Поиск на сайте

 

 

Ставрополье лидирует среди российских регионов по числу жалоб от населения на качество капремонта

 

В феврале прошлого года в российском ЖКХ стартовала одна из наиболее масштабных и затратных за всю его историю реформ. Кремль вознамерился решить две самые застарелые и болезненные проблемы отечественного жилкомхоза: расселить аварийное жилье и пристойно отремонтировать старые многоэтажки. 
На эти цели было выделено 240 млрд. рублей, создан уполномоченный орган - госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Всего до 2012 года в стране должны быть отремонтированы 110 тысяч многоэтажек и расселены более десяти тысяч аварийных домов. По примерным оценкам, это позволит улучшить условия проживания более десяти миллионов россиян. 
Что касается Ставрополья, то в госпрограмму капремонта наш регион попал лишь спустя полгода после ее старта. С тех пор уже реализованы коллективные заявки на ремонт 873 домов в крупнейших городах края (Ставрополе, Пятигорске, Ессентуках, Кисловодске, Минводах и Георгиевске) и даже в Первомайском сельсовете Ипатовского района. 
Общая смета расходов на капремонт многоэтажек края составила 3,2 млрд. рублей; по этому показателю наш регион 14-й в стране (среди территорий ЮФО по объемам расходов мы уступаем только Кубани и Ростовской области). Впрочем, ставить точку на этом еще рано - весьма вероятно, что в будущем году Ставрополье получит еще несколько сот миллионов рублей на ремонт жилья. 
Наш регион был включен и в другую масштабную программу госкорпорации - по расселению аварийного жилья. Правда, на эти цели мы запросили и получили всего 180 млн. рублей (для сравнения, Башкирия и Подмосковье - по два миллиарда). На эти средства будут расселены 29 домов в Ставрополе, Пятигорске и Михайловске; переселение планируется завершить уже в будущем апреле.
Для получения этих денег краю пришлось пойти на серьезные уступки, приняв целый пакет нормативных актов в жилищной сфере. Мы взяли на себя обязательство, что уже с 1 января будущего года краевые коммунальные предприятия перестанут получать субсидии из бюджета - то есть на рынке ЖКХ исчезнет дискриминационное разделение на частные и государственные компании. А еще через год предстоит полностью перейти на 100%-ную оплату услуг ЖКХ. То есть конечной целью реформы является не просто капремонт жилья, а перевод всего жилкомхоза на рельсы свободной конкуренции.
Чтобы гигантские бабки попросту не испарились во время долгого пути из Москвы к провинциальным жителям, была создана многоступенчатая система контроля. Причем, по задумке, центральную роль в этой системе должны играть сами жильцы. 
Так, в Интернете запущен портал «Реформа ЖКХ» (www.reformagkh.ru), где можно найти смету работ по каждому конкретному дому, попавшему в госпрограмму. Жители любого из таких домов могут завести на этом портале электронную домовую книгу - что-то типа блога с жалобами и пожеланиями, касающимися капремонта. Правды, нынче в стране такие коллективные «блоги» завели лишь две сотни домов (из них четыре - ставропольские). Здесь местные активисты, как правило, беззлобно жалуются на нерасторопность подрядчиков и мелкие недоделки при ремонтных работах. 
В августе прошлого года в госкорпорации была запущена еще и бесплатная «горячая линия» по телефону: 8-800-700-89-89. Сюда также можно обращаться как с жалобами на качество капремонта, так и с любыми вопросами по всем аспектам жилищной реформы. 
В пресс-службе госкорпорации «Открытой» газете любезно предоставили статистику по обращениям на «горячую линию», и анализ этих цифр позволил выявить весьма интересные тенденции. Итак, всего за 15 месяцев работы «горячей линии» ее операторы приняли больше 37 тысяч звонков со всей страны. В основном людей интересуют банальные вопросы: как создать ТСЖ или грамотно выбрать управляющую компанию, как включить дом в программу капремонта...
Абсолютный чемпион по количеству подобных обращений, разумеется, Москва - почти восемь тысяч звонков. Далее идут Ростовская область, Кубань, Башкирия и наше Ставрополье - от каждого из этих регионов поступило больше тысячи вопросов. Для сравнения: в многомиллионном Питере нашлось всего лишь триста неравнодушных граждан, которые решились позвонить на «горячую линию» (это втрое меньше, чем на Ставрополье). 
Казалось бы, можно порадоваться тому, что ставропольцы - столь ответственные собственники, активно интересующиеся вопросами жилищной политики. Но приведенные цифры можно оценить и совсем по-иному. Явно недорабатывают краевые и муниципальные власти - иначе люди оперативно получали бы ответы на любые текущие вопросы у местных столоначальников, и им не пришлось бы обращаться в далекую Москву. Ведь очевидно же, что в Питере информирование населения по вопросам жилищной реформы поставлено на порядок лучше, нежели в провинциальном Ставрополье. 
Совсем иная картина по жалобам на «горячую линию». Всего с прошлого августа их было чуть больше восьмисот, причем по пальцам можно пересчитать те регионы, где жители абсолютно довольны качеством капремонта своих жилищ: ни одной жалобы не пришло только из морозостойких Магаданской области, Чукотки, Тывы, Ненецкого автономного округа. Не нашлось жалобщиков в Чечне и Москве - просто здесь госпрограмма капремонта не запущена.
По общему количеству жалоб в госкорпорацию лидируют южане: в Ростовской области нашелся 81 недовольный, на Кубани - 65, на Ставрополье - 34. Расклад по отдельным городам края такой: треть жалоб приходится на Пятигорск, много обращений по Минводам и Ессентукам, а вот в краевой столице (где программа капремонта охватила абсолютное большинство домов - свыше трехсот) жалобщиков нашлось всего пятеро. 
Присмотревшись, за каждым из этих минутных обращений обнаруживается целая история, которая, словно линза, выпукло отражает скрытые проблемы российского общества. Читаешь стено-граммы жалоб и диву даешься: сколько же еще в наших соотечественниках осталось самодурства, высокомерия, мизантропии, чванства… 
Например, в Пятигорске в одном из домов в переулке Малиновка меняли кровлю, для чего, естественно, пришлось снимать телевизионные антенны. По логике, сделать это должны были бы сами жители, ведь это их имущество. Но жильцов на крышу даже не пустили: рабочие-кровельщики недолго думая перерезали все антенные кабели, скинули их вниз, а сами антенны собрали в кучу и свалили на чердаке. При этом представители подрядчика даже не извинились перед жителями - видимо, для них такое хамское отношение к людям привычно. (Кстати, точно такая же история с телеантеннами произошла и во время капремонта моего дома в Ставрополе, на проспекте Октябрьской Революции.) 
Или другая жалоба из Пятигорска. В одном из домов на проспекте Калинина предстоял ремонт крыши. Любой строитель вам скажет, что кровля меняется отдельными секциями, а то вдруг дождик пойдет... Однако, невзирая на протесты жильцов, пятигор-ские горе-строители ободрали целиком всю крышу.
И в этот момент зарядил ливень, так что весь дом с пятого по первый этаж затопило. И снова жильцы не услышали даже словечка извинений от подрядчика. (Знаю, что  подобных историй было немало и в других городах края). 
Масса жалоб от жителей края касалась уже не частностей, а системных недостатков «ремонтной» госпрограммы. Причем самые серьезные претензии были по Ессентукам. Если верить жильцам, здесь вообще был совершенно непрозрачен процесс отбора домов для капремонта: претендентом на ремонт оказывались порой не дряхлые хрущевки, а добротные дома, построенные уже в 90-е. Одна из причин, по мнению ессентучан, такова: отбирая дома, мэрия отдавала предпочтения многоэтажкам, которые управляются «ручными» ЖЭУ, а вовсе не тем, где созданы независимые ТСЖ («Открытая» уже писала об этом, см.: «Одним пусто, другим густо», №14 от 9 апреля 2008 г.). 
Жильцам порой вообще не показывают сметы, не дают им отчетности по работе и финансовым затратам. Это позволяет подрядчикам проделывать виртуозный финт: ремонт делается частично, а для упорствующих жильцов у коммерсантов припасена железобетонная отговорка: мол, кончились деньги. И поди докажи обратное. 
Эти убийственные факты, которые аккумулируются в Москве со всей страны, должны всерьез насторожить идеологов жилищной реформы. Сколь бы радужными ни были их замыслы, претворяют их в жизнь на местах тупые бюрократы и жадные дельцы, сообща упражняющиеся в унижении человеческого достоинства. 
Согласитесь, в принципе невозможно, чтобы в несвободной, насквозь коррумпированной и негуманной стране отдельно взятая отрасль экономики (а именно ЖКХ) оказалась полностью свободна от подобной скверны. Да, можно отремонтировать тысячи и миллионы домов, но это лишено смысла без капитального «ремонта» Кремля и Рублевки, то есть без радикального обновления всей нашей правящей элиты. 

 

Антон ЧАБЛИН



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий