Поиск на сайте

Богатая история, прочные традиции, бесценный педагогический и научный потенциал Ставропольского государственного университета достойны самого пристального внимания

 

В эти дни наш университет отмечает 80-летие со дня основания, а неделю назад российская научная общественность отметила свой профессиональный праздник.
Волнение мое продиктовано обеими этими датами, поскольку постоянно в университете я работаю с 1972 года, хотя начинала еще раньше без отрыва от преподавания в школе. Да и училась я тоже в Ставропольском государственном  педагогическом институте, так что становление его в университетском  статусе проходило на моих глазах. 
Особых материальных возможностей для развития учебной базы институт не имел, однако педагогический коллектив был замечательный. Профессорско-преподавательский состав всегда считался гордостью вуза. Нашими учителями были люди, пережившие Великую Отечественную, а по большей части - сами участники войны, восемнадцатилетними ребятами ушедшие на фронт. Потом они выучились, окончили аспирантуру и стали преподавать. Для нас это была крепкая школа педагогики. 
Но к началу 80-х остро стало ощущаться, что вуз нуждается в дальнейшем движении. И скоро, будто бы в ответ на социальные, экономические и научные вызовы, к нам пришел работать Владимир Александрович Шаповалов. До этого отслужил в армии, находился на комсомольской и партийной работе в городе и крае, окончил Высшую комсомольскую школу. В институте он был человеком новым, но в то же время и не совсем - в 1968 году Владимир Александрович окончил наш историко-филологический факультет. 
Мы были с ним однокурсниками, и я хорошо помню, как в 1960-е, годы великих для страны свершений, Владимир Александрович учился и работал. Блестящий студент, ленинский стипендиат, комсомольский вожак, организатор стройотрядов, активист научных кружков, просто обаятельный, скромный, симпатичный юноша.
С 1982 по 1990 год он работал проректором по международным связям, а потом проректором по учебно-воспитательной работе. Эти сферы институтской деятельности при нем сразу ожили - преподаватели стали выезжать за границу, к нам зачастили студенты из других стран, одним словом - международная жизнь кипела. А в 1990 году Владимира Александровича Шаповалова избрали ректором института. 
Это, как известно, было время перелома. Кругом все рушилось. Мы стали свидетелями ужасающей политики, когда созданное при социализме стало никому не нужным. На заводы назначались директора, казалось, с одной лишь целью - разорять возглавляемые предприятия.
По такой схеме был разрушен и невероятно слаженный профессиональный коллектив краевой типографии. Оказался не у дел коллектив, где трудились великолепно выученные редакторы, корректоры, технические редакторы, многочисленные сотрудники типографских цехов (это вообще особые люди, ведь книга - это не товар, а искусство). Я помню растерянность и горечь вузовской интеллигенции при виде того, как погибает лучшее в крае предприятие.
Наш ректор выбрал иной путь - эволюционный, а планы его были смелы и хорошо продуманы. Перед нами поставили перспективную задачу создания классического университета, о котором, к слову, коллектив очень мечтал. Да и край нуждался в классическом университете - особом культурном, научном, ментальном пространстве, которое направляет развитие общества, объединяет и транслирует все его ценности.
Первое, что сделал ректор, - дал возможность всем, кто написал докторскую диссертацию (таких было человек десять), защититься в крупных вузах страны, поскольку у нас тогда не было еще  доктор-ских диссертационных советов. Он помогал нам с изданием книг, отпускал в длительные командировки. Понимая, что зарплаты доцентов не ахти какие, выдавал беспроцентные ссуды, без чего сами командировки просто не могли состояться.
Все мы, как большая дружная семья, включились в преобразования, которые планировал ректор в своей самозабвенной, творческой и созидательной деятельности.  Упор был сделан на базовые традиционные специальности, которые к тому времени уже требовали дифференциации. Так появились новые факультеты, открылись новые специальности. Было завершено строительство главного корпуса, приобретены другие здания.
Конечно же, все это требовало огромной самоотдачи, напряжения, знаний и любви, так необходимой в любом большом начинании. 
Можно говорить о многих особенностях личности, таланта, обаяния нашего ректора. Но главное, на мой взгляд, это государственное, в высшей степени патриотическое мышление, профессионализм и системный подход к преобразованиям, что позволило не только сохранить университет, но еще и превратить его в один из лучших вузов России.
Университет развивается в единстве гуманитарного и естественнонаучного знания, а работа факультетов строится с опорой на фундаментальную науку и эффективные подходы в педагогике. Практически на каждом факультете есть аспирантуры, диссертационные советы, конечно же, и докторские.
В нынешней гонке за реформами сбрасывается со счетов гуманитарное знание. А ведь наука и искусство - две взаимодополняющие формы познания, причем искусство нередко опережает науку.
Мой докторант Денис Петренко написал интересную статью о коэволюционных взглядах Льва Толстого. У писателя есть много конкретных рекомендаций, которые  никто в политических кругах пока не удосужился как следует осмыслить. Вот одна лишь цитата классика: «Все, чем отличается жизнь человечества от жизни животных, есть результат передачи знания, знание же передается науками и искусствами. Не будь наук и искусств, не было бы человека и человеческой жизни».
В нашей прагматичной жизни это утверждение должно звучать как спасительный голос, помогающий сохранить человеческое лицо в хаосе технократического безумия, когда личность уходит на второй план, а с высоких трибун провозглашена значимость киборга.
Территория нашего вуза - территория знания. Более того, территория облагороженная, эстетически привлекательная. Когда подхожу к университету, всякий раз облегченно вздыхаю: здесь кончаются грязные тротуары, заброшенные газоны - и начинается пространство чистоты, опрятности, маленьких, уютных скверов. Потому что красота, даже внешняя, - тоже хороший воспитатель.
По своей первой специальности наш ректор историк (в свое время он окончил еще экономический факультет сельскохозяйственного института), а потому  опирается на традиции и твердое знание того, как расти дальше. Единство ментального и эстетического университетского пространства во многом скреплено целым рядом музеев, созданных на каждом факультете. Есть и общий музей, где собраны и показаны многие наши достижения.
Мы нацелены на фундаментальность наших исследований. Для нас важно формировать научную платформу - как опору в развитии края. Возможность проводить широкий диапазон научных исследований, издавать монографии, сборники, книги, учебные пособия - все это стало нашей реальностью.
Мы находимся в постоянном диалоге с учеными всей страны, вузами зарубежья. Кто бы к нам ни приезжал, профессор из Петербурга или Швейцарии, студенты, всем мы рады, все находят, чему у нас поучиться.
Сейчас у нас 12 факультетов со множеством специальностей - до десяти и более на каждом. И все они работают как единый, слаженный механизм. Это великолепие, конечно же, и труд коллектива, и титаническая созидательная деятельность ректора. Не случайно  ученые утверждают: рядом с пассионарной личностью и другие становятся деятельными.
Когда рассуждают о том, что нам надо ориентироваться на Запад, мол, сами мы ничего не умеем, а молодежь наша в большинстве своем жаждет жить на Западе, очень хочется посоветовать: оглянитесь на то, что уже сделано и что делается! Успешная социализация университета - весьма наглядный пример деятельности большого научного коллектива в сложную эпоху. А руководству города и края надо бы внимательней  присмотреться к нам, чтобы понять, как можно добиваться серьезных результатов в критических условиях.
Системный подход, профессионализм, патриотизм, любовь к своему делу, самоотдача, уважение к человеку - вот фундаментальные качества, с которыми ученый и гражданин должны действовать в переломную эпоху. И у нас есть на кого равняться. А ведь в крае и сельское хозяйство потеряно, и промышленность развалена, и культура. Перечислять все даже не хочется.
В стране, к сожалению, роль человеческой личности практически нивелирована, а отдельный человек ничего не значит. У нас в этом смысле по-другому: ректор любит студентов, знает проблемы и нужды каждого - от профессора до технического работника. Ну разве это не причина для гордости?!
Несмотря на повсеместную и безудержную критику прошлого, надо признать, что  нынешнее развитие государства во многом стало возможным благодаря фундаменту, заложенному трудом и усилиями миллионов советских людей. Так и с нашим университетом: за двадцать последних лет наработан такой потенциал, который позволит устойчиво развиваться и в будущем, невзирая на экономические или политические кризисы.
А дел у нас невпроворот. Верно говорят: даже для того, чтобы уверенно стоять, надо постоянно двигаться. Мы к этому готовы.

 

Клара ШТАЙН,
профессор СГУ, доктор филологических наук,
заслуженный работник высшей школы РФ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях