Поиск на сайте

Все сроки ввода в эксплуатацию краевого перинатального центра сорваны: УФАС остановило поставки медицинского оборудования, демонстрируя собственные «принципы» ценою в жизнь ребёнка

 
В стране больше нет ни одного такого примера, чтобы антимонопольщики, мелочно конфликтуя с региональной властью, парализовали строительство сверхважного социального объекта
 
 
Младенцы долго ждать помощи не могут – они умирают
 

Почти каждый день в крае рождаются детишки, с первых минут нуждающиеся в срочной квалифицированной медпомощи, – недоношенные, с врожденной патологией, критически низким весом. Такие детки помощи долго ждать не могут – они умирают, оставляя шрамы на сердце врачей и неизбывное горе в семьях, теряющих долгожданного ребенка.

Увы, сегодня по уровню младенческой смертности Россия держит печальное лидерство в Европе. В среднем в нашей стране погибает 6,5 младенцев из тысячи родившихся. Для сравнения: в среднем по Евросоюзу этот показатель составляет четыре смерти на тысячу новорожденных, а в Чехии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Ирландии – меньше двух смертей на тысячу младенцев.

Демографические показатели в России должны быть не ниже европейских – такую задачу поставил перед губернаторами президент Владимир Путин в своих майских указах еще в 2012 году. После чего премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил «дорожную карту» по созданию в стране сети перинатальных центров – клиник, где будут принимать «тяжелые» роды и выхаживать недоношенных деток.

До конца нынешнего года в тридцати самых нуждающихся регионах должны быть введены в строй 32 таких центра, в том числе четыре – на Северном Кавказе: в Ставрополе, Махачкале, Нальчике и Назрани (селение Аби-Гув).

Понятно, с каким нетерпением ждут высокотехнологичного медицинского учреждения семьи на Ставрополье, где будущая мама по состоянию здоровья весь период беременности должна находиться под пристальным врачебным наблюдением. А ее будущему ребенку, возможно, потребуется срочная помощь в таком медцентре, где все до мелочей предусмотрено, чтобы снять тревоги мамочек и врачей за жизнь новорожденных.

В цокольном этаже перинатального центра в Ставрополе разместится отделение лучевой диагностики, где будут делать рентгенографию, компьютерную томографию и магнитную резонансную томографию (МРТ). На первом этаже будет поликлиника, рассчитанная на 100 помещений в смену, и дневной стационар на 130 коек, а на шестом – операционный блок.

 
Антимонопольное управление упёрлось «рогом»
 

Когда долгожданный перинатальный центр в Ставрополе заработает, сказать сегодня не может никто! И напрасно губернатор Владимир Владимиров, всей душой переживая за своевременную сдачу в эксплуатацию сверхважного социального объекта, начинает каждую планерку в правительстве с этого вопроса министрам, ответственным за стройку.

Ведь препятствия на ее пути стали странным образом трудноодолимыми. «Рогом» уперлось краевое антимонопольное управление, претензии которого к строительству и оснащению перинатального центра уже разрослись до огромного списка. Что же составляет предмет этих претензий, трагически застопоривших ввод в строй медицинского объекта?!

Как недавно отчитались перед губернатором строители, перинатальный центр готов на 95%. Но самое главное – это не стены и коммуникации, а высокотехнологичная «начинка» будущей клиники, на которую из бюджета выделено 900 млн. рублей. Еще в ноябре прошлого года правительство Ставрополья объявило конкурс на закупку оборудования, которое должны были отгрузить на склады аптечного ГУП «Ставропольфармация» и краевого центра мобилизационных резервов. За исключением магнитно-резонансного томографа, храниться который должен был в краевой больнице на улице Семашко.

Причем поставщик, в соответствии с условиями контракта, был обязан взять на себя не только отгрузку оборудования, но и его шеф-монтаж (то есть установку и ввод в эксплуатацию). Сделать это поставщик был обязан до конца мая 2016 года, ведь уже в июле предстояло открытие перинатального центра, на которое ожидался приезд премьер-министра Дмитрия Медведева, лично курирующего программу строительства «родовых» клиник.

Однако проведение конкурса обжаловали сразу пять фирм, причем все – из Москвы: «Рубин», «Меданко», «Старлайн», «Романов», «Инфо-Медикал». И доводы у всех были списаны как под копирку: якобы объединение в конкурсной массе разнородных товаров (например, тех, на поставку которых требуется лицензия, с теми, на которые лицензия не нужна) может ограничить конкуренцию между участниками торгов. УФАС жалобы без колебаний удовлетворило, конкурс был отменен, поставки оборудования заморожены...

 
Так будет выглядеть перинатальный центр в Ставрополе.
 
За полусотней поставщиков не уследишь...
 

Конечно, правительство Ставрополья представило в УФАС свои аргументы. Во-первых, только на этапе определения начальной (максимальной) цены контракта министерство строительства получило более пяти коммерческих предложений от фирм, которые были готовы поставить в перинатальный центр все товары – от мебели до медицинских товаров. То есть, судя по доводам минстроя, никакого ограничения конкуренции нет!

Во-вторых, контролировать одного поставщика, с которым министерством заключен единый договор, проще, принципиальнее и строже, нежели десятки разрозненных фирм из разных уголков России. Если же этот поставщик не справился бы собственными силами, то мог привлечь субподрядчиков, которые бы и доставили в Ставрополь все необходимые товары.

Однако краевое УФАС все же встало на сторону московских жалобщиков и потребовало разделить единый конкурс на почти полсотни «мелких». Это было катастрофой: отследить действия многочисленных исполнителей в столь короткие сроки практически невозможно.

В прошлом номере «Открытая» подробно рассказала о том, что за последние годы на Ставрополье появилось такое явление, как «киллеры госзаказа». Это фирмы, которые постоянно обжалуют в УФАС самые разные конкурсы. Действуют они в интересах одного из участников аукциона.

На время рассмотрения жалобы торги приостанавливаются, а если УФАС выявляет нарушения, то конкурс аннулируется. Если же доводы жалобщика не подтверждаются, то торги возобновляются. Но бывает, что иногда слишком поздно. Например, в дорожной или строительной сфере из-за соблюдения сезонности проведения работ конкурс может «опоздать» и перенестись на другой год.

Именно так и произошло в случае с перинатальным центром – конкурс на поставку оборудования в 2015 году из-за предписания УФАС провести уже было невозможно. И пришлось уже в нынешнем году снова ждать поступления бюджетных средств и лишь затем объявлять повторные аукционы. Причем, как и требовало управление, конкурс был разделен на множество самостоятельных.

Скажем, поставки неонатального монитора обошлись бы бюджету в 14,5 миллиона, маммографа – в 12 миллионов, кольпоскопа – в 6 миллионов...

По всем без исключения торгам нашлись многочисленные заявители (в основном те же самые фирмы из Москвы, о которых мы писали выше), и они снова завалили краевое УФАС жалобами на проведение торгов. Иные конкурсы разные фирмы обжаловали по два-три раза, изощряясь в аргументах.

 
Кто на Ставрополье подрывает демографию?!
 

Подавляющее большинство жалоб было удовлетворено УФАС. Торги на поставку оборудования в перинатальный центр были «заморожены» на период, пока министерство строительства края было вынуждено по требованию УФАС менять конкурсную документацию и продлевать сроки подачи заявок уже по новым, навязанным жалобщиками, правилам.

Из-за этого с огромной задержкой были проведены торги на право строительства автопарковки перед зданием перинатального центра: 376 млн. рублей на эти цели заложены в бюджете Ставрополя. На сей раз «жалобщиков» нашлось сразу четыре: две фирмы из Москвы, одна из Ставрополя и индивидуальный предприниматель из Ростова-на-Дону.

Причем их доводы, которые они излагали в жалобах в УФАС, поражали искусственным разнообразием: например, тот самый предприниматель Илья Киселев словно в издевку цитировал в своем заявлении школьный курс химии и приводил какие-то химические реакции...

Напомним, что первоначально планировалось полностью завершить монтаж всего оборудования в перинатальном центре до конца мая. Но, как видим, сроки, предусмотренные контрактом и сетевым графиком, безнадежно сорваны. А возможно, затянутся еще больше: еще несколько жалоб УФАС только рассматривает, и торги приостановлены на неопределенный срок. Вполне возможно, что объявятся и новые жалобщики, которые также потребуют «заморозить» проведение конкурсов...

Напомним, что президент поручил построить в стране три десятка перинатальных центров. Но более нигде в России их строительство не столкнулось с таким количеством чинимых УФАС препон, как на Ставрополье.

Во всех регионах антимонопольное ведомство нашло возможность сесть с чиновниками за стол переговоров: помогали разрабатывать конкурсную документацию, чтобы затем не «подыгрывать» алчным жалобщикам и срывать графики ввода важных объектов. Везде, но только не на Ставрополье...

А теперь поразмыслим над соотношением «буквы и духа закона» – формалистичного и реалистичного в деятельности краевого УФАС. Об этом с недоумением и тревогой говорят и бизнесмены, и чиновники на всех уровнях власти. Особо отмечают склонность к постоянной безоговорочной конфронтации, которую УФАС демонстрирует на протяжении семи лет пребывания на посту его руководителя Сергея Никитина.

Его кредо – это противостояние ради противостояния, как способ демонстрации «кто в крае хозяин», с применением репрессивных возможностей административного ресурса. И в большинстве случаев это мало похоже на реализацию поставленных перед УФАС задач по контролю над монополиями и поддержке конкуренции, а как следствие, на защиту государственных интересов.

Да какая же это «защита», если следствие репрессивных действий УФАС (порой идущих вразрез со здравым смыслом) – это обострение социальных проблем и рост протестных настроений.

Именно так произошло в случае с краевой программой по переселению людей из аварийного жилья. В нескольких районах Ставрополья она была фактически сорвана запретительными предписаниями УФАС, которые родились из жалоб неких коммерческих фирм из других регионов – подозрительных по своей многочисленности и похожести претензий.

 
К чему приводит градобойная политика УФАС?!
 

По схожему сценарию за последние месяцы в разных городах и райцентрах Ставрополья было «парализовано» множество конкурсов на обслуживание муниципальных дорог, ремонт социальных учреждений, строительство спортивных площадок... Местные жители возмущаются в адрес муниципальных властей, не понимая, что за срывом важных строек стоит именно антимонопольное ведомство.

Общеизвестно, что истинная цель жалобщиков, которые жалуются в УФАС, – криминальная: «парализовать» проведение конкурсов в пользу определенных его участников. И уже поэтому антимонопольные службы в регионах обязаны особо пристально такие жалобы отслеживать, чтобы с водой не выплеснуть и ребенка, то есть не рубить под корень местные социальные проекты.

Но Сергей Никитин к этому даже не стремится, а потому органы власти его предписания часто оспаривают в судах и во многих случаях выигрывают, о чем мы писали в предыдущем номере в статье «Накаты без удержу, смысла и пользы. Каков диагноз?». Но все равно невосполнимыми оказываются затраты средств, времени и людских ресурсов на преодоление искусственных препятствий, воздвигаемых ведомством Никитина.

Его упертость и конфликтность, как представляется, связана с особенностями характера, в основе которого лежат личные амбиции, неприятие всякой критики, склонность к постоянным «военным действиям» вместо поиска компромиссов.

На это указывает космическая сумма штрафа в 400 тысяч рублей,  наложенного на редакцию «Открытой», которая «достала» г-на Никитина и его супругу, работающую под его началом, разоблачительными публикациями о беспределе, творящемся на Ставрополье на крайне коррумпированном рынке рекламных услуг.

Потрясает и общая сумма штрафов, которые наложило УФАС на предприятия дорожной отрасли края – почти полтора миллиарда рублей, о чем мы подробно рассказали в статье «Смертельные дороги» (№19 от 21 мая с.г.). К счастью, все суды, вплоть до Верховного, остановили стремление Никитина за счет этих безумств «выделиться» среди региональных коллег и в очередной раз отличиться в глазах начальства.

В случае «победы» в войне с дорожниками, которая могла окончиться банкротством практически всех краевых ГУПов, ведомство Никитина, наверное, прыгнуло бы сразу на первое место с четвертой строки, которую оно сейчас занимает в ведомственном рейтинге ФАС.

 
Краевое УФАС идёт вразрез с федеральными установками
 

Один из критериев составления рейтинга – объем наложенных штрафов. Между тем принципы оценки работы региональных УФАС резко критиковали уже не раз и эксперты, и сами руководители управлений. Ведь их фактически побуждают применять карательные меры в отношении бизнеса и органов власти, даже не пытаясь учитывать нанесенный ими ущерб. И уж тем более – устранить причины, которые способствуют появлению таких нарушений.

Руководство ФАС с такой критикой согласилось, и еще в январе был принят так называемый «четвертый антимонопольный пакет».

Его главное новшество в том, что ФАС из карательного органа превратилась в орган превентивного контроля. Если орган ФАС выявил некое нарушение, то теперь он не вправе с ходу возбудить дело и назначить штрафы. А обязан сначала направить предупреждение или предостережение.

И только в том случае, если монополист или чиновник не исполняет выданное предупреждение, ФАС вправе возбудить административное дело.

Во-первых, такой новый порядок позволит ФАС оперативнее реагировать на нарушения, чтобы восстановить права бизнесменов или простых граждан. Во-вторых, резко снижается нагрузка и на само антимонопольное ведомство, и на суды.

Именно такая практика принята во всех экономически развитых странах, к образцу которых и стремится российская ФАС, говорит ее глава Игорь Артемьев. Потому и первые результаты внедрения «Четвертого антимонопольного пакета» он оценил очень высоко: «Мы отказались от подавляющего большинства наших репрессивных мер и становимся все больше органом предупредительного контроля. 85% наших предупреждений компании понимают правильно, добровольно проводят проверки, снижают цены. И только в 15% случаев нам нужно возбуждать дело».

Только, похоже, на Ставрополье антимонопольное управление идет вразрез с общероссийской практикой, продолжая действовать исключительно репрессивными методами. И срыв строительства перинатального центра – лишь очередной тому пример. Тем более что в России больше нет ни одного такого примера, чтобы антимонопольщики, мелочно конфликтуя с региональной властью, парализовали строительство сверхважного социального объекта.

 
Владимир ЯРЫГИН

Комментарии

виктор
Аватар пользователя виктор

Губернатору  Ставропольского  края Владимирову.  1  Влаладимир  Владимирович вы  читаете "Открытую " газету и вообще  повторяю вопрос шире. Вы читаете   СМИ  Ставропольского  края?  Поднимается  множество проблем, но  со  стороны  администрации  мы  не видим  ответов. 2. Почему  вы  свою  работу  перекладываете  на  "Открытую"?.3. Спасибо  "Открытой"  за поднятую  проблему.

Rakhim (не проверено)
Аватар пользователя Rakhim

ФАС похоже видит нарушения только там, где хочет видеть. Нефтекумский район явно обходит)). Факты - если посмотреть все "местные" (не беру в расчет конкурсы Роснефти) конкурсы на сайте госзакупки, то легко можно увидеть, что в большинстве из них участвуют и выигрывают (взаимосвязанные) компании так или иначе связанные с чиновниками (местного и регион. уровней). Возможно сдружились...

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях