Поиск на сайте

 

 

Что такое «серость»? Словари трактуют это понятие в переносном значении – как «что-либо маловыразительное, посредственное, серое, унылое». В полной мере это относится к нашумевшей кинокартине, которую посмотрела автор «Открытой»

 
В прошлом номере «Открытой» была опубликована статья «От такой «клубнички» челюсть сводит» (№6 от 18 февраля с.г.), посвященная нездоровому ажиотажу вокруг низкопробной картины, бьющей рекорды популярности по посещаемости.
Автор задается вопросом: может, пора подумать о возвращении художественной цензуры? Материал вышел под рубрикой «Обсудим?!». При этом понятно, что касаемо самой картины, то и обсуждать, собственно, нечего. Куда более интересен сам феномен «торжества серости».
 
 
Самый кассовый, самый странный
 

Признаюсь честно: когда на выходных решила сходить с подругой на «Пятьдесят оттенков серого», то была настолько не в курсе «околокартинных баталий», что поначалу даже предложила составить нам компанию 14-летнему сыну. Ответ подростка шокировал: «Мам, и фильм дрянь, и папа запретил».

Оказалось, отец поставил сыну ультиматум: «Посмотришь «50 оттенков» - на два месяца останешься без компьютера». Я не сторонник тотальных запретов, если речь идет об истинных шедеврах киноискусства (в разумных пределах, конечно).

Но категоричность отца ребенка, который всегда отличался хорошим вкусом в кинематографе, меня озадачила. Уже тогда возникла мысль о зря потраченном времени и деньгах. Но любопытство пересилило...

За час до начала киносеанса мы попытались взять билеты в недавно открывшийся в Ставрополе кинотеатр «Киномакс». Однако выяснилось, что свободных мест нет. Сделав ссылку на популярность нового кинокомплекса, пришли в кинотеатр «Октябрь». Но и здесь нас ждало разочарование: все билеты были раскуплены.

Такой ажиотаж в тот момент показался добрым знаком: если фильм скучный, то откуда такой аншлаг?  Руководствуясь этой логикой, мы взяли билеты на следующий день, с удивлением, опять-таки, узнав, что все билеты на хорошие места уже распроданы.

Эта предыстория была бы лишней, но она хорошо объясняет, почему, выходя из кинозала после просмотра «самой кассовой премьеры года», мы были не просто разочарованы, а даже растеряны. Самым сложным оказалось найти разумное объяснение тому, «что это было и зачем это кому-то нужно»?!

Для тех, кто не видел и смотреть не собирается, вкратце обрисуем сюжет, спокойно умещающийся в несколько строк. Скромная студентка-выпускница, а «по совместительству» девственница Анастейша встречает молодого красавца-миллиардера Кристиана, который обещает ей безбедное существование за услуги сексуального характера. Девушка оказывается не промах, поэтому постельные отношения перерастают в любовные. Вот, собственно, и весь сказ.

Кинокартина «50 оттенков серого», созданная по одноименной книге Э.Л. Джеймс (обсуждать которую не буду, поскольку не читала), - это все та же история про золушку, полностью лишенную обаяния. Ставку авторы сделали на… садо-мазо. А в результате выдали зрителю в качестве «психологического киношедевра» эдакую «золушку», которой ее избранник навязывает свою сексуальную садомазохистскую модель поведения.

Что примечательно, проституция как тема не заявлена (напротив, героиню пытаются представить зрителю неким стыдливым ангелом), но торговля телом в той или иной степени в фильме присутствует. Невольно возникает вопрос к Анастейше: «Небось, не был бы так сказочно богат Кристиан, не позволила бы над собой измываться?»

Впрочем, не единожды на протяжении просмотра задумываешься и о другом: а все ли в порядке у главных героев с головой? Потому что идиотизм диалогов просто зашкаливает:

- Ана, мне нравится доставлять удовольствие через боль.

- Нет, я вижу, у тебя доброе сердце, зачем тебе это?

- Я никогда не изменюсь. Мне 27, я - сформированная личность.

Не могу утверждать, что точно передаю цитаты (мало что может заставить меня во второй раз пересмотреть даже отрывки этой «тягомотины»), но подобными «перлами» герои обмениваются на протяжении всей картины.

 
Торжество посредственности
 

«Мамино порно» - такой едкой характеристики удостоилась книга «50 оттенков серого» после того, как стали известны статистические данные продаж: большую долю среди покупателей составили замужние женщины старше 30 лет. Что вполне объяснимо для эротических изданий, особым успехом пользовалась электронная версия, которую можно было приобрести в интернет-магазинах.

Другой внушительной частью аудитории стали девочки-подростки и студентки. Впрочем, в зале кинотеатра дам бальзаковского возраста практически не наблюдалось.  Зато молодежь, четко ограниченная прокатом «18+», толпами осаждала кассы кинотеатра.

Я далеко не ханжа, но происходящее на экране назвать иначе как «порнографией», на мой взгляд, вряд ли возможно. Для любителей «клубнички» сразу оговорюсь. Термин «порнография» здесь нужно употреблять далеко не в сексуальном смысле, а лишь в значении «полная ерунда».

Откровенными сценами не только эротического, но и конкретно порнографического характера не брезговали многие известные режиссеры, в том числе и великие «столпы кинематографа»: Федерико Феллини, Педро Альмодовар, Питер Гринуей, Тинто Брасс, Пьер Паоло Пазолини...

Картины этих титанов кино могут шокировать, возмущать, вызвать эстетический шок, но они навсегда вошли в историю кинематографа.

«50 оттенков серого» не вписывается в этот ряд из-за своей исключительной серости. Кстати, название фильма в российском прокате прозвучало многозначительно из-за игры слов: фамилия главного персонажа – Грей, что в переводе означает «серый». Но если серый цвет действительно имеет множество оттенков, то в «серости» присутствует только посредственность. И эту посредственность не может смягчить ничто.

Некоторые кинокритики пытались найти в картине особый подтекст. Дескать, речь идет о кризисе феминизма, который побуждает женщин искать настоящих «самцов», «мачо-доминантов». Но даже если согласиться с таким доводом, предложенная история про двух глуповатых особей с интеллектом тинейджеров оказалась, мягко говоря, неубедительной.

И все же феномен безликой картины, получившей огромные кассовые сборы, действительно заставляет задуматься о многом. О том, что культивировать бездарность если не преступно, то, как минимум, безнравственно. О том, что рекламная индустрия в современном мире обладает столь мощной силой, что способна возвести на «пьедестал» откровенную халтуру.

Стоит ли возвращать художественную цензуру? Ответить на этот вопрос непросто хотя бы потому, что неясно, кто будет «вершить судьбами» кинокартин и чьи интересы будут лоббировать «судьи».

Единственный цензор с непререкаемым авторитетом – это время. Только оно может окончательно расставить все точки над «i», оставив в перечне культурного наследия планеты шедевры кинематографии.

Однако эстетический вкус нужно прививать с детства, а не кидать молодежь в пучину «кинонавоза». И в данном контексте время – далеко не лучший советчик.

 
Вместо послесловия
 

Согласно «Википедии», исследование ученых Университета штата Мичиган связывает чтение книги «50 оттенков серого» с нездоровым поведением: взрослые женщины, читавшие это издание, чаще страдают от запоев, у них выше вероятность иметь более пяти половых партнеров за жизнь, они чаще страдают расстройствами пищевого поведения; кроме того, партнеры чаще оскорбляют их. Вопрос, повлияло ли чтение книги на вышеперечисленное, в исследовании не рассматривался.

Впрочем, если говорить о фильме, то его негативное влияние очевидно и без научных изысканий. Авторы, по сути, навязали молодежи – а именно молодое поколение стало основной киноаудиторией - извращенную сексуальную модель поведения, трактуя ее не просто как норму, а как нечто возвышенно-романтичное.

Фильм абсолютно пустой, если судить по его смысловой наполненности. Если же задуматься о последствиях, связанных с формированием патологического мышления у подрастающего поколения, то они могут оказаться непоправимыми.

 
Александра РАШИДОВА
 
 
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий