Поиск на сайте

Прошедший кинофестиваль «Хрустальный источникЪ» порадовал новыми глубокими фильмами и одновременно заставил вместе с именитыми гостями задуматься о плачевном состоянии современного кинематографа 

Интересные встречи, интересные рассказы 

В Ессентуках до сих пор не иссякают страсти по отшумевшему месяц назад кинофестивалю «Хрустальный источникЪ». Если сравнивать его с прошлыми годами (а фестиваль прошел уже четвертый раз), то сейчас как плотину прорвало – праздник кино разросся: встречи со зрителями, концерты и показ ретроспективных фильмов под открытым небом, в кинотеатрах и филармонии проходили с утра до позднего вечера. 

Президент фестиваля Эвклид Кюрдзидис нашел общий язык с властями города и края, спонсорами и самыми известными звездами киноиндустрии.  

Если 2-3 года назад он уговаривал именитых коллег приехать на «Хрустальный источникЪ», заполучив даже Катрин Денев и Пьера Ришара, то теперь звезды сами просятся в такое благословенное место, как Ессентуки, где климат, природа и зрители по-кавказски гостеприимны и приветливы.  

Или серость, или заумь, или заказуха 

Работы конкурсной программы-2021 впечатляют глубиной и профессионализмом. В предыдущие годы мастера кино, видимо, опасались отдавать свои картины неизвестному фестивалю, и конкурсная программа оставляла желать лучшего. Так что журналистам, голосовавшим в номинации «Кубок прессы», просто не из чего было выбирать – или серость, или заумь, или откровенная подлая заказуха.  

Как вам, например, норд-остовская история, но со счастливым концом, где фээсбшники и депутаты показывают высокий профессионализм и героизм?  

Или фильм, в котором экологи и защитники парка показаны чокнутыми взяточниками? Лично я таких не встречала за свою долгую журналистскую жизнь.  

Но даже если допустить, что подобные встречаются, как можно пинать их сейчас, когда на глазах уничтожаются общественные институты и правозащитные организации? Я задала этот вопрос режиссеру и услышала в ответ: «Вы таких экологов не видели, а я видела, это мое видение!»  

А как вам оправдывающий Сталина монолог, прозвучавший в другом фильме? Привезти такую работу на премьеру в регион, где было депортировано девять горских народов, наполовину потом перемерзших в степях Киргизии и Казахстана!  

Писатель, сценарист, телеведущая Татьяна Устинова и директор кинофестиваля Эвклид Кюрдзидис.

Новая тематика, свежие лица 

Однако все это было на прошлых конкурсных показах. В этом году жюри столкнулось с другой проблемой: фильмы были один интереснее другого.  

Да и имена какие: Алексей Федорченко, Александр Миндадзе, Павел Лунгин, Владимир Котт! Могли отдать свои работы на любой раскрученный международный фестиваль, а привезли на «Хрустальный источникЪ», в Ессентуки!  

Выбор лучших был очень трудным. Вот мой список самых интересных работ фестиваля. Фильмы очень разные, но объединяет их абсолютно новая тематика и свежие, незатертые актерские лица. 

Посмотрите эти ленты, когда они пойдут в кинотеатрах!  

«Зови меня Дрозд» – фильм о подростках, чистых и светлых, ищущих себя через рэп, причем рэп без мата. 

«Клятва» – история о враче, который во время сталинских репрессий прятал в больнице «врагов народа», а потом, во время немецкой оккупации, – евреев.  

«Конец фильма» – лента о режиссере, который безуспешно пытался не снимать халтуру (Гран-при фестиваля).  

«Эсав» – современная интерпретация библейской истории о братьях-близнецах.  

«Последняя «милая Болгария» – фильм, снятый по автобиографической повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». 

«Скажи ей» – очень спрессованная, держащая в напряжении психологическая драма о том, как ребенок переживает развод родителей и тяжкий выбор, с кем из них и в какой стране жить – России или Америке. 

Кай Гетц, сыгравший главную роль, – большая удача и режиссера Александра Молочникова, и кинофестиваля. Пресс-конференция с ним и его мамой о том, как организованы съемки детей в Америке и у нас, была очень интересной. 

Илья Авербух с супругой Лизой Арзамасовой. Заслуженный мастер спорта России открыл в дни фестиваля в Ессентуках Школу зимних видов спорта – первую в Ставропольском крае.

Работа должна быть совестливой 

На фестивале присутствовали вместе с наставницей несколько старшеклассников-юнкоров. Будущие журналисты (спросила каждого) не могли мне сказать, кто такая Нонна Мордюкова!  

Что совсем удивило – не слышали они о режиссере Балабанове, не видели его «Брата», «Брата-2», «Жмурки». Я было поразилась – ведь культовые фильмы были для молодежи… Но посчитала: 90-е – начало 2000-х для этих детей – уже седая древность.  

Они скучали и зевали на пресс-конференции Хотиненко, не понимая, о чем речь. Зато оживились на встрече с актером Федором Добронравовым и даже задавали вопросы: «Я на ваших «Сватах» выросла, будет ли продолжение?»  

Выросло уже не одно поколение, потребляющее телевизионные ситкомы. Как изменилось время, как быстро гаснут звезды! 

Точно сказал актер Виктор Сухоруков о современном кинематографе и быстро преходящей известности: 

- Ушло главное – профессионализм. Раньше на съемки ехали подготовленными, не дай Бог текста не знать! Какие там райтеры, агенты, вагончики, машины с кожаными сиденьями, кофе… Главная радость – получить роль в какой-то истории и эту историю украсить. То, что я наблюдаю в современном кино – «ой, остановите съемку, я кофейку выпью…» Это одолжение, высокомерие, глупость.  

Мы смертны, и нас забудут, как забыли многих и многих великих актеров. А ведь они заманивали в кинотеатры, в них влюблялись, на примерах их героев воспитывались поколения. Работа должна быть совестливой, торжественной, нужной. Должна быть служением! Надо быть готовым, бескорыстным в своих затратах и ничего не ждать взамен. 

Женщины видят в Ренате Литвиной то, что не хватает им самим.

Иногда актёры боятся пресс-конференций 

Не устаю удивляться, как часто киношное амплуа не соответствует реальному человеку. И за это спасибо фестивалю: он ломает стереотипы. Благодаря таким форматам, как «обсуждение фильма» и пресс-конференции, узнаешь актеров и режиссеров с весьма неожиданной стороны. 

Помню, Алла Демидова, которую я считаю глубокой и тонкой актрисой, удивила абсолютной предсказуемостью, банальностью и сухостью ответов. А актриса Анна Ардова, которую я знать не знала, потому что давно не смотрю телевизор, не только заинтересовала, но заставила просто в нее влюбиться. Она так остроумно, с самоиронией, ярко и образно рассказывала о работе над ролями в скетч-шоу «Одна за всех», что я теперь жду, когда эту замечательную актрису снимут в серьезных ролях.  

Вот и теперь: Федор Добронравов оказался в жизни негромким, интеллигентным, этаким чеховским персонажем в очечках, ничего общего не имеющим со своим напористым, громогласным Будько из «Сватов». Он даже признался, что ему нравится быть ведомым, когда за него думает режиссер и снимает с него излишнюю ответственность. И хотя на заре своей юности играл Воланда в Воронежском театре, сейчас не станет сниматься ни в какой мистике – ни по Гоголю, ни по Булгакову – суеверен.  

А еще артиста так напугала бурная встреча фанатов на открытии фестиваля, что он несколько дней не показывал носа из отеля. И вообще признался, что боится пресс-конференций – кто знает, какой вопрос зададут?  

- Есть знаменитая история с Константином Аркадьевичем Райкиным, – рассказал Федор Добронравов. – Молодая журналистка уговорила его на интервью, включила диктофон и сказала: «Константин, простите, не знаю вашего отчества…» Он встал и ушел. Такой уровень журналистики сейчас встречается очень часто. Человек, который берет интервью, абсолютно ничего не знает о своем собеседнике. 

Наглядный пример можно было увидеть на встрече с актером Виктором Сухоруковым. Он, к слову, тоже совсем не похож на своих героев – бандитов-полудурков. Умный, начитанный, интеллигентный. Скорее, ближе к игумену, которого сыграл в «Острове». На пресс-конференцию опоздал – исповедовался в ессентукском храме.  

Так вот, одна журналистка сделала ему «комплимент», посмотрев накануне в ретроспективной программе фестиваля картину Сергея Эйзенштейна:  

– Я восхищена вашим перевоплощением… Вчера смотрела «Ивана Грозного» и не сразу вас узнала, так вас загримировали… 

– Меня там нет, – спокойно ответил актер. – Этот фильм снимался в 1944 году, и Грозного в нем играет Николай Черкасов. 

Наверное, Райкин на этом месте встал бы и ушел. Но Сухоруков даже не выразил изумления. То ли не понял, что это было, то ли уровень журналистики, как и уровень культуры в целом, сегодня настолько низок, что актеров не удивить даже такими запредельными «ляпами».  

 

И кино перестает быть элементом культуры. Из кино исчез человек 

Из первых уст

Виктор СУХОРУКОВ, актер:  

– Сегодня кинематограф высокотехнологичен и бездушен. Всё гламурное, визажистое, макияжное, салонное, витринное, но не художественное. Творчества мало. Не зря опытный и талантливый режиссер Бекмамбетов в интервью вдруг говорит о своей картине «Девятаев», что это аттракцион. Дожили! А для нас кинематограф был киноискусством! 

Владимир ЕСИНОВ, продюсер: 

– Из-за перебоев с финансированием мы четыре года снимали художественный фильм «Клятва» (военно-историческая драма о том, как во время оккупации Крыма главный врач больницы Балабан спас десятки евреев. – Авт.).  

Фонд культуры выдели нам лишь 35 миллионов, это очень мало. Для примера, такая агитка, как «Крымский мост», получила 350 млн рублей! Сравните 35 миллионов и 350 миллионов...  

Федор ДОБРОНРАВОВ, актер: 

– Мне недавно предложили сыграть роль человека, похожего на Брюса Уиллиса из «Крепкого орешка», где он за 15 минут убивает человек 60. «Вы что, с ума сошли? – говорю им. – Какой я супергерой?!» За свою театральную и кинокарьеру я никого не убивал, мне это не нравится!  

Сейчас у нас большая проблема в кино: нет героя. Вообще. Последний герой был сыгран Машковым в «Ликвидации». Были герои в «Чапаеве», в «Место встречи изменить нельзя»...  

Баталов всегда был героем. Но тоже никого не убивал. Сейчас убивают просто тысячами. Зачем? Понять не могу. А вот такие простые притчевые истории, как «Жили-были», в которых хочется сниматься, сейчас не в тренде. 

Владимир ХОТИНЕНКО, режиссер: 

– С культурой вообще швах. И кино перестает быть элементом культуры. Из кино исчез человек. Вот говорят: «Ой, совок!» Но там всегда были люди. Даже в самых попсовых картинах, как в моей любимой «Весне на Заречной улице». Красоту (не глянцевую, не сладенькую, а настоящую), ее ничем не заменить.  

В начале 60-х годов Голливуд просто загибался, фильм «Беспечный ездок и бешеный бык, или Как поколение секса, наркотиков и рок-н-ролла спасло Голливуд» – как раз об этом процессе. Посмотрите этот фильм, я его смотрел десятки раз.  

В 1969 году этот фильм потряс Голливуд невероятным прокатным успехом, появились молодые «борзые» Скорцезе, Спилберг, Коппола… вместе с новым поколением актеров – Де Ниро, Пачино и Николсоном. И начался совершенно новый процесс, они родили новое кино, спасли Голливуд.  

Я на это и у нас надеюсь. Все равно есть талантливые ребята. Я ратую за большее количество дебютов. Отдайте весь бюджет на дебюты, пусть старички вроде меня потерпят. Пусть выход будет 10 процентов, но мы узнаем диагноз. 

Василий МИЩЕНКО, актер, режиссер и продюсер:  

– Сегодня тяжелая ситуация, когда определенные лица оккупировали финансовые потоки и каналы. Я отправлял на Открытый фестиваль документального кино «Россия» 150 заявок от своей кинокомпании – и ни одна из них не подходит.  

О Василии Шукшине, великом русском писателе, лауреате Нобелевской премии Михаиле Шолохове. Почему это не надо? Почему убивается культура?  

Шукшин сказал: «Нравственность есть правда». Актеры бегают из сериала в сериал, только костюмчики меняют. Убиты школа, актерская профессия... Трагедия какая! 

Материалы подготовила  
Ольга ВАСИЛЬЕВА 
Пятигорск 

Хорошая новость

МАСТЕР-КЛАСС ОТ НАТАЛЬИ ВАРЛЕЙ 

1 сентября в Ессентуках открылся Детский продюсерский центр, где с ребятами будут заниматься звёзды киноиндустрии 

Появление необычного учебного заведения в Ессентуках стало прямым следствием кинофестиваля «Хрустальный ИсточникЪ». Теперь на Кавминводах будет постоянно бить культурный родник – с участием приезжающих знаменитых мастеров киноиндустрии.  

Известные операторы, режиссеры, художники будут учить детей снимать фильмы, вести блоги, писать картины. В задумках – мастер-классы по театральной режиссуре, дизайну, просмотры и обсуждение мировых киношедевров, творческие встречи со знаменитыми артистами. 

Только в сентябре ждут мим-театр «Мир лиц» (с постановкой и подарками для первоклашек), актрису Наталью Варлей, гениального оператора Сергея Астахова («Влюблен по собственному желанию», «Граница. Таежный роман», все фильмы Алексея Балабанова…), который поделится собственными съемочными технологиями.  

 

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях