Поиск на сайте

Исполнилось 115 лет со дня рождения первого в крае профессионального художника-пейзажиста Владимира Кленова

 

Имя этого живописца можно поставить в один ряд со многими серьезными мастерами русского классического пейзажа. Владимир Кленов - родоначальник ставропольской пейзажной школы, воспитавший многих известных мастеров этого жанра.
Он писал пейзажи Севера, Урала, любил среднюю полосу России, много этюдов создал в Крыму и Армении. Его художественное наследие - тончайшие оттенки состояний природы многих уголков России, но главным мотивом творчества автора всегда оставалась природа Ставрополья.
Кленов первым из профессиональных художников открыл неброскую, неповторимую красоту ставропольской степи. Он изъездил с этюдником весь край. Так появились его картины «Домик под камышовой крышей», «Домик в Барсуках», «Горы Татарские» и другие. Кленовские пейзажи согреты теплом человеческой жизни, полны света, воздуха и удивительного покоя.
Заядлый охотник и рыбак, он открыл для себя заповедный уголок - Сенгилеевское озеро. Оно стало для художника не только местом отдыха, но и творческой мастерской под открытым небом.
Много работ Владимир Григорьевич посвятил Ставрополю. Он писал те городские места, где чувствовался уют природы: окраинные улочки, дворики, тонущие в зелени деревьев. Художник запечатлел исчезнувшие теперь уголки старого Ставрополя в работах «Дом на окраине»,  «Старые казачьи хаты», «На окраине Ставрополя»… В январе 1943 года создал серию городских рисунков, изобразив Ставрополь в руинах и пламени, - взорванное здание краевого драмтеатра, городскую электростанцию, магазин «Пассаж».  
...Рисовать он начал рано, но делал это украдкой - родители считали «малевание» пустым делом. Отец Володи сапожничал. Мать, Ирина Тимофеевна, была великой труженицей, даже умерла - в 83 года - хлопоча у плиты. Их сыновья работали с раннего детства - помогали отцу в ремесле. Володя, окончив приходскую школу, поступил на Ставропольскую обувную фабрику, но не оставлял мечты стать настоящим художником. 
В 17 лет он познакомился с выпускником Петербургской Академии художеств Фроленко, который, посмотрев работы паренька, воскликнул: «Да у тебя природная одаренность!» Володя уговорил родителей отпустить его в Москву. Здесь он с невероятным упорством учился в частной художественной студии известного профессора Федора Рерберга.
Но вскоре юношу призвали в армию, и он попал на Кавказский фронт. В 1917 году  демобилизовался и вернулся в Ставрополь. Сапожничал с отцом, но в 1919 году его забрали в Белую армию, где он служил ездовым, а затем в Красную, где работал инструктором клубной работы, заведующим изостудией.
Политотдел 9-й армии откомандировал талантливого парня в Краснодар на учебу в Высшие государственные художественные мастерские. А вскоре Кленов поступил в Первый Ленинградский художественный техникум имени Н.Г. Чернышевского.
Получив диплом художника-техника монументальной живописи, он вернулся на родину. Преподавал в городской школе на Павловой даче, затем в образцовой школе №3 и в школе №1. В 1923 году в рабочем клубе Ставрополя живописец организовал небольшую выставку своих пейзажей. Эта экспозиция стала первой в краевом центре персональной выставкой советского художника.
С 1929 года Кленов работал заведующим и единственным преподавателем Ставропольской детской художественной школы. Он поддержал идею первой районной - второй в Советском Союзе - выставки художников и возглавил в Ставрополе только что созданный филиал краевого товарищества «Художник». Позже Кленов руководил изостудией при Доме офицеров, был принят в члены Союза художников, служил директором художественной мастерской краевого отдела по делам искусств.
В 1956 году Владимир Григорьевич ушел на пенсию, но вел большую общественную работу. Был членом правления Ставропольской организации Союза художников РСФСР, членом краевого выставкома, руководителем художественной студии повышения профессионального мастерства членов Союза художников.
Он прожил долгую счастливую жизнь. Сын Кленова, Леонид Владимирович, писал об отце: «Привыкнув с детства к трудностям, он никогда не жаловался и не роптал. Он был человеком с большой силой воли и отличался исключительным трудолюбием. Был физически сильным и не мог сидеть без дела. Полностью отдавал себя творчеству. Стимулом его жизни была глубокая любовь к искусству».
Сегодня в музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве хранятся 250 картин художника. Его лучшие произведения вошли в золотой фонд нашего искусства,  работы и творчество Кленова изучают молодые живописцы.

 

Людмила СЫПИНА,
член Союза журналистов России

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях