Поиск на сайте

Настоятель храма из Ставрополя Антоний Скрынников: «Сербы, наши братья, остро нуждаются в нашей поддержке» 

Молодой священник из Ставрополя посетил Косово, обстановка в котором до сих пор очень напряжённая 

Настоятель храма Святого благоверного великого князя Дмитрия Донского отец Антоний Скрынников – неординарный человек. Он принял сан священнослужителя в зрелом возрасте, а до этого работал журналистом.
Храм, в котором служит отец Антоний, еще не построен. На территории военного городка, на окраине Ставрополя, только определено место для его постройки и возведено здание воскресной школы, где есть молельная комната.  
Батюшка, помимо непосредственного отправления служб, читает лекции в ставропольских вузах и семинарии, занимается миссионерской деятельностью. В этом качестве он побывал в Бирме и Восточном Тиморе. А всего посетил 35 стран мира.  
Чтобы помочь строительству храма, отец Антоний организовал производство сыра в приходе. Словом, человек он интересный, деятельный, отличный собеседник.  
В Косово и Метохию его пригласило Сербское отделение международной полицейской организации, чтобы он как человек, владеющий словом, описал увиденное и показал, в каком бедственном положении находятся здесь православные храмы и монастыри. 
 

До сих пор рушатся храмы 

– Моя цель – рассказать русскому читателю, что сербы, наши братья по крови и вере, нуждаются в нашей поддержке. В Косово и Метохии до сих пор рушатся храмы, идут столкновения на религиозной и национальной почве, – говорит отец Антоний. 

Пока он летел в Белград, почитал книгу «Сообщения из распятого Косово», в которой собраны уникальные документы, в том числе отчеты епископа Рашко-Призренского Павла, будущего патриарха Сербского. 

Гонения на сербское население начались еще в середине прошлого века, а после распада Югославии в 2003-м страна и вовсе погрузилась в национальное и межконфессиональное противостояние –  такое, которое не могло присниться и в страшном сне. Но зачатки трагедии накапливались из года в год, подтверждение чему мы находим в «Сообщениях из распятого Косова». 

7 мая 1969 года: «В Приштине албанцы избили монахиню из монастыря Бинча за то, что защищала монастырские земли. Этой весной албанец жестоко избил игумена монастыря Девич, а цыган-мусульманин топором ранил послушника монастыря Дечаны в монастырском лесу. Духовник монастыря Гориоч ранен камнем, который был брошен из албанского двора и попал ему в голову». 

23 апреля 1977 года: «Особенно серьезно, что существует организованное давление на наше население со стороны определенного числа молодых албанцев: нападения, избиения, использование самых разных средств с целью создания атмосферы нестабильности и неизбежного выселения, о чем заявляется совершенно открыто: «Уезжайте, тут вам не Сербия!» 

Обычное явление, когда подростки и молодые люди выкрикивают оскорбительные непристойные слова, даже когда идет похоронная процессия. Людей забрасывают камнями, плюются и так далее. Каждый день это приходится испытывать и мне». 

С тех пор мало что изменилось. Оставшихся немногочисленных сербов продолжают изгонять из Косово, храмы и монастыри оскверняют и рушат. KFOR (Kosovo Force – международные силы под руководством НАТО), которые находятся здесь с 2002 года, в какой-то степени поддерживают мир. Насилия стало меньше, но тенденции давления на сербов продолжаются. 

Вера албанцев – «албанство» 

Отец Антоний рассказывает, что почувствовал это напряжение уже на границе Косово и Сербии. Сербские пограничники пропустили его без проблем, албанцы же долго мурыжили.  

Им не понравилось, что шенгенская виза у батюшки оформлена в Греции, а Греция не признала независимость Косово. (Как не признали ее и несколько стран Евросоюза.) Значит, с точки зрения албанцев, это недруги, а с ними себя надо вести соответственно. 

А кто им друзья, видно, стоит переехать границу. Кругом развеваются флаги США, Евросоюза и НАТО. В Приштине Биллу Клинтону, инициатору бомбежек Белграда, поставлен прижизненный памятник. На пересечении улиц Клинтона и Джорджа Буша стоит величественный католический собор. Он посвящен матери Терезе Калькутской, которая, как известно, была албанкой. Для албанцев национальность – решающий фактор. 

«Я пришел к выводу, что конфликт в Косово скорее этнический, чем религиозный, – делится отец Антоний. – Как говорили некоторые лидеры албанского движения: религия албанцев – албанство. И я везде находил тому подтверждение.  

Большинство албанцев – мусульмане, но есть и католики, их семь процентов. Несмотря на обилие мечетей в Приштине, я не почувствовал здесь духа исламской веры, как, например, у нас на Кавказе – в Чечне, Ингушетии или Дагестане.  

В Приштине много женщин в коротких юбках. На полуобнаженных руках и плечах – татуировки. Многие в кафе пьют пиво, курят. Головы у большинства женщин не покрыты, не говоря уже о хиджабах. Очевидно, что основная часть населения нерелигиозна.  

Когда осквернялись православные храмы, то албанцы-католики, то есть христиане, и не подумали защищать сербские святыни. Нет. Вера албанцев – албанство. И, скажем, гаранцы, которые являются мусульманами, предпочитают жить рядом с православными сербами, так как единоверцы албанцы их принимают как чужаков. Когда из края выдавливали живших здесь хорватов-католиков, католики-албанцы тоже молчали».  

По Косово и за пределами монастырей отец Антоний передвигался в облачении. Это не вызывало у албанцев неприязни, молодежь даже просила сделать селфи с батюшкой. Такая терпимость объясняется легко – все понимали, что православный священник не серб, а иностранец. 

– Батюшка, но неужели вы не увидели нормальных отношений между сербами и албанцами? Везде же есть нормальные люди? 

– Конечно, есть. В одном из селений мы хотели зайти в разрушенный православный храм, но проходившая мимо женщина-албанка стала кричать и показывать жестами, что не надо этого делать. Переводчик сказал – она предупреждает, что там может быть заминировано.  

Священники и монахи, с которыми мне довелось беседовать, тоже говорили, что довольно часто общаются с албанцами и один на один находят с ними общий язык. Но если их двое или трое, взаимопонимание пропадает – люди будто боятся, что их могут заподозрить в лояльности к сербам.  

Эта нетерпимость поддерживается на официальном уровне. Например, последние массовые сербские погромы произошли два года назад, их причиной стала гибель албанских подростков, утонувших в реке. Сразу же были пущены слухи, что детей столкнули в реку сербы. Этого хватило, чтобы запустить очередную волну насилия... 

И в пустых храмах идут службы  

В женском монастыре города Грачаницы отцу Антонию удалось побеседовать с епископом Рашко-Призренским и Косовско-Метохийским Феодосием. Владыка рассказал, что с 1999 по 2004 годы родные места покинули более 200 тысяч православных сербов. Вернулись единицы. С 1990 года разрушено более 150 храмов и монастырей. 

«Есть города, в которых некогда жили сербы. Сейчас православной паствы там нет, но остались сербские священники, которые продолжают служить литургию и беречь храмы. Мы каждый день просим Бога сохранить Косово, это важно для всего православного мира». 

По Грачанице отца Антония сопровождал местный житель Бобан Янкович. Он прекрасно знает русский язык и литературу – преподает их в сербской школе в деревне Шилово.  

Из города школу перевели в сельскую местность, так как там безопаснее. Педагоги получают зарплату 700 евро. Это гораздо больше, чем получают учителя в Сербии.  

Правительство Сербии специально доплачивает учителям и врачам, оставшимся в Косово, чтобы не уезжали. Но, как говорит Бобан, не только зарплата удерживает его здесь: «Для меня это принципиальный момент. Это исконно сербская земля, и я буду здесь жить несмотря ни на что. 

Все сербы, оставшиеся здесь, искренне любят эту землю и делают все, чтобы она осталась в составе Сербии». 

Но тот же Бобан с грустью констатирует: молодежь уезжает, не видя перспектив. Остаются самые твердые и принципиальные.  

Несмотря на поддержку Сербии, большинство косовских сербов настроены пессимистично. Отцу Антонию многие признавались: они не верят, что, случись новое обострение, большая Сербия вступится за них «по-настоящему». Уж слишком сильное давление оказывается на власти со стороны западных стран.  

– Сразу после Косово я собирался ехать в Дагестан на форум мусульманской и православной молодежи, – говорит отец Антоний. – Когда рассказал об этом слушателям сербской семинарии, они искренне удивились: разве между христианами и мусульманами возможен диалог?  

Удивило их и то, что у меня есть друг имам, и что на строительство нашего храма жертвует деньги один черкес из Москвы. Да, у нас это, к счастью, возможно. Очевидно, что после смутных 90-х годов в России удалось наладить диалог между представителями разных конфессий, укрепить доверие между народами.  

Это великая и хрупкая ценность, которую все мы должны беречь. 

Сергей ИВАЩЕНКО 
Фото автора  
и Антония Скрынникова 
Отец Антоний

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях