Ставропольский музей изобразительных искусств приглашает на выставку заслуженного художника КЧР Амина Узденова, чьи волшебные ковры
В экспозиции представлено больше ста войлочных изделий – это не только ковры, но и женские шляпы, жилетки, украшенные древними орнаментами. Также в коллекции присутствуют старинные предметы декоративно-прикладного искусства народов Северного Кавказа из домашнего музея художника. Заинтересует гостей и фотовыставка, рассказывающая о быте, обычаях, традициях горских народов.
Амин Узденов принадлежит к древнему и знаменитому роду, рос в многодетной семье в атмосфере любви, труда и уважения к национальным традициям. Отец Амина проработал много лет плотником, изготавливал оригинальные столярные изделия. Мама с молодых лет славилась умением создавать удивительные по красоте шерстяные вязаные изделия.
Мастерская самого Амина занимает в его большом доме центральное место. Секреты мастерства по изготовлению кийизов - войлочных ковров из натуральной овечьей шерсти - Амин Узденов познавал у мастериц в творческих экспедициях: он много путешествовал по селениям Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.
До наших дней сохранились войлочные ковры, сделанные в пятом веке до новой эры. Удивительно прочные, теплые и мягкие, они широко использовались в быту кочевников. Разложенные на земле и развешанные на стенах степных кибиток и юрт, войлочные ковры защищали от морозов и дождя, сырости и зноя. Позже, когда многие кочевые народы стали вести оседлый образ жизни, коврами застилали пол, завешивали плетеные или каменные стены. На коврах спали, а наиболее тонкими и красиво выделанными укрывались, как одеялами.
Настоящий раритет в семье Узденовых - сохранившийся кийиз прапрабабушки – уникальная вещь, пережившая четыре поколения, революцию, Отечественную войну и выселение.
На изготовление кийиза уходит от недели до нескольких месяцев. Это тяжелая физическая работа. Процесс очень трудоемкий, сложный и кропотливый: шерсть нужно начесать, помыть, покрасить и лишь потом валять.
При создании своих ковров Узденов использует народные рецепты обработки шерсти. Если раньше использовалась только черная и белая шерсть, то не так давно стали использоваться фабричные красители, с применением которых обогатился узор и колорит ковра.
Для войлочных ковров применяют грубые сорта овечьей шерсти осенней стрижки. Основным элементом узора войлоков Карачая и Балкарии являются «бараньи рога» - ритуальная эмблема кочевников. На выставке этот знак можно увидеть практически на каждом кийизе.
Вместе с тем у Амина есть немало лиричных работ. В национальное ремесло он внес новшество: вместо узоров выложил стилизованные пейзажи Кавказских гор в нежных красках. Здесь есть «Эльбрус в лучах заката», «Осень в Домбае», «Весенний луг», «Сумерки».
Как рассказал художник, войлочные ковры обладают не только художественно-эстетической ценностью, но и лечебными свойствами. Если ломит спину или болит горло, нужно просто лечь на ковер - и боль отступает.
В создании ковров Амину помогают сыновья Алхаз и Руслан, ученики младших классов. Мальчики уже сами научились изготавливать ковры, на выставке можно увидеть их работы – «Веселая мозаика», «Семицветик», «Следы».
Экспозицию семьи Узденовых «Войлоки. Традиции и современность» можно увидеть в музее изобразительных искусств до середины декабря.
Добавить комментарий