Поиск на сайте

 

 

Исполнилось 110 лет со дня рождения нашего земляка, ессентучанина Георгия Шубникова, руководившего строительством космодрома «Байконур»

 

Без малого 60 лет назад, в феврале 1955 года, в СССР было начато строительство 5-го научно-исследовательского испытательного полигона Министерства обороны – первого и крупнейшего в мире космодрома, названного позже «Байконур» (с казахского – «богатая долина»). Начальником строительства космодрома стал наш земляк, уроженец города Ессентуки, фронтовик Георгий Шубников.
Первого мая исполнилось 110 лет со дня рождения Георгия Максимовича, и я, как участник той великой стройки, решил написать о нем в «Открытую» газету – самое читаемое и любимое ставропольчанами издание.

 

Георгий Максимович прошел Великую Отечественную войну   от первого до последнего дня, закончив ее в должности начальника 1-го Украинского фронта. После войны он остался в Германии, возглавил работы по восстановлению разрушенных и строительству новых автомобильных и железнодорожных мостов.
Это под его руководством был сооружен известный во всем мире памятник погибшим советским воинам в берлинском Трептов-парке со скульптурой Е. Вучетича – война с мечом и девочкой на руках.
С 1947 года полковник Шубников был начальником строительства ракетного полигона «Капустин яр» в Астраханской области, а в 1955-м возглавил строительство космодрома «Байконур».
Известно, что правительству было предложено несколько вариантов размещения нового полигона, в том числе восточная часть Ставрополья. Однако выбор пал на безлюдную степную часть Казахской ССР. Строить решили в районе железнодорожной станции Тюра-Там, на которой пассажирские поезда останавливались только на одну минуту.
Казахская степь встретила первостроителей неласково – сильнейшими морозами зимой, сорокаградусной жарой летом, страшной силы ветрами «Афганец» и «Бешкунак», сбивавшими с ног не только людей, но и верблюдов. Первые недели зимой 1955-го военные строители жили в палатках, с весны – в землянках на берегу реки Сырдарьи.
В тяжелейших климатических условиях они в кратчайшие сроки – в течение одного года! – построили цементно– и асфальтобетонные заводы, завод по производству железобетонных изделий, комбинат по производству столярных изделий и другие цеха, необходимые для строительства основных объектов полигона.
Для офицерского состава и гражданского персонала (конструкторов и инженеров-проектировщиков) возвели пятиэтажные жилые дома, общежития, столовые, госпиталь – так появился жилой городок под названием «Поселок Заря».
На полигоне постоянно находились генеральные конструкторы – Сергей Королев, Михаил Янгель, Владимир Челомий, испытывали ракеты, предназначенные для освоения космического пространства и для оборонных целей.
Уже через два года, 4 октября 1957 года, с Байконура был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 года – корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту.
К сожалению, не все пуски ракет были удачными. Так, 24 октября 1960 года нам довелось видеть трагическую картину взрыва при подготовке испытательного пуска. Во время взрыва погиб Главнокомандующий ракетными войсками, Главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин, а также многие военные испытатели и специалисты промышленности. Погибшие были похоронены в городском парке поселка Заря. Во время похорон шел сильнейший дождь, будто провожая погибших. Все, кто присутствовал на похоронах, плакали. Плакал и выступивший с траурной речью председатель Госкомиссии, секретарь ЦК КПСС, курировавший оборонный комплекс, Леонид Ильич Брежнев. Впоследствии на могиле погибших была сооружена памятная стела. Было много и других аварий, так как фактически шло освоение новой сложнейшей техники.
На строительство космодрома ежегодно прибывали на службу сотни выпускников военных академий. В 1959 году группа выпускников Ленинградской военно-инженерной академии имени А.Ф. Можайского, в том числе и автор данной публикации, прибыла на космодром и была распределена по площадкам в качестве инженеров.
Мне довелось дважды, в мае и сентябре 1959 года, участвовать в работах под руководством генерал-майора Шубникова. Разговаривал Георгий Максимович всегда очень спокойно, никогда не употреблял ненормативную лексику, обладал чувством юмора. Был он человеком огромного роста и плотного телосложения, его голова была всегда гладко выбрита, а военная форма сидела как влитая. Казалось, это с него Сергей Михалков списал своего дядю Степу: «Из известных великанов самый главный великан».
У меня сохранилось фото, где среди группы офицеров стоят Георгий Шубников и Сергей Королев, который на фоне генерала-ессентучанина выглядит, как подросток. Хотя Сергей Павлович был тоже ладно скроен и нормального роста.
Десять лет управление инженерных работ (УИР-130), которым бессменно руководил Георгий Шубников, буквально круглосуточно вело строительно-монтажные работы на огромной территории полигона размером более 200 квадратных километров.
Специалисты построили сотни километров автомобильных и железных дорог к стартовым комплексам, 40 километров водовода от реки Сырдарьи к каждой испытательной площадке. В течение года был построен один из главных объектов испытательного полигона, его энергетическое сердце – ТЭЦ.
В эти же годы под руководством генерала Шубникова реконструировали центральный водозабор с устройством мощной фильтровальной станции, ведь вода в Сырдарье летом представляла собой сплошной кисель.
В 70-е годы в Заре началось строительство высотных многоквартирных жилых домов. Если в первые годы население поселка насчитывало около трех тысяч жителей, то к 1980 году оно составляло уже более 100 тысяч человек. Тогда Заря стала городом Ленин-ском (современное его название – Байконур).
Напряженный ритм работы и суровые климатические условия сказывались на здоровье первостроителей. В 1965 году начальник строительства космодрома Шубников тяжело заболел – в результате инсульта он ослеп и оглох.
На присланном Сергеем Королевым личном самолете генерала доставили в Москву, в Кремлевскую больницу, но 20 июля 1965 года Георгия Максимовича не стало. Главный конструктор ракетно-технических систем Сергей Павлович Королев скончался полугодом позже – 14 января 1966 года. Ушли из жизни великие люди, отдавшие много сил и энергии созданию ракетно-ядерного щита нашей великой страны.
Правительство СССР высоко оценило титанический труд первостроителя космодрома Георгия Шубникова. Уже в 1957 году нашему земляку присвоили генеральское звание. Он награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, двумя орденами Боевого Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета»...
Удостоен званий лауреата Госпремии СССР и почетного строителя РСФСР. В городах Байконуре, Гагарине и Ессентуках имя Шубникова носят улицы, школы и парки. Генерал Шубников является почетным гражданином города-курорта Ессентуки, где он родился 1 мая 1903 года и где прошла в «Горводоканале» его трудовая юность.
Генерал Шубников по его завещанию похоронен в родном городе. На центральной аллее Братского кладбища на его могиле сооружен памятник, где установлен гранитный бюст работы заслуженного художника РСФСР Григория Постникова.
Имя выдающегося строителя, генерала Шубникова, как и многих инженеров-конструкторов ракетной техники, чьи жизни были связаны с освоением космоса, долгое время не было известно нашим соотечественникам по причине секретности их деятельности.
Я очень хочу, чтобы жители Ставропольского края гордились тем, что первую в мире космическую гавань – космодром «Байконур» – построил наш земляк, ессентучанин Георгий Максимович Шубников.

 

Юрий ТОЛМАЧЁВ,
подполковник в отставке,
кавалер ордена «Знак Почета»,
бывший старший инженер ОКСа
войсковой части 11284



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий