Поиск на сайте

20 лет назад ушёл из жизни известный российский поэт, наш земляк Александр Екимцев

 
Лучшие стихи его – и детские, и взрослые – родились здесь, на Ставрополье. Я близко знал Александра Екимцева, его творческую кухню и долгие годы дружил с ним.
В конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века я работал в краевой молодежной газете «Молодой ленинец». Александр Ефимович часто заходил к нам, и редакция предоставляла ему возможность публиковаться на страницах газеты. Его поэмы «Фронт над облаками» и «Брянский лес» впервые были напечатаны именно в «Молодом ленинце». И я всегда с волнением читаю и слушаю проникновенные строки поэта:
Из дремучих, задумчивых
Брянских лесов я,
Друг мой, друг,
Ты со мной сейчас помолчи.
Слышишь – сосны стозвонные,
Струны басовые –
Кто-то трогает, трогает
В тихой ночи...

…Так начиналась литературная передача о творчестве Александра Екимцева «Разреши мне грустить о тебе», которая звучала в эфире Ставропольского краевого радио почти 43 года назад, в августе 1969 года, когда поэту исполнилось 40 лет. Подготовил ее журналист Владимир Ушаровский, а вели передачу актеры Ставропольского драматического театра им. Лермонтова Лидия Шапоренко и Валерий Исаев.
Если включить на компьютере диск с той передачей, запись которой хранится в фондах краевого радио, мы услышим и чудные голоса актеров, и голос самого поэта, и вновь дотронемся до узоров его стихов и испытаем те же волшебные чувства добра и света, какие испытывали в ту далекую пору современники Александра Екимцева.
...И санный след, и след колес
И в полночь разглядел бы я:
Светло в России от берез,
Светло от снега белого.
От меловых заречных круч
И вишен цвета сильного,
От новых срубов,
Белых туч,
Плывущих над Россиею.
И счастлив тем, что здесь я рос,
И то мне сердце радует,
Что снежный свет
Родных берез
На всю планету падает!

Он оставил 29 книжек великолепных стихов для детей и взрослых романтиков. Еще Александр Сергеевич Пушкин писал: «В мире нет ничего выше музыки, но и та – поэзия». И стихи Александра Екимцева действительно звучат, как музыка:
Светите белые березы,
Светите рощам и полям,
Светите пашням и покосам
И одиноким журавлям.
Светите селам и деревням
И тихой речке под мостом,
Пусть проникает свет ваш древний
И в каждый пруд, и в каждый дом...

– Да, березы – это верстовые столбы поэзии. Всегда придут новые люди и скажут по-своему, а березам, по-моему, в русской поэзии светить вечно, – говорил поэт почти полвека назад.
Александр Ефимович поздно пришел в поэзию, но сделал в ней очень много. После окончания Московского государственного института культуры в 1960 году он приехал в Ставрополь, работал в библиотеке и, конечно же, занимался творчеством. И в 1962-м в журнале «Мурзилка» печатается первая подборка его детских стихов. Агния Барто дает им высокую оценку. В том же году в краевом книжном издательстве выходит первая книжка поэта для детей «Десять добрых тропок». 
А потом наступают 70-е – самые урожайные в творчестве Александра Ефимовича годы. Издаются его новые книги «Дедушка Туман», «Белый ливень», «Деревушка на сосне», «Шишки под осиной», «В последних числах декабря». Он вступает в Союз писателей СССР.
Апофеозом стихов для детей стала его книжка под названием «Хоровод загадок».
Дети, они тоже его березки. По лесам, по полям, по лужайкам ходит поэт и советуется - с цветами, с кротами, с ежами, с туманами: что ребятам сказать, чем ребят удивить? «И несут ему цветы, и несут ему кроты, и несут ему ежи, и несут ему туманы сказок полные карманы».
На днях зашел я в библиотеку имени поэта. Встретился с Ларисой Борисовной Какабадзе. Она давненько работает здесь заместителем директора. Разговорились. Вспомнили Александра Ефимовича.
– Эти памятные дни мы отмечаем вместе с дочерью поэта Лилей поклонением могиле Екимцева, организацией выставок и встреч с читателями, – говорит Лариса Борисовна. – Специалисты библиотеки на базе стихотворных загадок поэта подготовили в электронном виде мультимедийную книжку «Почитаем – угадаем», которая отправлена в каждую детскую библиотеку (а их в крае 65). Она позволит ребятам не просто познакомиться с творчеством поэта, но и увидеть персонажей его книжек, поиграть с ними.
Кроме того, в библиотеке создана полнотекстовая база данных «Чудесная страна Александра Екимцева», которую уже выложили в Интернет. А еще сотрудники оформили постоянно действующий стенд о жизни и творчестве поэта, а на абонементе организовали читательский уголок, где ребята оставляют отзывы о прочитанном и свои творческие работы – рисунки, лепку, разные поделки.
Так что творчество поэта живет не только в его стихах, но и, благодаря энтузиастам и профессионалам, сохраняется в повседневном бытии и в сознании детей. Жаль вот только, что у библиотеки нет своего издательства или средств для переиздания произведений Екимцева - ранее изданных книжек просто не хватает.
Да, знакомая картина нашей повседневности. А вот его детство… Оно катилось по щекам совсем не детскими слезами – горькими от едкого дыма пожарищ. Его деревня трижды горела за одну войну. Черными, перепачканными галчатами сидели они на печных трубах, тоже одиноких и бездомных. И от этого спешит он в стихах, бежит по лесам и полям, чтобы побольше собрать детям радости.
– И еще, может быть, от понимания того, что дети больше всех на свете нуждаются в счастье, – не раз повторял поэт. – Вот такое понятие у меня…
И тут же создавал волшебные строчки нового стиха под названием «Дедушка Туман»:
Лес в карман, поля в карман
Спрятал дедушка туман,
Спрятал копны и стога,
И лужайки, и луга,
Даже солнышко в карман
Спрятал дедушка туман.
Только он совсем забыл,
Что карман дырявым был.
За рекою в гору лез,
Потерял поля и лес,
Потерял потом луга,
Копны сена и стога.
У высокого кургана,
Что дремал костра дымок,
Из дырявого кармана
Солнце вылезло само.

…Вспоминается и такое. Воскресным августовским днем мы - Саша, я и краевед Владимир Парфененко - по какому-то поводу встретились в старом парке у прудика, по глади которого скользили чудо-лебеди. Александр Ефимович рассказывал нам об истории парка. Надо отметить, что историю Ставрополя он знал в мельчайших подробностях и не раз поражал нас описанием исторических деталей.
Когда мы в уютном кафе распили бутылочку самого «крутого» в то время и популярного в журналистских кругах вина под названием «Портвейн-777», речь зашла о музыке, литературе и поэзии. Екимцев любил их глубоко и самозабвенно. Саша стал читать только что написанные стихи «Разреши мне грустить о тебе». Я вслушивался в музыку стиха, она будила недавние воспоминания, рождая мелодию. Я напел ее. Саше понравилось. А Володя Парфененко, оценив мотив, вызвался саккомпанировать. Но где?
Саша, характерным жестом стукнув себя ладонью по лбу, произнес:
– Пойдем к Ирине Ивановне…
Через несколько минут мы вошли в дом на улице Дзержинского, напротив выхода из парка, где сегодня располагается музей имени Коста Хетагурова. Пожилая женщина, всплеснув руками, принялась обнимать Александра Ефимовича, восклицая:
 – Саша, как я рада, проходите.
Оказывается, в этом доме бывал, а одно время проживал Коста Хетагуров, и эта женщина, тогда еще девочка, помнила великого осетинского поэта...
В углу большой комнаты стоял старинный черный рояль. Володя Парфененко, испросив разрешения, прошел к нему, и зазвучала мелодия.
Через неделю мне позвонили с краевого радио. Это был Вольдемар Ушаровский – талантливейший журналист. Он готовил передачу о творчестве Александра Екимцева к его 40-летию. И, как он объяснил, передача уже готова, но не хватает заключительного аккорда. Я говорю: «Так нужно найти Парфененко. Он вчера записал ноты на стихи Саши, а листок унес с собой».
Парфененко пригласили в студию, меня попросили спеть у микрофона. Так я впервые попал в эфир...
А вообще-то наша дружба и творческое сотрудничество с Александром Ефимовичем, начавшись еще в 70-х, продолжались долгие годы. Его нельзя было не уважать за трепетную любовь к природе, к истории родного края, ко всему прекрасному, что есть в жизни, на земле. Саша вечно страдал от бытовой неустроенности, от безденежья. Когда он написал поэму «Брянский лес», мы сразу напечатали ее в молодежке и выплатили повышенный гонорар. А потом была его поэма о битве с фашистами в горах Кавказа «Фронт над облаками». И тоже первая публикация в молодежной газете края. Как жаль, что нет сейчас такой газеты.
…Безвременно ушел из жизни Александр Ефимович, нет на земле и Вольдемара Ушаровского. Но память о них живет, звучат их добрые голоса и будят в людях добрые чувства – чувства любви к Родине, к жизни.
А еще Саша очень любил море и особенно, как его маленькую частицу, Сенгилей. Иногда мы садились в мой старенький «Москвич» и мчались к Лохматому кургану, который высится к востоку от озера. Екимцев мог часами сидеть на кургане. Оттуда открывается вид на это сказочное озеро, а за ним и на другое – Новоегорлыкское со станицей Сенгилеевской на левом берегу, а справа на север в прозрачной дали в хорошую погоду видятся контуры труб Ставропольской ГРЭС.

 

Николай МАРЬЕВСКИЙ,
журналист

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях