В этом году мы отмечаем 318-й Новый год.
Совершим небольшой экскурс в прошлое и узнаем, как в России всеми любимый праздник появился
Царь повелел по-новому «лета счислять»
В России шел 7208 год от сотворения мира. Начало нового года отмечали 1 сентября (он имел особое название – Первый день во году). И вдруг привычное для обывателя течение времени нарушилось.
В конце декабря 27-летний царь Петр Алексеевич, всего год назад вернувшийся из путешествия за границу, где нагляделся на европейскую жизнь и загорелся желанием многое перенять у себя на родине, издал указ, круто изменивший жизнь россиян.
Он начинался так:
«Известно великому государю, что не только во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые великого государя подданные черкасы (малороссияне) и все греки, от которых вера наша православная принята, – все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова восемь дней спустя».
Российский историк Сергей Михайлович Соловьев заметил тонкий политический ход царя: «…впервые пред русским народом выставляется пример, авторитет народов близких, родных, пример православных славян».
Известно, все новое принимается в штыки. Понимая это, Петр Алексеевич как бы говорит своим подданным: мы отстали, надо догонять другие православные народы, уже принявшие новое летоисчисление.
Петр повелел «впредь лета счислять» с 1 января 1700 года от рождения Иисуса Христа.
В знак столь важного события «в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям… перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых – по образцам, каковы сделаны на Гостевом дворе и у нижней аптеки».
А «людям скудным» (бедным) надлежало поставить по дереву или ветке над домом или воротами и не снимать неделю.
1 января все должны были поздравлять друг друга с Новым годом. Как начнутся на Красной площади «огненные потехи» (фейерверки) и стрельба – всем знатным людям «на своем дворе из небольших пушечек, если у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится».
С 1 по 7 января ночью на больших улицах на свободных пространствах предписано зажечь огни «из дров, или хвороста, или соломы», а также смоляные бочки.
Москва погуляла вдоволь
Алексей Николаевич Толстой словно на «машине времени» побывал в Петровской эпохе. Как репортаж с места события воспринимаются созданные воображением писателя картины празднования первого Нового года в России:
«…Вприсядку отзванивали колокола на звонницах и колокольнях. Москва окутана была дымами, паром от лошадей и людей. Визжал морозный снег. Деревья гнулись от инея. В чаду стояли кабаки, открытые день и ночь. За дымами солнце поднималось румяное, небывалое, – отсвечивало на широких бердышах сторожей у костров.
Сквозь колокольный звон по всей Москве трещали выстрелы, басом рявкали пушки. Вскачь проносились десятки саней, полные пьяных и ряженых, мазанных сажей, в вывороченных шубах. Задирали ноги, размахивали штофами, орали, бесновались, на раскатах вываливались кучей под ноги одуревшему от звона и дыма простому народу.
Всю неделю до Крещенья гудела, шумела Москва. Занималась пожарами. Хорошо, что было безветренно. В город сбежалось много разбойников из окрестных лесов…
Царь с ближними… объезжал знатные дома. Пьяные и сытые по горло, – все равно налетали, как саранча, – не столько ели, сколько раскидывали… Напаивали хозяев до изумления и – айда дальше. Чтобы назавтра не съезжаться из разных мест, ночевали вповалку тут же на чьем-нибудь дворе. Москву обходили с веселием из конца в конец, поздравляя с пришествием нового года и столетнего века».
Как видно, царь понимал значение личного примера. Также знал, что если в Белокаменной примут новый праздник, то примут и по всей России. Расчет самодержца полностью оправдался. Вслед за москвичами праздновать Новый год начали и жители других городов.
Новый год в царской России
После Петра I и до наших дней
Нововведение Петра прижилось, «обрастая» разными атрибутами. При Екатерине II елка становится главной «участницей» Нового года. К середине XIX века ее начали украшать.
В конце XIX – начале XX века любимцами детишек становятся Дед Мороз и Снегурочка (до революции эти сказочные персонажи по отдельности участвовали в новогоднем действе).
В богатой семье. 1910 год
В советское время сначала к празднику относились благосклонно, желая придать ему чисто светский характер. Известно, сам Ленин в Сокольниках увлеченно водил хороводы с детьми вокруг елки, азартно играл с ними в кошки-мышки, пел песенку про елочку, раздавал подарки.
После смерти вождя большевики одно время пытались запретить этот праздник, но так как народ, по традиции, все-таки продолжал тайно его отмечать, в 1935 году было решено организовать для детей празднование Нового года.
А через два года на главной елке страны в Колонном зале Дома Союзов впервые Дед Мороз и Снегурочка (в статусе его внучки) становятся «родственниками» и равноправными ведущими.
В настоящее время главное новогоднее представление для детей проводится в Государственном Кремлевском дворце (в прошлом – Кремлевский дворец съездов). Главная елка России как магнит притягивает миллионы школьников и их родителей.
С 1948 года 1 января в СССР стало нерабочим днем. В 1993 году, уже в постсоветской России, граждане получили право не ходить на работу и на следующий день – 2 января…
Так постепенно россияне стали отдыхать положенную по петровскому указу неделю, плюс несколько дней (это всеми принимается без возражений) правительство всегда добавляет, чтобы народ поднабрался сил и весь год помнил самые длинные каникулы.
Поднимая бокалы в новогоднюю ночь, не забудем произнести тост и в честь Петра I – великого российского государя, подарившего нам замечательный праздник!
Геннадий БАРСУКОВ
Добавить комментарий