Поиск на сайте

 

 

На городских маршрутах мало профессионалов, зато много лихачей

Вот уже пятый месяц в Ставрополе лихорадит маршрутки – водители перекрывают дороги, пишут петиции в прокуратуру и местные СМИ, бьются с мэрией в судах... Виной тому – очередной муниципальный конкурс на право осуществления пассажирских перевозок, который известная столичная (!) газета «Бизнес для всех» прямо назвала «коррупционным».

Через пень-колоду
Подобные муниципальные конкурсы проводятся в Ставрополе с 1994 года. Причем, пока городом руководил Михаил Кузьмин, в транспортной сфере все было спокойно и бесконфликтно; когда же мэром стал Кузьмин Дмитрий, транспортники напрочь потеряли с мэрией всякий лад.
Так, очередной конкурс среди маршруток должен был состояться в 2003 году, однако его проведение затянули почти на год. Из 1400 участников тогдашнего конкурса не прошли его более двухсот. Однако, по словам члена конкурсной комиссии, профсоюзного лидера Галины Пасечник, итоги тендера трудно было назвать объективными: многим явным лидерам, которые давно обслуживают городские рейсы, искусственно занизили итоговые баллы – и конкурс они не прошли. Зато в числе победителей оказалось много новоиспеченных «частников» практически с нулевым опытом работы.
Неправедно «отшитые» извозчики долго судились с мэрией – в итоге кого-то решением суда на маршруты вернули, с кем-то чиновники договорились во внесудебном порядке. На сторону транспортников встал и контрольный орган – краевое управление Федеральной антимонопольной службы, которое усмотрело массу нарушений в договорах, навязываемых маршрутникам мэрией.
Например, чиновники пытались обязать водителей ежемесячно «отстегивать» тысячу рублей якобы на содержание маршрутной сети города. Между тем как это прямая обязанность городских коммунальных служб, которые, выходят, расписывались в полной своей некомпетентности.
В конечном итоге решением суда незаконный пункт из договоров был исключен (забегая вперед, скажем, что в договорах образца нынешнего года он появился снова).

Умом не понять
Очередной маршрутный конкурс должен был пройти прошлым летом – и снова его проведение отложили на неопределенный срок. Чиновники мэрии мотивировали это тем, что, мол, разрабатывается некая новая концепция пассажирских перевозок, к созданию которой якобы привлечены лучшие ученые умы.
И вот в ноябре прошлого года в «Вечернем Ставрополе» было опубликовано официальное положение о конкурсе. Всего на торгах предстояло разыграть 55 городских и пригородных маршрутов, которые должны «закрыть» 1856 машин.
Причем если раньше на тендер выставлялось каждое рабочее место на каком-то из маршрутов, то теперь – обслуживание маршрута целиком. Для многих транспортников это стало неприятным сюрпризом: если учесть, что на некоторых маршрутах требуемое число машин достигает полусотни, то выиграть конкурс могут исключительно крупные автопредприятия. Индивидуальных же перевозчиков от участия в торгах, фактически, «отжали».
Несколько «частников» подали иск в краевой арбитраж, который их претензии к мэрии Ставрополя удовлетворил и признал порядок проведения конкурса антиконкурентным. Это решение подтвердил и апелляционный суд в Ессентуках, однако кассационная инстанция Северо-Кавказского округа встала на сторону мэрии.
Причем, пока шли судебные тяжбы, чиновники администрации продолжали ретиво отбирать перевозчиков и заключать с ними договоры. К чему такая спешка, понятно: уже в ноябре, после окончания конкурса, стоимость проезда в Ставрополе должна подскочить с 8 до 10 рублей. А в следующем году повышение, видать, будет еще круче.

Продавцы воздуха
– Мэрия говорит, что конкурс направлен на повышение качества и надежности перевозок. На самом деле порядка на дорогах не прибавится, а скорее наоборот, – убежден председатель правления городской общественной организации индивидуальных автопредпринимателей «Единство» Валерий Курипко. – Итоги первых двух этапов конкурса показали, что ни один маршрут полностью не «закрыт».
Например, на 51-м маршруте, где должно быть 47 машин, победителем конкурса вдруг стало МУАП с парком в 30 автомобилей. Несколько маршрутов выиграло «Дорожно-эксплуатационное управление №2», у которого вообще в парке нет собственных пассажирских микроавтобусов, только грейдеры и бульдозеры.
На 15-м маршруте, по условиям конкурса, должно быть не менее 32 машин, а компания «Автолайн-Юг» официально выставила здесь только 22 «Газели» – причем все с невинномысскими госномерами. Конечно, невозможно представить, что еже-дневно водитель будет гнать свое авто из Невинки в краевой центр и обратно – он всю выручку потратит только на топливо.
Курипко доходчиво объясняет, зачем нужны такие хитромудрые «схемы». Аппетиты у монополистов крутые – каждая крупная компания хочет «закрыть» сразу несколько прибыльных маршрутов. Но для гарантированной победы нужно выставить на конкурс новенькие, исправные авто, да еще и с непьющими, опытными водителями. Где их взять? Вот и «тасуют» одни и те же машины между маршрутами.
– «Пробила» транспортная компания для себя тот или иной маршрут – теперь ей нужно закрыть здесь все «вакантные» места, – продолжает рассказ Курипко. – И вот она активно агитирует «частников» сдавать ей в аренду их машины в обмен на право работать на ее маршруте. Да еще и с доплатой: владелец «Газели» должен отстегивать компании-монополисту несколько сот рублей в день – половину выручки. По сути, люди платят за воздух.

Транспортный паралич
Разуверившись найти правду в судах, обиженные предприниматели пошли другим путем. По предложению городской общественной организации «Единство» была создана комиссию по проверке нарушений пассажирских перевозок в Ставрополе. В ее состав вошли представители краевого ФСБ, ГИБДД, аппарата Уполномоченного по правам человека, профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства, «Открытой» газеты.
В минувший вторник состоялся первый выездной рейд комиссии по нескольким маршрутам, по которым муниципальный конкурс уже состоялся.
Сперва отправляемся мы на Чапаевку, встаем чуть поодаль от конечной остановки 15-й и 17-й маршруток. Наше появление вызывает среди водителей волнение: пара машин со свистом уносится прочь по улице, чуть позже отъезжают еще несколько – только трафареты с номерами маршрутов под лобовым стеклом прикрыты картонкой.
Остальные водители, что посмелее, отправляются строго по расписанию. Гаишник тормозит первую маршрутку и просит водителя предъявить документы. По закону, на руках у шофера помимо прав и техпаспорта должны быть лицензия на право осуществления пассажирских перевозок и договор с мэрией, заключаемый по итогам конкурсного отбора.
Водила отпирается: мол, никакого договора у меня нет, ни про какой конкурс слыхом не слыхивал. «Как же ты, братец, тогда на маршруте работаешь?» – «Как работал три года, так и сейчас работаю – никто ведь особо не проверяет».
У иных шоферов более хитрые отговорки. Один на голубом глазу демонстрирует нам договор с мэрией... заключенный еще в 2004-м году, то есть уже несколько месяцев недействительный. Говорит, будто про муниципальный конкурс что-то краем уха слышал, но участвовать не стал: думал, что его это не касается, мол, договор-то на руках есть. Следом еще одна «пятнашка». Водитель рассказывает, что арендует маршрут у «Автолайн-Юга» за 600 рублей в сутки. «Дорого, конечно! А что делать? Мне семью кормить надо, у меня «Газель» в кредит куплена – а тут хоть какой-то приработок».

Призраки на дороге
За час бдения мы насчитали на 15-м маршруте больше двух десятков машин – среди них не было ни одной из тех, которые прошли по конкурсу и официально значатся во всех документах мэрии. На 17-м маршруте ситуация получше: каждая вторая машина – из числа прошедших конкурсный отбор, остальные – «попутчики», которых сюда, очевидно, волевым порядком перебросили с других направлений.
– Конечно, проведение конкурса среди перевозчиков – это очень важный, насущный шаг, – говорит Валерий Курипко. – Посредством конкурсного отбора должны отсеиваться неисправные машины, больные, неопытные, проштрафившиеся водители, которые реально создают угрозу безопасности на дорогах Ставрополя. На деле же все они продолжают работать. И, похоже, никому до этого дела нет.
Весть о прибытии комиссии разносится мгновенно. Мобильник Курипко раскаляется от звонков больших чинов мэрии и «владельцев» маршрутов, которые мы шерстим. У каждого в голосе – испуг. Видать, за много лет привыкли работать в «тепличных» условиях, когда их вольницу не трогает ни одно проверяющее ведомство, а все крутые нарушения спускают на тормозах.
Отговаривают Курипко от проверки, просят факты нарушений не фиксировать. Но он непреклонен: ведь дело касается не просто личного спокойствия десятка «видных» господ, а безопасности целого города, для которого маршруты общественного транспорта – как кровеносные сосуды для живого организма.

На чем поедем завтра?
Тем временем мы перебазируемся на Старомарьевское шоссе, где находится конечная 5-го маршрута. Здесь, в стороне от трассы, приютились две «Газели», водители мирно обедают.
Видя комиссию, ничуть не удивляются, напротив, на их лицах радость. Один из них бойко тараторит, что «давно пора этот беспредел с конкурсами прекратить». Чуть ли не со слезами на глазах жалуется, что ему приходится брать собственную машину в аренду у «Дорожно-эксплуатационного управления №2» (именно эта контора – «хозяин» маршрута) за полтыщи рублей в месяц.
А ведь еще нужно выплачивать кредит за маршрутку, платить за топливо, ремонт машины и много чего еще. Остаются сущие копейки. Вот и получается, трудяги-водилы за копейки горбатятся, а крутые «дяди» за чужой счет жируют, палец о палец при этом не ударяя.
Дальше едем на Нижний рынок, где находится конечная остановка маршрута «9-д». Здесь нас уже ждут: водители принимаются наперебой галдеть, из нестройного хора голосов можно понять только то, что они крайне недовольны итогами конкурса. Дескать, машин на маршруте после тендера стало вдвое больше – так что теперь приходится друг с другом устраивать гонки, чтобы хоть одного лишнего пассажира взять. Скопом находят «крайнего» – какого-то смурного шофера, который, мол, выиграл конкурс на одном маршруте, а потом перешел сюда и теперь у них, «старожилов», хлеб отбирает. Невольный «стрелочник» резонно парирует: не по своей же воле маршрут сменил, «хозяин» заставил – а кушать всем хочется.
В общем, итоги нашего рейда можно признать успешными. Нарушений – десятки, по каждому комиссией составлен акт. Теперь эти бумаги уйдут в компетентные органы: в Думу Ставрополя и края, краевой Совбез, управление Федеральной антимонопольной службы, прокуратуру и транспортную инспекцию. Требование у общественников простое: навести, наконец, порядок на дорогах Ставрополя. Ну а «Открытая» со своей стороны обещает деятельно участвовать в дальнейшей работе проверочной комиссии и держать читателей в курсе событий.

Антон ЧАБЛИН



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий