Поиск на сайте

В свет вышла книга о творчестве ставропольских писателей и поэтов XX века. Прочтите обязательно – не пожалеете!

 

Предпринята первая серьезная попытка рассказать о литературе края минувшего столетия. На смелый шаг отважилась доктор филологических наук, старейший профессор СКФУ Людмила Петровна Егорова, выступившая не только автором истории ставропольской литературы, но еще издателем книги за собственные сбережения. Перед нами яркое подтверждение того, что в наше время беззаветное служение науке неотделимо от умения жертвовать, в том числе финансово.

 

То, что «История литературы Ставрополья. XX век» уникальна, сомнению не подлежит, ничего подобного в крае не издавалось. Решиться взглянуть на литературу целого столетия непросто, ибо работа эта требует неимоверных энергетических затрат, владения темой и невозможна без любви и понимания тех, кто созидал за письменным столом.
Одни имена творцов хорошо известны, другие только предстоит высвободить из забвения (Алексей Славянский, Михаил Хоменко, И. Борисенко); одни были в зените славы, осыпаемы наградами и почестями, других запрещали, преследовали, унижали; одних будут издавать и читать, другие заинтересуют лишь филологов.
Всё это ставропольская литература – одновременно высокая и посредственная, захватывающая и скучная, но уже прошедшая сквозь сито минувшего столетия. Она и стала живой историей минувшей эпохи – сложной, неоднозначной, трагичной, полной побед и свершений.
Книга вместила в себя более сотни имен, на некоторых автор остановилась отдельно: Илья Сургучев, Иван Егоров, Семен Бабаевский, Владимир Гнеушев, Иван Кашпуров, Виктор Бабиченко, Вадим Чернов, Георгий Шумаров. Все они, как в мемуарах писал Чернов, «речки, ручейки, родники, впадающие в великую Волгу российской словесности».
Первые публикации Людмилы Егоровой, посвященные истории литературы на примере произведений Михаила Усова и Алексея Малышева, появились в альманахе «Ставрополье» еще полсотни лет назад. С тех пор из-под ее пера вышло немало очерков, научно-популярных статей о писателях, поэтах, критиках, но книга стала первым научным трудом.
В ней нет распространенного деления литературы на дореволюционный и советский периоды. Если и есть какое-нибудь деление, то связано оно с хрущевской оттепелью. И до и после нее у писателей были общие темы и устремления, однако на творчестве сказались именно изменения общественного климата, привнеся в него свободу, смелость, раскованность.
Непростой вопрос: чем вообще ставропольская литература отличается от любой иной, скажем, орловской или новгородской? Выделиться на общем фоне любой региональной литературе, кроме разве что национальной (тут действуют иные ориентиры), очень сложно.
Но, судя по книге, такое право ставропольские писатели и поэты своим трудом заслужили. По-другому, чем на Кубани и Дону, рассказано о судьбе казачества. В особых тонах запечатлена Гражданская война. Свой отпечаток на литературу наложил аграрный уклад края.
Большинство имен, собранных в книге, певцы советской эпохи. Взять того же Семена Бабаевского, яркого представителя соцреализма, лауреата трех Сталинских премий, писателя, обласканного властью. Его произведения расходились в огромных тиражах у нас и за границей. Но в перестроечные годы он оказался под глыбами собственных книг. Писателя перестали читать и чтить, о нем забыли.
Но значит ли это, что Бабаевский – бесталанный певец тоталитарной эпохи, поощряемый и вознесенный на литературный олимп за политическое приспособленчество, тенденциозный и приторный?
Нет, конечно. Пришло время взглянуть на того же Бабаевского как на художника, перечитать его романы «Кавалер Золотой звезды» и «Свет над землей» – хотя бы для того, чтобы восхититься правдивыми зарисовками колхозников, чабанов, рабочих. Кто о них вообще сегодня пишет? А в книгах Бабаевского все они – герои!
Едва в 1970-х прозвучала проблема воспитания, как этой теме были посвящены сотни книг. Да, все они разного художественного достоинства, но едва ли даже самое неудачное из произведений уступает школьным сериалам, что крутят по телевизору сегодня.
Ушло время, когда скромный очерк, рядовая заметка в районке вдохновляли на создание повести, которой потом зачитывалась страна. Ушло время восприятия реальности через художественное произведение – все больше через ТВ, Интернет.
А из книг руками самих авторов вычеркнут человек труда вместе с великими стройками, преображающими мир. Современные писатели с головой окунулись в лирику, позабыв о личности.
Очень, к слову, похоже на то, что происходит и в живописи, – портрет практически вытеснен картинами с изображением чего-то неопределенного, в полутонах, с размытыми чертами.
Верхняя временная планка «Истории ставропольской литературы» отмечена концом 1980-х. Дальше начинается наше время, к осмыслению которого мы, возможно, еще не готовы, последние три десятка лет не стали историей. Писатели полны творческих замыслов, сочиняют, и с научной меркой подступиться к ним непросто.
Однако начало творческого пути ряда известных современных ставропольских писателей, вошедших в литературу в конце 1980-х годов, все же нашло свое отражение в книге. Это Владимир Бутенко, Николай Сахвадзе, Иван Аксенов, Станислав Подольский, Виктор Кустов. Не будь у Людмилы Петровны огромного домашнего архива, написать книгу, наверное, было бы невозможно. Неоценимую помощь в подготовке издания оказали сотрудники отдела краеведческой литературы и библиографии Лермонтовки – именно им автор и посвятила свой кропотливый труд, скромно назвав его «эскизом, сделанным в общих чертах».
Современная российская действительность такова, что людей у нас забывают быстро. Людмила Егорова, по большому счету, написала книгу о наших отцах и дедах, интеллигенции, творческом авангарде края.
Хорошо, что есть среди нас подвижники, которые наводят мосты между поколениями, связывая такое противоречивое прошлое и настоящее.

 

Олег ПАРФЁНОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях