Поиск на сайте

 

 

Раскрыть уникальные способности ребёнка через красоту окружающего мира уже много лет помогают  в одной из гимназий Ставрополя

 

В мае 1996 года Василий Гаазов и Марина Лец стали первыми выпускниками магистратуры СГУ при кафедре физической географии. Тогда у них и зародилась идея практического воплощения преемственности краеведческого воспитания и  бразования в школах Ставрополя, которую поддержали известные ученые университета Виктор Шальнев, Виргиния Савельева, Борис Годзевич.
Так, решением кафедры физической географии СГУ и приказом управления образования администрации Ставрополя при гимназии №25 был создан городской ЭКО-центр Человека им. Владимира Георгиевича Гниловского, известного ставропольского краеведа, ученого, педагога, гражданина, патриота. Городскую прописку свою центр сохранил и по сей день, но постепенно вышел на краевой уровень, раздвинув рамки самого понимания экологии - от земного до космического. Дети здесь постигают мудрость, которая кроется в самой природе, наполненной смыслами высшими и истинными. Деревья, речки, горы, птицы - вот настоящий кладезь гармонии, в сравнении с пустыми по своей сути и ложными ориентирами политической пропаганды.
За это время было издано более десятка книг, среди них такие популярные, как «Прогулки по Ставропольской возвышенности», «Тропою времени: путеводитель по Члинскому лесу и его окрестностям», «Путеводитель по Сенгилеевской котловине», «Путешествие по ожерелью Северного Кавказа», «Ставрополье в названиях», «Ставропольеведение»...
Как строится работа ЭКО-центра Человека, с корреспондентом «Открытой» поделился его руководитель, краевед, поэт, автор ряда исследовательских трудов Василий ГААЗОВ.

 
- Василий Леонидович, об экологии сегодня трубят повсеместно, ничего нового вроде уже и не скажешь. Ваш ЭКО-центр, как я понимаю, претендует на нечто большее, чем ознакомление с природными уголками края?
- Давайте попробуем понять, чем мы занимаемся и для чего это нужно вообще.
Если упрощенно, то экологию сегодня воспринимают как науку о мусорных свалках, в чем, безусловно, есть доля истины. Но наша задача состоит в том, чтобы среди этой свалки отыскать, может быть, единственный цветок и воспеть его. Если будем говорить только о проблемах, не замечая красоту вокруг себя, этих проблем не решим никогда.
Мы не делаем из детей борцов с теми, кто уничтожает природу, - этим пусть занимаются взрослые дяди и тети, наша цель - научить творить добро. И не ради того, чтобы получать добро взамен, - это должно стать естественной потребностью. Солнце ведь светит всем одинаково: кляузнику-доносителю или невинному младенцу...
- Что же тогда вы вкладываете в понятие «экология», разве это не борьба за чистоту среды обитания?
- Это лишь частность, а мы стараемся научить детей думать категориями более универсальными.
Человек издавна пытался обрести гармонию с природой. У кроманьонца не было мобильного телефона, телевизора, прочих благ цивилизации, но он, существо дикое, грубое, неграмотное, уже ощущал эту гармонию, чего не скажешь о многих наших современниках.
Возьмем близкие нам Кавказские Минеральные Воды, вдохновившие на прекрасные и мудрые строки Пушкина, Лермонтова, Толстого. Здешние красоты влекли магнитом со всей империи. А сегодня россияне предпочитают отдыхать за границей, и не случайно: когда стремительно стареют и редеют леса, мелеют реки, обесцениваются целебные источники, в Кисловодске нечем дышать от выхлопных газов, каждый свободный пятачок земли продан под строительство, этот райский уголок больше не несет людям прежней радости и удовольствия. 
При этом власти хотят за ближайшие десять лет догнать число отдыхающих в курортном регионе до двух миллионов человек в год, совершенно не думая о том, что КМВ попросту не выдержат этой жуткой антропогенной нагрузки. И это наглядный пример нашего презрения к законам природы.
Но если взрослые не понимают простых вещей, давайте сделаем так, чтобы будущее поколение было рачительнее, умнее, сознательнее.
- Разве недостаточно соблюдать законы, тогда и курорты не умирали бы медленной смертью под вердиктами продажных чиновников?
- А вы не задумывались, почему у нас не соблюдают законы? Да потому что человек не соотносит свою деятельность с природой, не умеет этого делать и не хочет! Недаром название нашего центра начинается с приставки «ЭКО», то есть экологическая культура общения.
- Общения с кем?
- Любой из нас является стержнем сложной системы, в которой взаимодействует с другими людьми, природой, космосом. Природа, заметьте, это лишь часть многомерного  мира, общему языку с которой мы и хотим научить детей.
- Что для вас значит жить по законам природы: не выдирать грибы с корнем, не трогать краснокнижные растения, не мусорить?.. 
- Это первая, начальная, ступень знаний, которые мы даем детям, вырабатываем чувство меры сначала в общении с природой, а потом и во всем остальном.
«Учитель, научи нас трудной науке среди людей оставаться человеком, научи нас в больном видеть своего брата без различия религии и общественного положения, научи нас любить правду, пред одной ею только преклоняться...» - писал Федор Петрович Гааз, «святой доктор», исследователь Кавказских Минеральных Вод.
Как не поддаться лжи, не утратить чувство реальности в стремлении заработать и обустроить быт, не состариться духом, не отступиться от заветной мечты, не отчаяться и в то же время правильно реагировать на идиотизм современного мира, учит нас природа. Но это дано лишь тем, кто осознает себя ее частицей, а не претендует на целое, вообразив себя безраздельным хозяином.
- Ваш центр имеет глубокую философскую основу. Но как это отражается на практике?
- Конечно же,  мы проводим эколого-краеведческие конкурсы, конференции, игры, викторины, ходим в походы и экспедиции, очищаем от мусора памятники природы… Но при этом нередко прибегаем к притчам и экологическим сказкам, не случайно экософия является одним из направлений нашего центра.
Скажем, такая поучительная история. Дети нашли коконы будущих бабочек. Мальчик свою куколку из любопытства взял домой, постоянно тряс ее. А девочка оставила свою куколку на улице под кустом и стала за ней наблюдать. Через некоторое время  в природе появилась бабочка, а дома - ничего. Почему?
Очень простенькая история, но она вызывает у детей дискуссии, которые мы стараемся перевести из природной плоскости в общечеловеческую. 
К слову, недавно я стал свидетелем потрясающей, на мой взгляд, сцены. Малыш раздавил на улице гусеницу, но мама не вымолвила ни полслова. А через минуту вместе с ним восторгалась пестрой бабочкой, которая порхала вокруг них. Вот очередной пример нашего разногласия с природой - взрослые не видят простейшей связи между куколкой и бабочкой.
- И все-таки знания в работе с детьми на первом месте?
- Безусловно. Но именно знания, а не голые факты, чем детей сегодня до умопомрачения пичкают в школах: земля круглая, дважды два - четыре, Волга впадает в Каспийское море... 
Настоящее познание всегда глубже, но школа удирает от него семимильными шагами, отупляющий Единый государственный экзамен и сама подготовка к нему подаются как безусловное благо. Своими же руками мы делаем этот мир убогим, а потом удивляемся, почему дети, повзрослев, к своей цели идут напролом - по головам родителей, учителей!..
В своих подходах мы упираем на развитие в детях индивидуальности, которая заложена самой природой и которую надо раскрыть. Можно не сомневаться, что тот из них, кто станет чиновником, обязательно поможет уже своим детям реализовать себя.
Чем больше мы раскроем возможности ребенка, тем мудрее он будет во взрослой жизни. Только так можно вырастить патриотов, честных, ответственных граждан.
- Можно сказать, что девиз вашего центра звучит так: «Будущее за личностью»?             
- Не совсем. Личность - это категория общественная, а напрямую социализацией мы не занимаемся, этому и без нас достаточно уделяют внимания. Еще раз повторюсь: для нас важно пробудить в ребенке индивидуальность, о чем не думают ни в семье, ни в школе. 
Личность – это Александр Македонский, а вот Диоген, его учитель, - индивидуальность. Но в жизни любой из нас представляет собой лишь сочетание этих двух понятий.
- И где же та самая золотая пропорция?
- У каждого она своя. А достичь верного соотношения можно лишь в том случае, если мы научимся жить в гармонии с природой, подчиняться ее закономерностям. Удивляться, восхищаться с непосредственностью ребенка, размышлять, спорить, увлеченно работать. 
Не отвергать собственную историю, принимать ее такой, какая она есть, пусть даже самой горькой и нелицеприятной. Верить в то, что делаем, помогать другим.
- Вы упомянули о том, что водите детей в походы. Во многих местах побывали?
- Да где мы только не ходили! Не раз поднимались на горы Бештау, Железная, Развалка, Машук, прошли по перевалам Карачаево-Черкесии, восходили на вершины Архыза. В 2000 году впервые на горе Надежда водрузили «Знак Мира». Отрабатываем навыки туризма: скалолазание, приготовление еды в походных условиях. 
Не забываем и Ставропольские высоты, горы Стрижамент, Недреманная и Бударка, окрестные леса и родники. Ребята-телевизионщики помогли нам снять сюжеты о Травертиновой балке, Татарских скалах, горе Стрижамент. 
Изюминкой наших путешествий стали спелеопоходы. Кружковцы побывали в десятке пещер Карачаево-Черкесии и Адыгеи: Самородной, Южный Слон, Азишской... 
Перед юными спелеологами как будто оживают страницы из учебников, своими глазами они видят «лунное молоко», сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, гелектиты, ощущают безмолвие кромешной тьмы, ведь в пещерах даже время течет по-иному.
- Во что превратили многие уголки природы, даже подумать иной раз страшно: горы бутылок, банок, кострища, изрубленные деревья… 
- Люди возомнили себя хозяевами вселенной, отсутствуют элементарные представления о своем месте в мире... Надеюсь, что своими примерами мы все же вдохновляем на добрые дела, просто на хорошие поступки. Так, традиционными для нас стали экологические десанты.
Первый такой десант состоялся в 1996 году. Стартовали, помню, у Холодных родников - истоков Ташлы в Таманском лесу, где привели в порядок территорию. Затем в Русском лесу Травертиновый источник очистили от мусора и кострищ. На Татарских скалах устроили занятия по альпинизму, спускались с семиметрового уступа, сложенного известняком-ракушечником древнего Сарматского моря, после чего убирали следы горе-туристов. 
Позднее в этот список подлежащих регулярной уборке мест попали родник Корыта, Павлова дача, «Каменный хаос» на Стрижаменте. 
- Василий Леонидович, в современном краеведении соблюдается преемственность?
- Краеведение включает в себя множество направлений. Скажем, история, экология в ее общепринятом понимании, природа, литература, народное творчество и множество других. По некоторым активно ведется работа, по другим наблюдается спад. 
Но дело в том, что все эти направления связаны воедино, и провал в одном месте непременно скажется на состоянии науки в целом. И я это остро ощущаю.
Преемственность нарушается еще и тем, что раньше краеведы спокойно могли составлять гербарии, коллекционировать насекомых, а сейчас лишь наслаждаются красотой того, что осталось, фотографируют, описывают, зарисовывают. 
Прежде краеведы объединялись для общего дела изучения природы, истории, культуры родного края, делились друг с другом открытиями и находками, а теперь каждый тянет одеяло на себя, пытаясь продемонстрировать свою значимость. Кажется, что проще состыковать два космических корабля, чем объединить усилия двух краеведов. 
- Вы ходите на митинги в защиту природы?
- Нет, но уважаю позицию тех, кто это делает. Мне кажется, что подобные акции почти бессмысленны - нынешнюю власть сбором подписей, флажками и плакатами не проймешь, она закостенела в своем развитии и заматерела в правовом нигилизме. Для чиновников убедительны только жесткие меры, но они не всегда согласуются с законом. 
Оправдан ли путь протестов и митингов? Безусловно. Но я педагог, и у меня иные способы решения проблем.

 

Беседовал
Олег ПАРФЁНОВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий