Поиск на сайте

Под таким названием в краевом музее изобразительных искусств открылась выставка художников советского периода
 

Окунули публику во времена славного прошлого, полного побед, свершений и открытий, прямо с порога. По залам разносилось: «Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография…», девушки в столовских накрахмаленных фартуках и кружевных колпаках под плавленый сырок «Лето» предлагали «Портвейн-72», как говорили тогда, - портюшу.
Гости - как правило, выросшая на советских традициях творческая интеллигенция - в молодость возвращались с нескрываемым удовольствием, смаком и под легким кайфом. Полагая, видно, что настоящий художник всегда голодный, посетителей потчевали картошкой в мундире, бочковыми солениями и бутербродами с «Любительской» колбаской.
Все, что представлено на выставке, в стенах ставропольского музея показывается впервые. Работы (а это около 200 произведений 80 авторов из 14 бывших союзных республик, кроме РСФСР) живописи, графики, прикладного искусства, отличающиеся разнообразием техник и материалов, в свое время были приобретены на Всесоюзных выставках.
И покупалось ведь не абы что: среди экспонирующихся авторов пятеро - народные художники СССР, остальные - народные художники республик, все - в званиях заслуженных деятелей искусств.
На большом экране посетителям прокрутили старую хронику с республиканских выставок в Баку, Киеве, Минске, Ереване, Риге, наконец, с Всесоюзной на ВДНХ, в Москве. Вот экспозиция, посвященная 55-летию советской милиции, «Всегда начеку». В кадрах полно людей в форме - лица светлые, взгляды прямые, осмысленные. «Молодая гвардия страны Советов» - выставка, приуроченная к 60-летию ВЛКСМ, собрала (за счет государства!) лучших комсомольцев со всей страны размером с шестую часть суши.
Экспозицию «Мы строим коммунизм» в торжественной обстановке открывает тов. Демичев, министр культуры СССР. Звучат теплые приветственные речи участникам, разрезается ленточка, гремят аплодисменты. Не обходится, понятно, без ритуала - слов о роли партии и немалых заслугах ее рулевого.
Но и сегодня у нас есть аналог КПСС (только, говорят, в худшем ее варианте), есть и свой бессменный лидер, без которого страна хоть в гроб ложись. Только вот нынешние министры по выставкам больше не ходят, у них иные приоритеты и увлечения, вроде Twitter.
Чему служили и на что тратили силы советские художники? Как ни покажется странным, но в представленных работах вы не отыщите признаков идеологического диктата и коммунистической заказухи - исключительно высокий уровень профессионального мастерства. Встречаются традиционные зарисовки на тему спорта, пейзажи, натюрморты, а вот без Ленина обошлось.
В большинстве своем это работы, восхваляющие человека труда, прославляющие труд как основу бытия, но с опорой на национальную поэтику, традиции, культуру. Часто ли встретишь сельского работягу в картинах современников?
Хотя дело не только в извлеченных из запасника образах доярок и пастухов. Как делились сами художники, исчезла жанровая картина, требующая огромных интеллектуальных усилий, времени, внутренней страсти, особого духовного подъема. Стал редкостью портрет, остались лишь пейзажи. Да и то что-то размытое, расплывчатое.
С ног на голову поставлена идеология художника. Если раньше одолевали сомнения на пути к реализации замысла, то сегодня - это сомнения по поводу нужности в профессии себя. Что же происходит, почему эпоха безмерной свободы ограничила, а местами истребила творческий поиск?
Причины этого эксперты видят в сворачивании практики госзаказа в хорошем ее понимании (с конъюнктурой не путать), ведь во все времена многие известные писатели и художники, которых принято считать классиками и основоположниками, творили за деньги.
А советское государство и с молодыми-то, неопытными художниками носилось, как с детьми, создавая им все условия, - только твори! Они и творили, никто не позволял себе халтуры – это был патриотизм чистого сердца.
Так что образцы настоящего (не социалистического и коммунистического) реализма для нашего зрителя, немало испорченного скандалами, клубничкой и клюковкой, очень кстати.
«Распался Советский Союз, значит, все, что тогда делалось, надо срочно объявить дерьмом? - в одном из интервью вопрошает русский француз Михаил Шемякин. - В те времена были великие художники. Если отбросить идеологическую дребедень, соцреализм - очень мощная и сильная школа, которой нужно гордиться».
Но гордиться нужно не только соцреализмом в искусстве, а самой историей, запечатленной в полотнах. Просто учиться тому, как делали в СССР. Пока еще, как шепнул в кулуарах один знакомый искусствовед, те, что делали СССР, не успели окончательно сделать и Россию. 
 

Олег ПАРФЁНОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях