Поиск на сайте

Персональная выставка заслуженного художника РФ Батраза Дзиова стала большим культурным событием Пятигорска

 

Три года назад персональная выставка Батраза Дзиова в городе-курорте вызвала много восхищенных откликов, потому и решили ее повторить. Но художник ушел из жизни, и выставку пришлось готовить его дочери Земфире.

Она подготовила их две, в конце августа они открылись почти одновременно. Одна - в краеведческом музее Владикавказа, вторая –  в домике Алябьева, в государственном музее-заповеднике им. М.Ю. Лермонтова.

На презентацию вместе с Земфирой из столицы Северной Осетии прибыла целая делегация друзей и почитателей мастера. Пришли и представители здешней осетинской диаспоры. Смотреть на них было так же приятно, как и на картины,  - красивые, седовласые, с благородной осанкой.

Они неторопливо, с достоинством подбирали слова памяти о своем соплеменнике, приглашали к столу с национальными блюдами помянуть большого художника. И, конечно, постоянно цитировали другого осетинского классика, Коста Хетагурова:

«У ног его в дымке Кавказ утопает, чернеют утесы, и реки шуршат… И луг зеленеет, и серна младая задумчиво смотрит в туманную даль… И смутно на эту картину взирая, познал я впервые любовь и печаль…»

Манеру письма Дзиова не спутаешь ни с чьей, настолько она самобытна. Чаще всего это  смешанная техника – в картинах много воздуха, прозрачной дымки, тонких графических линий. И при восприятии их испытываешь смешанное чувство: по-детски безыскусны, но одновременно изысканны, символичны. Камерны и в то же время эпохальны.

По сюжетам видно, откуда Батраз черпает силу, – это и прямые иллюстрации «Охоты за турами» Коста Хетагурова, детали осетинского быта, родные пейзажи Терека, Кармадонского ущелья, горного селения Саниба, по крутым дорогам которого, рядом с людьми, бродят облака…

На открытии выставки искусствоведы, досконально знающие его творчество, говорили о национальном  колорите его картин, о том, что его графические работы удивительно живописны, а живопись удивительно графична. Что написаны они методом «обобщенного символизма»: если женщина – именно Мадонна, если дерево – Древо жизни. Говорили о внутренней монументальности, которая просто просится на фрески.

А друзья говорили о Батразе – каким он был сдержанным, скромным, деликатным. Абсолютно не пафосным.

И все сходились в одном – в его творчестве абсолютно нет никаких примет коммерческого искусства. Мастер словно просто задержался в своем детстве. Словно просто рисовал, как дышал.

 
Ольга ВАСИЛЬЕВА
Пятигорск
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях