Поиск на сайте

Быть или не быть электричкам на Кавминводах?
 

Пригородные железнодорожные перевозки еще с советского времени были планово-убыточным видом перевозок: ну просто невыгодно возить пассажира на короткие расстояния. Российское правительство придумывало разные способы, как «оживить» эту отрасль.
Скажем, четыре года назад право устанавливать тарифы было передано на уровень регионов: тогда стоимость проезда в пределах одной «зоны» (это 10 километров) составляла 10 рублей.
Два года назад для обслуживания электричек были созданы отдельные юрлица – 24 пассажирские компании. Например, в нашем регионе это «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» (СКППК), 74% в которой принадлежит ОАО «Российские железные дороги», а 26% – администрации Ростовской области.
У нее заключен договор с правительством каждого субъекта Федерации об организации перевозок. В этом документе определены маршрутная сеть, необходимое количество рейсов (то есть количество пар пригородных поездов на каждом направлении). При этом ОАО РЖД предоставляет пригородным компаниям в аренду железнодорожную инфраструктуру, то есть рельсы.
Поскольку теперь пригородные перевозки осуществляются на основе госзаказа (который определяют региональные власти), то чиновники обязаны оплачивать перевозчикам выпадающие доходы.
Например, в краевом бюджете на прошлый год было заложено около 30 млн. рублей на компенсации СКППК, однако перечислено было лишь четыре миллиона. В бюджете нынешнего года запланировано 36 млн. рублей.
Правда, директор пригородной компании Андрей Лесниченко заявил, что бюджет края должен выплатить 166 миллионов (почему-то из расчета 14,5 рубля за поездку в пределах одной зоны). Железная дорога аргументирует это сокращением пассажиропотока, удорожанием электроэнергии, топлива и запчастей.
Из-за огромных убытков его компания не может своевременно рассчитаться по своим обязательствам за ремонт подвижного состава, оплатить услуги локомотивных бригад и пробег локомотивов.
Лесниченко заявил журналистам: если краевое правительство не оплатит требуемую сумму, то будет сокращаться количество курсирующих на Ставрополье электропоездов.
Если сегодня на Кавминводах курсирует 39 пар пригородных поездов, то руководство компании готово оставить вдвое, а то и втрое меньше (чтобы они курсировали лишь в час пик).
Другим возможным выходом является повышение стоимости проезда, но для Ставрополья такой шаг и чиновники, и железная дорога считают социально безответственным. Ведь электрички – важнейший вид транспорта для Кавминвод, где ежедневно на них ездит 20 тысяч человек.
Сейчас правительство вместе со специалистами СКППК проводит обследование пассажиропотока на Ставрополье, по итогам которого и будет принято окончательное решение.
Впрочем, даже дилетанту очевидно, что у Северо-Кавказской пригородной пассажирской компании есть все возможности, чтобы снизить убыточность перевозок. Нужно активнее бороться с нечистыми на руку контролерами, отремонтировать турникеты на станциях, оптимизировать расписание.
 

Андрей ЧЕХОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях