Поиск на сайте

В краевом центре открылся кабинет игровой терапии: здесь дети поправляют здоровье, решая компьютерные задачки

 
В канун 8 Марта в Ставропольском реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями царила почти новогодняя суета. В игровом зале установили громоздкую аппаратуру и занесли ворох праздничных нарядов: это городская фотостудия «Колибри» приготовила для ребят и их мам необычный подарок - детские костюмированные съемки с элементами аквагрима.
Маленькие пациенты с удовольствием примеряли императорские камзолы, пиратские треуголки, крылья бабочек и драконов, а затем выстраивались в очередь к художнице-аквагримеру Наталье. Та добавляла последние штрихи к сказочным образам: коснется губкой детского лица - и на щеку «подсолнуху» присядет божья коровка, а под глазом у «пиратки» расцветет хвостатая звезда...
У пятилетней Полины на лице расправила крылья рыжая бабочка. «Эти краски безвредные, - объясняет художница Полиной маме, - легко наносятся, долго держатся, не вызывают раздражения, смываются теплой водой...»
В общем, догадалась Поля, можно вернуть в студийный гардероб крылья из прозрачного газа, пышную юбку и смешные гольфы в полосочку, натянуть будничное платье и теплые колготки, и все-таки сохранить у себя немного волшебства, всего лишь... отказавшись умываться.
Она так и поступила и прямо с бабочкой на лице отправилась на занятие в класс Биологической обратной связи (БОС).
Этот удивительный кабинет открылся в центре пару недель назад и стал еще одним подарком мамочкам к 8 Марта. Если говорить языком специалистов, уникальная технология  основана «на применении немедикаментозного метода лечения, позволяющего регистрировать физиологические параметры организма (ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции) и с помощью приборов преобразовывать полученную информацию в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка».
На деле это выглядит так. Поля усаживается в большое мягкое кресло, к ней крепят  датчики, которые измеряют температуру тела, считывают информацию с мышц и выводят ее на мониторы двух компьютеров: для специалиста - в виде графиков, для ребенка - в виде анимационных картинок.
На Полином экране - уютный домик на лесной полянке. Девочке надо «вырастить» под его окнами цветы. Добиться того, чтобы из земли показался росток, вытянулся вверх и распустился розовым цветом, можно, просто... расслабившись. Стоит Поле чуть напрячься, цветок перестанет расти. Так, играя в садовника, девочка начинает «видеть», как работают ее мышцы и учится ими управлять.
Следующее задание сложнее. На мониторе топчутся два дракончика: синий слушается левую руку игрока, розовый - правую. Напрягаешь мышцу - дракон стоит, расслабляешь - движется. «Пускай розовый стоит на месте, а синий бежит к нему навстречу, - дают задание Полине. - А теперь наоборот... Молодец! Оба остановились... И побежали по своим делам...» 
Сообразить и заставить мышцы слушаться (одни «отпустить», другие напрячь), нелегко, и в конце сеанса подуставшей ученице включают мультик. Он, правда, тоже необычный: смотреть его можно только расслабившись - малейшее мышечное напряжение безжалостно «смазывает» картинку.
Вроде бы все просто, но для ребят с диагнозом ДЦП, которые в основном и ходят на игровую компьютерную терапию, задания на релакс невероятно сложны. Таким детям свойственно нещадное мышечное напряжение: у трехлетнего ребенка две-три мышцы могут быть сжаты с такой силой, словно у взрослого мужчины, копающего землю.
А БОС-сеансы, говорится в инструкции к аппарату, позволяют пациенту «достигнуть общей нервно-мышечной релаксации, снизить уровень психоэмоционального напряжения, привести в баланс симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы...» При этом ребенок «запоминает» оптимальное для себя состояние и начинает поддерживать его неосознанно - уже без помощи драконов, нежных компьютерных цветов и «капризных» мультиков.
 

Фатима МАГУЛАЕВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях