Поиск на сайте

 

 

В краевом центре наконец-то озаботились развитием туристической отрасли – впервые за последние десятилетия

 

В новом году в Ставрополе приступили к реализации целевой программы продвижения конкурентных преимуществ, рассчитанной до 2014 года. Среди основных задач - формирование   положительного имиджа города, создание условий для привлечения инвестиций, а также развития туризма, чему посвящен даже отдельный пункт.
На всю программу отпущено 9,2 млн. рублей (без учета секвестирования на 1,7 млн. рублей на этот год), что, откровенно говоря, не густо.
Зато за три года, как прогнозируют авторы документа - специалисты комитета экономического развития администрации Ставрополя, инвестиции в основной капитал на душу населения должны вырасти почти в 1,3 раза, почти вдвое должен упасть уровень безработицы. Одновременно с этим заметный скачок ожидается в объемах отгруженных работ и услуг, а также в оборотах гостиничного сектора.
Ведущие позиции в экономике города занимают розничная торговля, строительство жилья, платные услуги населению и общепит. Собственно сама отраслевая структура (на первых позициях обосновались торговля и сфера услуг - более 60%) и является главным показателем низкого уровня инвестиционной активности.
Заметное отставание наблюдается по объему отгруженной промышленной продукции, а также по инвестициям в основной капитал – по этому показателю на душу населения в 2010 году город отставал от среднего уровня по стране в 3,6 раза. Нередко инвесторы, минуя Ставрополь, предпочитают создавать новые предприятия в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Волгограде.
Основным источником инвестиций в основной капитал для большинства предприятий города остаются собственные средства (на долю прибыльных предприятий приходится лишь две трети от общего числа).
Более того, в силу небольшой рентабельности бизнеса многие предприятия пускают прибыль на поддержание и расширение текущей деятельности, а состояние основных фондов продолжает ухудшаться. В общем, к модернизации, в строгом смысле этого слова, за редким исключением, даже не подступали.
По заключению экономического комитета инвестиционную активность сдерживают недостаток промышленных площадок, оборудованных инженерной инфраструктурой (как следствие, взвинчены стартовые издержки стратегических инвесторов), бюрократические барьеры, отсутствие возможности подсоединиться к коммуникациям, неразвитые механизмы частно-государственного партнерства.
Отдельной строкой в программе прописано практически полное отсутствие в СМИ положительных материалов о городе, что создает ему негативный образ, отпугивающий инвесторов. Бороться с этой напастью чиновники предлагают весьма креативно: вместо того, чтобы давать журналистам повод для положительных статей и сюжетов, решено проводить «широкомасштабные кампании по отражению в СМИ положительных тенденций» (на эти цели отпущено 1,5 млн. рублей).
Наконец, впервые за последние два десятка лет власти города вспомнили о бесследно почившей туристской отрасли, но имеющей все шансы на полноценное развитие. Хотя бы потому, что город по праву считается «вратами Кавказа» и на его территории расположено более двухсот памятников истории, культуры, архитектуры, градостроительства, музеи, художественные галереи, привлекательные ландшафтные зоны, памятники природы, площадки панорамного обзора и многое другое, ради чего сюда стоит тащиться через всю страну.
Культурно-исторические объекты сами по себе не являются экономически выгодной частью туристской отрасли, но именно они во многом стимулируют развитие гостиничного сектора, предприятий общепита, торговли и связи.
Несмотря на то, что в городе работают более 80 турфирм, турагентств и экскурсионных бюро (в них занято около 400 человек), все они ориентированы на организацию поездок и развлечений за пределами города и края. Что же мешает развитию туризма в Ставрополе?
Согласно выкладкам специалистов экономического комитета, причин этому несколько, и некоторые из них такие: отсутствие маркетинговых исследований, позволяющих прогнозировать развитие отрасли, дефицит опытных кадров, отсутствие рекламы и бренда, позволяющего позиционировать Ставрополь как место для туризма.
Ко всему прочему нельзя забывать о слабом транспортном обеспечении: железнодорожное и авиационное сообщение ограничено направлениями на Москву и Ереван. Большинство транзитных поездов следует через Невинномысск, в полусотне километров от краевого центра.
Скажем, добраться от  Сочи до Невинки на поезде стоит ровно столько, сколько от Невинки до Ставрополя. А иначе не получится: состав приходит среди ночи, и кроме как на такси в Ставрополь ехать больше не на чем, а уж «бомбилы» дело свое знают. Такие вот «врата Кавказа», протиснуться через которые обходится в копеечку.
Заниматься развитием транспортной инфраструктуры администрация, понятно, не будет, ей это просто не по силам (да и на гроши, что отпущены на программу, особо не разгуляешься).
Но есть и вполне конкретные предложения. В частности, предстоит «набить» в городе туристские маршруты, разработать инвестиционный паспорт, запустить информационный портал «Виртуальный Ставрополь», наладить издание единого событийного календаря. Тоже не «широкомасштабно», но главное, что лед тронулся.

 

Олег ПАРФЁНОВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий