Поиск на сайте

С пьянством у нас в разные времена борются по-разному

 

В Ставропольском краеведческом музее им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве продолжает работу выставка «Жизнь без вредных привычек» под девизом: «Скажем «нет» наркомании, алкоголизму и табакокурению».
Для заметного контраста и должного эффекта выставка расположилась бок о бок с экспонатами, которые в течение полувека собирал один из основателей музея Георгий Константинович Праве. Коллекционировал увлеченно и страстно предметы геологии, зоологии, ботаники, истории, археологии. Заказывал из разных стран действующие модели по физике и географии, чучела животных, камни, гербарии.
А на другой половине зала посетителям рассказали об увлечениях иного рода – не просто вредных, но откровенно пагубных. Начинается экспозиция с плакатов советского времени, незатейливых в исполнении, топорно-брутальных, но уже ставших музейной редкостью.
Казалось бы, прошло не так много времени, как советская пропаганда сдалась под натиском плюрализма мнений, а то и вольнодумства за гранью дозволенного. Но если полсотни лет назад такими плакатами, может, и удавалось вразумлять и наставлять на путь истинный, то сегодня столь блеклая продукция сработала бы чисто вхолостую. Да и вообще, ничего, кроме ностальгии по прошлому, плакаты не вызывают уж, «не пробирает» даже антиалкогольный пропагандистский прицел их.
Вот агитка «Алкоголь – твой злейший влаг» в виде водочной этикетки Росглавспирта с указанием ГОСТа. Ныне, когда госстандарты если и существуют, то не соблюдаются, такая антиалкогольная кампания вполне может прокатить за рекламу сорокоградусной. Внизу приписочка: «Цена со стоимостью посуды 9 рублей 10 копеек». А это уже о крепости советской экономики. Сейчас и палёнку, совершеннейшую отраву, алкаши берут не дешевле полтинника за поллитра.
Другой плакат: рука, в которой зажат граненый стакан, в виде пропитой физиономии. Тут на борьбу с алкоголизмом мобилизовали русскую литературу в лице Федора Михайловича Достоевского. Цитата страшная и, если честно, неудачная: «Вино скотинит и зверит человека…» Продолжение фразы, кому интересно, такое: «...ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей, тупит его». Почему опополамили классика, понятно: скотинит, зверит, тупит – перебор, однако с авторскими неологизмами.
К слову, сам писатель крепче кофе ничего не употреблял и к алкоголю относился, мягкого говоря, без почтения. Подтверждение можно отыскать в «Дневнике писателя» за 1873 год: «Матери пьют, дети пьют, церкви пустеют, отцы разбойничают; бронзовую руку у Ивана Сусанина отпилили и в кабак снесли; а в кабаке приняли! Спросите лишь одну медицину: какое может родиться поколение от таких пьяниц?»
Так что насчет вина (видно, хлебного) классик подметил верно – для России культура пития непонятна и чужда по своей сути. Бокал-другой за ужином – это не про нас. Мы либо не пьем и работаем, либо пьем – и тогда уже в кабак снести готовы не то что руку Сусанина, но и самого героя вместе с постаментом. Не случайно, думается, такую популярность приобрели кинокартины вроде «Особенности национальной охоты».
Серия антиалкогольных плакатов посвящена дорожной тематике. Надписи на языке эпохи выполнены в директивной форме. Например: «Не допускайте к рулю пьяницу» или «Трезвость – закон дорог». К выводу о том, что современного гражданина «шершавым языком плаката» не пронять и не перевоспитать, депутаты пришли совсем недавно. Да-да, я о драконовских штрафах.
С 1 сентября, напомним, в России начала работать новая система мер за нарушение ПДД. Отныне езда в нетрезвом виде грозит лишением прав на 1,5-2 года, плюс 30 тысяч рубликов штрафа. Осмелюсь предположить, что даже эта мера наших сограждан от совершения необдуманного поступка не остановит. Но и депутаты тоже ведь не с Луны свалились, тоже иной раз позволяют себе, а потому пошли дальше. Если водителя поймали на пьянке повторно, пешком придется ходить уже три года, а в счет государства отстегнуть 50 тысяч рублей.
Тут-то самое время поразмышлять на тему вредных привычек и борьбы с ними столь радикальными методами.
Лишили, скажем, Ивана Петровича на пару лет водительских прав, так он же и вовсе сопьется. Как-никак, а руль дисциплинирует, приучает к ответственности. Без строгих мер, конечно, никуда, ибо пьяный за рулем – преступник. Но, может, стоило обойтись одним штрафом?
А вот очередной плакат с этикеткой «Русской водки», расплющенной жирным мрачным крестом. Надпись соответствующая, без хитростей: «Крест на семейном бюджете». Кто бы спорил. А если водительские права отняли? Это уж точно крест на семейном бюджете. Зачем же права отбирать, лишать человека стимула трудиться и зарабатывать? Понимаю, спорно…
Ряд агиток наполнены общевоспитательным содержанием. Например, «Хулиганство начинается с рюмки». И опять тянет поспорить. Медики говорят, что рюмка водки или бокал красного вина никому не повредят. Вредно лишь то, что чрезмерно. Выходит, плакат нуждается в уточнении: хулиганство начинается не с рюмки, а, скажем, с пятой. Для кого-то с десятой, возможно. Но советская пропаганда безальтернативна: «Здесь вывод прост и ясен: пьянству – нет! Не то затмит бутылка белый свет!»
А вот еще пассаж на фоне агрегата из нержавейки: «Самогон – из быта вон!» Это вы попробуйте рассказать, например, в кубанской станице, где без самогонного аппарата в хозяйстве, что без лопаты, – раз и навсегда зачислят в разряд подозрительных. Рассуждают на селе так: «Если не пьет – али хворый, али подлюка». И еще момент: с нынешними ценами на водку да ее качеством, ниже плинтуса, вся надежда на свой самогон и остается – тройной очистки, чистый, душистый.
Видно, плакат – ровесник комедийно-приключенческой корометражки «Самогонщики» в главных ролях со звездной троицей (в России все на троих) – Никулиным, Вициным, Моргуновым. Так, к слову: первый вариант песни из популярного фильма получился настолько «неудачным», что его зарубили под тем предлогом, что после выхода картины песню будет распевать вся страна – хором, за добрым столом.
Вот отрывок: «Не футболисты мы, не велогонщики, и не артисты мы, а самогонщики! А мы пить будем, а мы гнать будем, и культуру производства повышать будем! И помогают нам всегда сахар, дрожжи и вода».
Песню переделали, изменили мотив, придумали куплет о тюремном заключении за самогоноварение. Комедия вышла с печальным финалом, хотя и не с таким, как выставка. Зрелище, признаться, не для слабонервных, и это уже находка нашей эпохи, где уговоры не действуют.
В шкафах за стеклянными дверками на обозрение выставлены банки с формалином, а в них – почки, печень, легкие, мозги, сердце. И весь этот набор внутренних органов, предназначенных для того, чтобы думать, работать, дышать, поражен жуткими болезнями. Геморрагический инфаркт, эмфизема, рак, антракоз, гастрит, цирроз, язва, гастрит, туберкулез… Наконец, для совсем крепких духом в емкостях побольше представлены скрюченные и непропорциональные зародыши, демонстрирующие патологию плода при курении и пьянстве.
В такое уж время живем мы. Хочешь донести истину – надо шокировать, как чем-то тяжеленьким огреть сзади. Иначе доходит с трудом, а то не доходит и вовсе.

 

Олег ПАРФЁНОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях