила Мальченко и Александра Ростова, Владимира Зори, Игоря Барташа, не обошли вниманием и молодых актеров Евгению Капралову, Александра Жукова и Ирину Баранникову.
Вообще Баранникова и Жуков - великолепная, на мой взгляд, не только семейная, но и актерская пара. Они потрясающе играют любовь - самое сложное чувство. И я рад, что эти ребята работают именно в ставропольском театре. Боюсь, что если бы мы остались еще на несколько дней в Питере, точно бы недосчитались нескольких актеров.
- Как вы думаете, стоит ли открывать в Ставрополе еще один драматический театр?
- Если это будет хороший театр, с профессиональными актерами, интересным режиссером, с продуманной репертуарной политикой, то, конечно, стоит.
Я считаю, что краю не хватает ТЮЗа. Потому что именно театр юного зрителя воспитывает публику для серьезного драматического театра.
Мы как можем стараемся восполнить эту пустую нишу и дважды в год выпускаем детские спектакли. Приглашаем выпускников Российской академии театрального искусства с режиссерского факультета ставить детские спектакли. Постановка «Чайки» стала возможна благодаря тому, что мы получили поддержку Федерального агентства по культуре. Теперь приглашаем молодых, талантливых столичных режиссеров в Ставрополь.
- Трудно попасть актеру в ставропольскую труппу?
- Если ты интересный актер, то нет. Мы сами заинтересованы, чтобы в труппу вливалась «новая кровь». Раньше ведь актеров обеспечивали не только работой, но и жильем. А сейчас мы, к сожалению, не можем пригласить в труппу артистов из других городов, поэтому растим свои кадры.
В прошлом году состоялся выпуск актерского факультета Ставропольского госуниверситета. Почти всех выпускников мы взяли на работу, а еще трое ребят уехали работать в один из театров Санкт-Петербурга. Так что мы гордимся своими выпускниками.
Но главное ведь не только пройти кастинг у художественного совета, но и то, как новичка примет труппа.
- Сейчас молодежь в театр, наверное, и калачом не заманишь?
- Что вы, в наш театр приходит очень много молодежи. И лично меня это радует. Если верить статистике, в городах постоянно в театр ходит всего лишь семь процентов населения. В нашем городе большая часть из них - молодежь.
- А столичные антрепризные спектакли, которые привозят в наш город, зрителей у местного театра не отбивают?
- Раньше думал, что отбивают. А сейчас понял, что зрительского внимания хватит на всех. Самое главное, что у публики сейчас есть выбор. И когда, выходя из зала, говорят мне, что наши спектакли лучше и наши актеры им ближе и роднее, для меня это лучшая похвала, и я горд за свой театр.
- Я знаю, что вы ездите в Москву смотреть премьеры, а какой из столичных театров вам нравится больше всего?
- Я чаще всего посещаю театр Константина Райкина. Мне нравятся пьесы, которые там идут. Это всегда современно, интересно, захватывающе.
- Отличается ли менталитет провинциального зрителя от столичного?
- В Ставрополе - тонкий зритель, с хорошим вкусом. У нас очень любят исторические, костюмированные постановки. Любят добрые спектакли. Здесь почти десять лет шел спектакль «Фаворит», «Королева Марго», «Шут Балакирев». Ставропольцы предпочитают зрелищные постановки, с удовольствием ходят на хорошие комедии.
А, например, ультрамодный в Москве жанр «новая драма», яркими представителями которого стали драматурги братья Пресняковы, у нас бы не прижился. Наверняка вы видели фильм «Изображая жертву», снятый по их сценарию, он получил Гран-при на фестивале «Кинотавр». Мы делали постановки в таком жанре, но зрительского интереса они не получали.
Кстати, в театре считается плохой приметой менять название пьесы. Однажды мы изменили название спектакля «Дядя Ваня» по Чехову на «Бац, опять промах» и… почему-то ни у зрителей, ни у актеров он не прошел. Артисты играли великолепно, а постановка скучная.
Поскольку театр один в крае, мы стараемся ставить разножанровые постановки, учитываем все зрительские вкусы. Вот сейчас пригласили внука великого Георгия Александровича Товстоногова – Егора. Он будет ставить на нашей сцене «Горе от ума». Премьера спектакля состоится в марте. Егор Товстоногов сейчас востребованный режиссер, нам стоило больших усилий пригласить его в Ставрополь.
- Если немного отвлечься от планов и поговорить о вас. Я знаю, что вы по образованию профессиональный актер. Это помогло вам в жизни?
- Еще как! Мне нужно было постичь эту профессию, прежде чем стать директором театра. На мой взгляд, невозможно стать хорошим руководителем, если ты не прошел все стадии профессионального роста.
Я поступил в ГИТИС на курс Иосифа Раевского, а после армии продолжил обучение на курсе Варвары Вронской - старейшего педагога ГИТИСа, ученицы самого Станиславского. Моими однокурсниками были звезды советского кино и театра: Ольга Остроумова, Юрий Еремин, Александр Ильин, Андрей Мартынов.
После окончания вуза был приглашен работать в Новосибирский ТЮЗ, где сыграл все ведущие роли от Иванушки в «Коньке-Горбунке» до Арамиса и герцога Бэкингема в «Трех мушкетерах». А через некоторое время Михаил Григорьевич Новиков, который в то время работал директором ставропольского театра, переманил меня на работу из Новосибирска в Ставрополь. И в 1972-м году я вернулся в наш театр, и никуда отсюда уже больше не уходил, за исключением двух лет работы в Костромском театре и пяти лет, когда работал министром культуры края.
- Помните свою первую роль здесь?
- Конечно. Я сыграл Карандаша в спектакле «Валентин и Валентина». А самая любимая моя роль - Белогубов в «Доходном месте», до сих пор помню досконально текст из нее. Могу хоть сейчас на сцену выйти и сыграть этого героя.
- Скучаете по сцене?
- Я для себя решил четко: либо играть, либо руководить. Актерство захватывает, ты будешь читать пьесы и искать роль для себя, а не для актеров из труппы.
- Что для вас все-таки театр?
- Театр - это островок добра, где очищаются и просветляются души. Единственное место, как и храм, где возникает общность людей, где человек имеет возможность получить радость и озарение. Театр поддерживает веру в жизнь, в любовь, понимание и прощение друг друга.

Беседовала
Элла ДАВЫДОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях