Поиск на сайте

 

 

Как ставропольские педагоги и медики помогают детям с нарушением слуха 
 

Представьте: вы не слышите. Словно стеклянная стена отделяет вас от всего мира, от всей жизни. Нет, не так: вы никогда не слышали, вы не знаете, как звучат переборы гитары, шум улицы, звон посуды, голос мамы... 
В таком замкнутом, безмолвном мире живут дети с патологией слуха. Но есть в Ставрополе место, где им помогают разрушить тишину, – специальная общеобразовательная школа-интернат №36.
 

«Мы вас любим!»
Возле Центрального парка, в тени раскидистых деревьев, стоит старинное здание 1861 года постройки. До революции здесь размещалась Ольгинская женская гимназия, а последние 90 лет учат детей, казалось, обреченных на жизнь в тишине, слышать мир вокруг себя. Руководит школой – уже более четверти века! – заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения Татьяна Григорьевна Захарина. 
Открываешь двери этого дома – и в глаза бросаются слова, выведенные заглавными буквами на доске у входа: «ДОРОГИЕ ДЕТИ! МЫ ВАС ЛЮБИМ!» Рядом к стене прикреплен листочек с трогательными, по-детски нескладными строчками: 
За стадионом, за домами
Школа такая есть.
Там дети с умными глазами,
Грамот не перечесть.
Там школа чистотой искрится,
Там и микробов нет.
Каждому наша школа снится,
Каждому дарит свет.
Стены украшает множество дипломов и наград. Должно быть, удивительные дети… Ну что ж, пора знакомиться со школой, дарящей свет...
 

«Рабочие» каникулы
На часах 9:15, а в школьных коридорах непривычно тихо: за окнами лето, ученики разъехались по домам. Но в 150-летнем доме и не думают отдыхать – каждые каникулы, четырежды в год, здесь работают группы кратковременного пребывания для дошколят с нарушением слуха, их мам и пап. 
- Сегодня самая серьезная проблема состоит в том, что родители поздно начинают обучение деток, – сетует Анна Попушой, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. – Особенно часто подобное происходит в селах, хуторах. 
Взрослые не сразу замечают патологию, думают, ребенок просто не говорит, не подозревая о проблемах со слухом. А таким малышам необходимо именно дошкольное специальное образование. Если к пяти годам их не научить говорить, читать, считать, мыслить и вслушиваться, то они действительно станут иными, «особыми», со своим микромиром, из которого уже не вынырнут...
В школе мир, наоборот, становится безграничным. В «детсадовских» группах для воспитанников проводят групповые и индивидуальные занятия, например, уроки по развитию слухового восприятия и формированию произношения у сурдопедагога Виктории Коростелевой. Учитель на слух дает ученику речевые единицы, которые потом расширяет (звуки, слоги, слова, предложения). Ребенок должен услышать их и воспроизвести – написать или нарисовать, то есть показать, как он понимает смысл речевой единицы. 
Виктория Владимировна объясняет: «Если человек поломал ногу, то после снятия гипса он должен ее разрабатывать. То же самое и со слуховым нервом. Если его не тормошить и не развивать, то постепенно слуховые клеточки умирают, и их уже не восстановить, как и любые клетки в организме. И данные занятия как раз и направлены на то, чтобы заставить эти клеточки работать. Моя задача – научить ребенка слушать и слышать, то есть анализировать и правильно реагировать». 
Представьте, если незрячему начать описывать облако, разве он поймет, что это? Так же и здесь. Детки одевают слуховые аппараты и слышат звуки. Но, чтобы заговорить, малыши должны научиться понимать эти звуки. 
При нас мальчик Дима произнес целое слово «кот», и это был прогресс. «Молодец, золотце мое», – сказала Виктория Владимировна и радостно посмотрела на маму мальчика. А вот пятилетняя девочка Сашуля уже умеет пересказывать целые тексты. Кстати, она собирается идти в обычную школу, и, по словам педагога, обязательно справится. За три года обучения Сашуля совершила огромный скачок. Девочка и говорит, и читает, кажется, она родилась уже болтушкой. Сейчас Саша работает над звуком «ц», так и хочет его «проглотить» и назвать цыпленка «сыпленком». 
Занятия проходят в игровой форме, ведь дети есть дети. Игрушки, пианино, куклы… И даже сундучок с секретом у Виктории Владимировны всегда найдется. Ну как тут не увлечься учебой?! И все равно находят время отвлечься. Дети!

 

Чудо-шахта для здоровья
Братья Максим и Артем Гусевы – двойняшки. Но при внешнем сходстве у них есть отличие: у одного нарушен слух, а второй пришел в школу за компанию. По словам их папы, Владимира Александровича, мальчишки не расстаются ни на секунду. Дома любят рисовать, собирать пазлы, смотреть мультики и драться подушками. В школе, конечно, подушек им не дали, но зато карандашей и игрушек – сколько угодно. И уже после первого занятия папа услышал от братьев: «Когда пойдем опять?» 
Назару Курганову и его бабушке в школе тоже все очень понравилось. Да и вообще, отзывы всех родителей однозначны. По их словам, дети на занятиях раскрываются. Конечно, малыши находятся здесь впервые и чувствуют себя не совсем уверенно. Что-то не получается – к родителям. Что-то сделали – к родителям. От них не отходят: спросить или просто похвалиться. Ведь одобрение родных для ребят – самое важное. 
Еще один огромный плюс для взрослых, которые приводят своих чад в 36-ю школу, – детвора здесь практически не болеет! Внутри двухэтажного здания «прячется» целая больница. Самым интересным местом нам показалась «соляная шахта». Это небольшое помещение, потолки и стены которого состоят из специальной соли. Ощущение, будто находишься в пещере. И даже сталактиты сверху свисают. Для развлечения – аквариум и расслабляющие звуки леса. 
Заведующая медчастью Лариса Сариева говорит о назначении чудо-шахты: «Процедура длится около 20 минут и служит средством профилактики вирусных инфекций. Это полезно для деток с бронхолегочной патологией, для тех, кто подвержен заболеваниям носоглотки, и вообще – повышает иммунитет».
Следующими по расписанию стоят занятия с психологами. В классе светло и уютно, он больше похож на игровую комнату, чем на учебную аудиторию. Педагог-психолог начинает занятие. Нужно раскладывать картинки, рисовать. Ребят в подгруппе всего четверо. Девочки что-то усердно выводят на бумаге. Как вдруг один из мальчиков начинает кричать и требовать телефон, чтобы поиграть. Психолог на слезы и детскую истерику реагирует спокойно и быстро занимает малыша игрой, только уже не за столом, а на полу, на мягком ковре.
Постепенно все дети перемещаются сюда же, их уже ждут кубики, мозаика. Урок пролетает незаметно. И мы перемещаемся из класса в настоящий детский рай – в комнату с огромными мягкими кубиками, горками и мячиками! Какая уж тут тишина! Ребята с таким восторгом погрузились в игру, что, глядя на них, нам вдруг захотелось построить из кубиков волшебный замок и залезть на самую вершину... 
 

Путь в большой мир
Как говорилось выше, у школы целое море наград и дипломов. Кроме того, здесь нет ни одного кабинета и ни одной стены, которые бы не были украшены детскими поделками в аккуратных рамочках. Жизнь у воспитанников 36-й школы творческая, насыщенная. Малыши рисуют, лепят, мастерят цветы из бисера, занимаются спортом – футболом, легкой атлетикой (уже двое выпускников выступают за честь страны в сборной России по легкой атлетике). Мало того, они поют, танцуют и даже ставят спектакли! 
В школе есть собственный театр-студия «Вдохновение». И тут уж Станиславский точно сказал бы: «Верю!» Детский коллектив уже в третий раз подтверждает звание образцового, является неоднократным лауреатом международных, всероссийских, краевых и городских конкурсов и фестивалей. Руководитель студии – Виктория Коростелева, и в ее словах столько гордости за своих детей, столько заботы! Они зовут ее просто: тетя Вика…
Сейчас в школе проживают около 170 детей. Для них школа – действительно второй дом. И обстановка здесь домашняя. Рядом всегда воспитатель, друзья. Общение в избытке. Этот опыт самый важный для любого человека, а для этих деток – вдвойне. Ведь основная задача их обучения – интеграция в слышащее общество, где никто не будет объясняться на пальцах. Между собой дети могут общаться по-всякому, дома придумывают свои собственные знаки, и язык жестов никто не отменял. 
Но основным средством общения должна стать речь. Именно поэтому в школе установлен слухоречевой режим, и взрослые стараются не использовать жестовый язык. Их главная цель – научить ребенка слышать мир и отвечать ему. 
В школе живут две черепашки в своем собственном бассейне. И, кажется, они понимают детей. Одна из них постоянно сбегает (так сказать, в большой мир), и свободно гуляет по школе – как и все, жаждет общения.
 

Оксана ВЕРЕМЕЕНКО,
Татьяна ЧЕРНОВА,
студентки 2-го курса факультета филологии и журналистики СГУ

 

Анна22 августа 2012, 13:12

Знаю я очень хорошо Коростелеву Викторию Владимировну. Огромной души человек... Педагог, Мама и Бабушка - она Человек с большой буквы. Очень ею горжусь.

 

Андрей28 июля 2012, 18:25

Я УЖ БЫЛО ПЕРЕПУГАЛСЯ...ДУМАЛ НЕГОДЯИ ОТ ЦИВИЛИЗОВАННОЙ КОРРУПЦИИ ГРЯЗНЫЕ РУКИ ХОТЯТ ЗАПУСТИТЬ! СЛАВА БОГУ,что все нормально!



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий