На изучение истории в школах, техникумах и вузах отводится катастрофически мало времени, считает автор
В истории нашей страны были как героические, так и горестные страницы. Геноцид крестьянства, интеллигенции, казачества, офицерства - и это тоже наше общее прошлое. Моя бабушка Ульяна Герасимовна Табунщикова, уроженка села Правокумского, у которой был репрессирован брат, вспоминала: «В голодные 30-е умерло много односельчан. Утром по улицам ездила телега и собирала погибших». Когда я, в то время школьник, пытался объяснить бабушке, что в 1932-1933 годах большого голода не было, что она, наверное, путает с 1921-1922 годами, когда шла Гражданская война и страна стояла на краю пропасти, она ответила мне: «Ошибаешься, внучок, самый страшный голод был именно в 30-х…»
Время все расставило по своим местам. Бабушка оказалась права.
История многому учит, и прежде всего - не поддаваться сиюминутным страстям, конъюнктуре. Но учит не всех. На страницах газет, по ТВ и радио ныне ведутся горячие споры о том, кем же все-таки был Сталин.
То, что Сталин изверг и тиран, кажется, сомнению не подлежит. Но история наша очень сложна для рационального понимания. Не стоит обелять Сталина и делать из него «эффективного менеджера», что просто невозможно, но и не нужно валить все грехи на него одного, ибо этого требует принцип исторической правды.
Весьма точно и емко, на мой взгляд, эту коллизию попытался отобразить ставропольчанин Борис Спиваковский:
И закрывать мавзолей В.И. Ленина стендами по время парадов тоже не стоит - именно у мавзолея, символа советского государства, были брошены и сожжены штандарты разгромленной фашистской Германии. В том знаменитом параде на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года, к слову, участвовали и 67 ставропольцев.
Вот уже четверть века я преподаю историю в Ставропольском строительном техникуме. Всегда считал и считаю, что в первую очередь мы должны изучать историю Отечества, а потом уже зарубежных стран. Логическая цепочка тут следующая: моя семья - мой род - мое село, город, край - моя страна - весь мир. Сомневаюсь, что в США школьники разбирают суть реформ венесуэльского президента Уго Чавеса, погружаются в предпосылки восстания тайпинов в Китае и Кубинской революции. Хотя и могли бы, ведь своей истории всего двести лет с небольшим: в сравнении с российской - одно мгновение.
На встрече с победителями конкурса «Учитель года» Владимир Путин еще раз подчеркнул значимость в патриотическом воспитании таких предметов, как история и литература. На мой взгляд, в этот список предметов необходимо добавить и краеведение. Именно поэтому в стенах моего родного строительного техникума работает краеведческий кружок, созданный три года назад на базе исторического. Возглавлять кружок руководство техникума доверило мне и преподавателю информатики Ирине Труфановой.
Регулярно проводятся занятия по темам «Родословная», «Летопись родного края», «Земляки», «Исчезнувшие памятники России», по каждому из них кружковцы готовят выступления и доклады. Уж не сочтите за банальность, но для наших детей «родня», «народ», «родина» - это не просто однокоренные слова, а буквальная связь с прошлым, пространство для самого существования патриотизма. Свидетельство этого - десятки дипломов и грамот, которыми на самых разных уровнях отметили студентов и их руководителей.
Свой взгляд на преподавание истории отечества, а также на организацию учебного процесса в целом я изложил в письме на имя патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Главная мысль послания - ничтожно малое время, отведенное на преподавание отечественной истории, понять которую в рамках краткого курса невозможно - очень уж она сложна, запутана, неоднозначна и противоречива.
Вопросы образования в патриархии решать, конечно, не уполномочены, но к ее мнению чиновники прислушиваются. А потому из ответа за подписью председателя отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина отрадно было узнать, что ходатайство с просьбой изучить мое обращение направлено спикеру российского парламента, председателю исторического общества Сергею Нарышкину, а также министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову.
Хочется верить, что высокопоставленные чиновники услышат голос рядового учителя истории, ратующего не за себя, а за общее дело.
Добавить комментарий