Поиск на сайте

Земельные конфликты на Ставрополье становятся всё острее, а разрешать их по-прежнему некому

Правоотношения

Губернатор упразднил комиссию по земельным спорам, которая два года существовала на Ставрополье лишь на бумаге. В ее составе были лишь лжеактивисты, и ни одного реального конфликта она не разрешила.

Создана комиссия была в январе 2017 года после визита на Ставрополье представителей президентского Совета по правам человека. Они жестко раскритиковали правительство края, которое даже не пытается услышать голос селян в конфликтах с агрохолдингами.

Организацию работы комиссии губернатор доверил министру имущественных отношений края Алексею Газарову... который всю жизнь проработал в нефтяной отрасли на Ямале и, конечно, был безнадежно далек от интересов ставропольского крестьянства.

В состав комиссии вошли одни чиновники и депутаты – люди, которые, разумеется, заведомо отстаивали бы интересы крупного агробизнеса. Возглавили новый орган депутат от КПРФ Виктор Лозовой и вице-премьер краевого правительства Николай Великдань.

Лозовой по образованию военный ветеринар, но с проблемами села никогда не сталкивался (сейчас он заместитель директора Фонда капитального ремонта), а Великдань – хоть и аграрий, но ни разу за обиженных олигархами крестьян не заступался.

Таким «перекосам» при формировании комиссии возмутились фермеры, которые на встрече с губернатором края Владимиром Владимировым потребовали также учитывать их интересы. Минимущества подсуетилось, дополнительно введя в состав комиссии 20 человек – глав фермерских хозяйств из разных районов Ставрополья. Правда, уже в ноябре 2017 года комиссию снова «обновили», исключив всех до единого фермеров.

Комиссия должна была заседать каждый месяц, в реальности же она собралась лишь дважды, так и не рассмотрев ни одного актуального вопроса. Как в басне дедушки Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». И в конечном итоге комиссия была упразднена за ненадобностью – тихо, без объяснения причин...

Точно так же, напомним, месяц назад была ликвидирована комиссия, которая контролировала реализацию майских указов президента. Общественность так и не узнала, выполняются ли на Ставрополье поручения президента, наказали ли кого-либо из нерадивых мэров и министров, проваливших президентские указы.

Андрей ЧЕХОВ


Комментарий


«Своим» – всё, чужим – закон

«Открытая» уже рассказывала, что Верховный суд России рассматривает третий по счету спор, который касается взимания арендной платы за использование земель на Ставрополье. Исковые требования к правительству края выиграли бизнесмены из Ессентуков и Курского района, а сейчас пытаются доказать свою правоту предприниматели из Арзгира.
Между тем с января в крае уже действует новый порядок расчетов арендной платы за земельные участки публичной собственности. У бизнес-сообщества он вызывает еще больше споров, нежели предыдущий, действовавший с 2016 года (и трижды оспоренный в Верховном суде). Своим мнением по поводу нового порядка поделилась юрист Наталья ПОЛЯКОВА (на снимке):
 

– Арендная плата всегда рассчитывалась, исходя из двух составляющих: кадастровой стоимости конкретного участка и базового коэффициента арендной платы (исходя из вида разрешенного использования по конкретному населенному пункту).

Порядок определения арендной платы представлял собой достаточно объемный документ, в котором были указаны таблицы базовых коэффициентов по населенным пунктам и 17 видам разрешенного использования участков. Такая дифференциация по населенным пунктам – это попытка «привести в чувство» завышенную стоимость, уравновесить ее с адекватной.

К примеру, аренда участка под торговлю варьировала по городам следующим образом: Ставрополь – 3,3%, Михайловск – 4%, Кавминводы – около 5% (за исключением Ессентуков, где было 14%).

Процент поднимался к периферии – скажем, в Кировском районе до 30%. Потому что чем дальше от центра, тем ниже кадастровая стоимость земли, и регулирование производилось повышением процента ставки.

Теперь смотрим на новый документ, применяемый с первого января 2019 года. Предыдущий был с таблицами более 20 листов, а этот – на три листочка. Вместо дифференциации по 17 видам разрешенного использования большинство участков «заведены» под 3% кадастровой стоимости.

И для всех населенных пунктов одни цифры. То есть в отдаленных районах будет дефицит бюджетов, а в крупных городах социальные объекты «задушатся», зато порадуется торговля!

Если всегда расчет был только от кадастровой стоимости, то теперь (впервые!) появляется возможность расчета от рыночной стоимости. То есть возможно «нарисовать» любой отчет о рыночной оценке, оформив участки на «своих» людей. «Бонусом» идет практически полное освобождение от арендной платы, если арендатор относится к налоговым льготникам…

В промежутках между переоценкой кадастровой стоимости будет происходить ежегодное повышение арендной платы (оно привязано к уровню инфляции). А вот если расчет аренды произведен от размера рыночной стоимости – то никаких изменений с ней связанных. Но это для «избранных»?!

А вот неугодным будут готовить отчеты о рыночной стоимости выше кадастровой. У местных глав появятся новые рычаги для расторжения договоров аренды ввиду «несвоевременной оплаты». Бизнес еще дальше шарахнется от аренды земель публичной собственности. Ну а инвестиционная привлекательность края летит в пропасть.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях